Сталинская высотка на Кудринской площади. Что в не

Все сталинские высотки в Москве были заложены в один день, 7 сентября 1947 года, однако построены они в разное время. Если смотреть на них мельком, то может показаться, что они одинаковы и различий особых между собой не имеют. Конечно, это не так. Каждая из высоток индивидуальна, более того, имеет свою историю, полную противоречий и извилистых ухабов. Стоит начать с того, что заложено было 8 высоток, а возвели в столице 7. Восьмая существует, но не в Москве и даже не в России.

Высотки были заложены в знаменательный день в честь празднования 800 - летия Москвы. Выбранная дата была идеальна: восемь высоток символизировали каждое из восьми столетий московской истории. Началось масштабное строительство, и спустя десять лет в столице возникли семь гигантов, или, как принято их называть, «семь сестёр»: МГУ им. М. В. Ломоносова и МИД СССР, гостиницы «Ленинградская» и «Украина», жилые дома на Кудринской площади и Котельнической набережной и здание на площади Красные Ворота.

А вот восьмую доделать не успели, строительство центральной и самой высокой по проекту высотки было заморожено по причине смерти Сталина. Пришедший к власти Никита Сергеевич Хрущев имел свои, противоположные своему предшественнику, взгляды на облик Москвы. Фантазии архитекторов он прервал своим постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», после чего воплощение восьмой высотки из надежды превратилось в неосуществимую мечту жителей столицы.

А вот для поляков мечта осуществилась, причём без их особого участия. Да, восьмая высотка выросла в Варшаве, вдали от своих сестёр, и должна была символизировать польско-советскую дружбу. Эту высоту возвели в рекордно короткие сроки (за 3 года, так быстро не возникала ни одна московская сестра) силами и с помощью средств СССР, роль принимающей польской стороны была минимальна, якобы они выбирали только место и решали, как в дальнейшем будет использоваться здание. Так ли это? Остаётся только гадать. Но факт остаётся фактом: Варшава получила шедевр советской архитектуры, высотка выделяется своей помпезностью и, конечно, внутренним убранством.

Мы возвращаемся в столицу и сегодня поговорим об одной из 7 реализованных московских высоток - высотке на Кудринской площади (в те года на площади Восстания), строительство которой длилось около 8 лет и завершилось в 1954 году. Она, в отличие от практически всех своих «сестёр», жилая. Даже прозвище по этому поводу получила моментально - «Дом авиаторов». Дело в том, что квартиры здесь получали в основном сотрудники авиационной и ракетно-космический промышленности, известные летчики и, само собой, авиаконструкторы. Были среди счастливых обладателей квартир и представители искусства, силовых и других ведомств, но в куда более меньшем эквиваленте.
Получали не просто квартиры, а одни из лучших в мире, прекрасно оснащённые технически и с изысканным декором вестибюлей. При заселении, а началось оно в апреле 1955 года, жильцы уже имели в квартирах автоматическое регулирование температуры, мусородробилки под мойками, электрические мельницы для бытового мусора, посудомойку и многое другое. Даже сейчас не в каждой квартире «под ключ» такое имеется. Что и говорить о послевоенном СССР в середине XX века? Обычные советские граждане ютились в бараках, коммуналках, бывших монастырских кельях и о своей собственной квартире могли только мечтать, о техническом оснащении и говорить не стоит. «Дом Авиаторов» определенно не являл собой равенство.

Зато в оформлении использовались элементы национальных русских традиций, как, например, шатрообразное завершение центральной части здания. Это отсылка к памятникам московского барокко. Хотя, это так сразу и не заметишь, ведь взгляд останавливается на шпиле с пятиконечной звездой. Разумеется, эта звезда уж никак не относится к барокко. Откуда же такой шпиль?

Бытует легенда, что лично товарищ Сталин затребовал у архитекторов установить на башнях высоток шпили. Мол, слишком ему почти завершенная высотка МИД показалась похожей на американский небоскреб, а сие невозможно. Так архитекторы получили непростую задачу и стали придумывать, каким образом на почти готовое здание добавить шпиль. Как мы понимаем, задачу они выполнили, и вот с тех пор шпиль из жести красуется наверху.

