Из записной книжки

Из записной книжки
   Сегодня разговорился в поликлинике с одним человеком. Это был седенький мужичок с палочкой моложавого вида, о котором и не скажешь, что ему за семьдесят. Оказалось, что он с Дальнего Востока, жаль только, что я не спросил ни имени, ни фамилии, ни из какого города или села, но визиточку свою ему передал, мол, надумает поведать мне свои истории, позвонит.
   Мы сидели в пустом коридоре поликлиники, где уже давно нет врачей, прижав руками ватки, и разговорились. Точнее, высказаться хотел он. И сквозь все его рассказы красной нитью проходила тема природы, тема настоящих хозяев тайги - тигров, медведей, и о том, как люди наступают на их привычную среду обитания, и чем эта среда отвечает. Я понял, что по роду службы он долгое время жил в тайге. А живя там, в дикой природе надо быть готовому ко всему. От встречи с хищником никто не застрахован.
   «Вот, говорит, был случай, остановился я на ночлег у одной речки. Со мной два коня, кобыла и ружье. Наловил форели, сварил ухи, и улегся спать в палатке возле костра. Ночью слышу - ржут кони, и на палатку так и лезут. Выскочил с ружьём. Кони перепуганы, а кобылы нет. И никого больше. Только следы на крупах от когтей. Начал палить в воздух, подбросил для дыма в костер бересты. Страшно. И только слышу рык тигра где-то недалеко. Пошел, с ружьем наперевес. Метров сто по лесу, гляжу лежит задраная моя кобыла. А до стойбища еще одна ночь пути. В следующую ночь разводил три костра. Но хищник уже ушел. Он не будет преследовать человека»… Единственное, о чем я жалел, слушая его, что у меня нет с собой диктофона.
   Он все рассказывал, а меня не покидали мысли о Дальнем Востоке. Я не был там никогда, и представлял его лишь по рассказам и фильмам. Этот край казался мне суровым, грациозным и независимым. И каким-то диссонансом звучало слово Дальний. Почему? От кого? Сами жители региона так не считают. И с чего бы им считать себя дальними? Мне думается, что край этот достоин большего внимания, и не раздачей пресловутых гектаров, а реальной государственной программой развития. Помяните моё слово, что край этот хранит невиданный потенциал, а его нужно направлять, организовывать.
   Но собеседник мой продолжал историю. Бытность его работы в том крае выпала на 70-е годы. Убили мужики медведя. Выделали шкуру. Повесили как пугало - сушится. Время к концу лета. Один говорит:
-  Брусники бы пособирать!
Второй подумал, и говорит:
- А что собирать то? Вон бабы каждый день по целым корзинам выносят! Идем на болото, ты одеваешь шкуру, и бежишь на них, а я кричу: медведь, медведь!
   Так и сделали. Бабы в рассыпную и корзины побросали. Но на беду случайный охотник шел по мелкую дичь, (повезло, что по мелкую!). И пальнул по «медведю». Шкура медведя толстая, но удар крепкий. «Медведь» подпрыгнул, и побежал, матерясь до самого села.
- Вот те на, - почесал за ухом незадачливый охотник.
   А вы говорите Гектар! Да у нас не паханное поле человеческой уникальной жизни! Здесь фильмы и сказки снимать нужно, фольклор собирать, да природу оберегать. А края те чудесные, завораживающие. Опора и верный тыл России. Вот только любовь должна быть взаимной, а не то, что денежки порознь.
   Рассказывал он мне и про то, как его отец решился спасать доярок от вырвавшегося быка, схватив оглоблю, и получил ударом рога повреждение печени. И разные истории, как тигры воровали собак, и даже прямо на глазах хозяев. Надеюсь, что с ним мы ещё встретимся, и нам будет о чём поговорить.
   Тут к месту вспомнилось мне стихотворение про Дальний Восток, написанное совсем недавно:
Хочу, чтобы Дальний Восток
Перестал быть уже дальним!
Чтоб стал великим богатым местом для жизни людей.
И, собственно, от чего он Дальний?
От нашей глупости, от новостей?
Тонкие нити связывают края России.
Тонкие нити железных дорог.
Да и те рвутся то там, то здесь из-за событий
В которых виден какой-то морок.
Люди живут там, они не прилагаются
Как некий сюрприз для властей из Москвы.
Их мир не дальний живёт и влюбляется
По тем же законам, что знаете вы.
Дальний. Какое-то ущемлённое,
Словно лакейский, незваный ли гость,
Дальней родню свою не называют,
Если прожить с ней мечтают не врозь.
Дальний он замер в каком-то безвременье,
Люди его покидают не зря...
Дорого стало с землей сообщение,
Будто бы дальний совсем не земля.
Если нам Дальний не станет Ближним
То неизбежен наш будет провал.
Кто-то приладит к нему свои лыжи,
А то, что уходит – никто не догнал!

13.04.23


Рецензии