По другой версии, на чересчур сильную схожесть с американскими небоскребами обратил внимание главный архитектор столицы Д. Чечулин и настоял на изменении внешнего облика. Ну а куда попрешь против воли главного архитектора столицы СССР? Но есть и третья версия, что это не Сталин, уж тем более не Чечулин (он сам строил высотку на Котельнической), а генерал-майор А. Комаровский, курирующий строительство высоток, оказался недоволен отсутствием шпиля и велел изменить проекты всех зданий, разумеется, со ссылкой на вождя народов: «Сталин готику любит».


Архитекторами высотки на Кудринской площади были М.Посохин и А.Мндоянц. Михаил Посохин выдающийся архитектор, являлся главным архитектором Москвы на протяжении 20 лет и был автором многих проектов. А еще написал книгу «Дороги жизни», где несколько глав посвятил строительству высотки. Так Посохин в своей книге указал, что никто из архитекторов, участвовавших в этом беспрецедентном проекте, не общался с Иосифом Виссарионовичем лично:

"О вкусах Сталина мы, молодые архитекторы, узнавали через вышестоящих людей и по рассказам окружающих. Видеть и слышать Сталина [нам] не приходилось. Но особенно чётко его вкусы проявились при проектировании высотных домов в Москве, увенчанных по желанию Сталина остроконечными завершениями. Поговаривали, что вождю нравились сооружения в готическом стиле."


Да, легенд настолько много, что уже все и запутались. А где же истина (пишите в комментариях, как было на самом деле)? Одну истину мы точно наблюдаем – это дом с башней и шпилем, высота которого - 156 метров. Сейчас эта цифра нас нисколько не удивляет, но представим себе Москву того времени!

Важная деталь: высотка не каменная, а лишь облицована и стоит на широком стилобате из темно-красного трофейного гранита. Личный архитектор Гитлера, Альберт Шпеер, намеревался после триумфальной победы нацистов построить памятники из этого самого гранита. Но, к счастью, триумфа не произошло. Гранит был перевезен в СССР и пущен в строительство.

Центральная часть высотки на Кудринской имеет 24 этажа, боковые - 18. В доме более 450 квартир. Любопытно, что в доме всего 3 больших и 4 маленьких подъезда. Немного, да. Зато какая картина внутри! Мрамор, лепнина, колонны, ковровые дорожки и перед квартирами дубовый паркет, повсюду люстры и отражающие эти изыски зеркала. Короче, дух завораживает. А если не завораживало дух, то надо было спуститься вниз и зайти в самый большой в Союзе гастроном с незамысловатым и ничем не намекающим на размеры названием «Гастроном No15». Ну а после пищи материальной, можно и пищи духовной вкусить, отправившись в кинотеатр. Настоящая идиллия для культурного гедонизма советского гражданина. Или просто посмотреть на фасад здания и насладиться украшающими его скульптурами, которые символизировали творчество, оборону и труд советских граждан.

Разумеется, такая махина нуждалась в ежедневном обслуживании. Дубовые паркеты надо было мыть, а ковровые дорожки сами чистыми не станут. Люди-то жили непростые, случись коммунальные аварии, так расстроились бы в связи с длительным ожиданием. Дабы не доводить до греха, весь обслуживающий персонал поселили прямо в доме, но только на верхних этажах, ибо нижние этажи отводились под бомбоубежище. Да, вид с верхних этажей открывался потрясающий, а вот остальное повторяло обычные коммуналки с общим туалетом и кухней. Потолки, разумеется, были ниже, и, вот еще проблема - лифты сюда не доходили. Собственно, всё как у людей, у обычных людей.

А потом в стране наступили непростое времена... Развал СССР, лихие 90-е и возможность сдавать помещения. Ох, чего здесь только не было! Например, бар «Кружка» изумительно оприходовал интерьеры цоколя, оставив на них неизгладимый тяжкий след. Для аудитории, предпочитающей изыски и панорамные окна, открыли бар «The Real McCoy». Заведение имело несколько прямолинейный, даже откровенный характер, поэтому в огромных окнах хорошо наблюдались пьяные вакханалии. Ну а сейчас ничего и не напоминает об СССР или барах из 90-х или нулевых.

Именно рядом с этой высоткой Сергей Михалков поместил своего героя дядю Степу.

Шли ребята мимо зданья,

Что на площади Восстанья.

Вдруг глядят — стоит Степан,

Их любимый великан!..

— Получил я пост почетный! —

И теперь на мостовой,

Там, где дом стоит высотный,

Есть высотный постовой!


Рецензии