На краю бездны

                На краю бездны.

                Все последние дни общественное внимание было приковано к принятию «закона об электронных повестках». Разумеется. Это обобщающее название к целому комплексу поправок, внесённых в различные законодательные акты, и, в первую очередь, в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ.
                Кроме того, поправки внесены в законы о безопасности дорожного движения, о порядке въезда и выезда из Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о потребительском кредите, о государственной регистрации недвижимости, о государственной регистрации транспортных средств.
                То, как принимались эти поправки, заслуживает написания то ли детективного, то ли плутовского романа, когда вначале говорилось об одном, потом были внесены совершенно новые поправки, и обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации приняли их фактически с голоса своих спикеров. Не считать же полноценными дебатами выступления депутата Государственной Думы Российской Федерации от КПРФ Нины Александровны Останиной и сенатора Людмилы Борисовны Нарусовой, тем более что итоги голосования были практически единоличными.
                В народе пошли разговоры о «военно-крепостном праве», о скорой всеобщей мобилизации и прочих не самых приятных вещах. Правда, ожидать резкого всплеска новой эмиграции не приходится: те, у кого были возможности и деньги, уже покинули территорию Российской Федерации, а у большинства нет ни заграничных паспортов, ни сбережений в иностранных валютах для того, чтобы убыть хотя бы через КПП в Верхнем Ларсе в гостеприимную Грузию или рвануть контрабандными тропами в приветливый Казахстан.
                Я бы, пожалуй, согласился бы с теми, кто говорит о возможности новой волны так и не законченной официально частичной мобилизации (нет Указа Президента Российской Федерации, нет и формального прекращения этого состояния, а что уж посоветовали опытные юристы не менее опытному выпускнику юридического факультета Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова, узнать нам не суждено).
                Итак, какие изменения, положительные или отрицательные, вносятся в нашу жизнь. Главное – возможность направления повесток о призыве на военную службу для не прошедших действительную военную службу граждан в возрасте пока ещё до 27 лет и о мобилизации для пребывающих в запасе Вооружённых Сил Российской Федерации, а также иных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Выписать сотни тысяч повесток – совсем не простая задача для работников военкоматов, а так одним кликом по клавишам компьютера все заинтересованные лица будут практически мгновенно оповещены.
                А для того, чтобы военкомат знал этих лиц по именам, необходим единый федеральный Реестр военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на действительную военную службу. Идея очень продуктивная, и удивительно, что потребовался год специальной военной операции и сентябрьская частичная мобилизация для того, чтобы она пришла в головы нашего военного руководства.
                В подобном реестре должны быть отражены установочные данные граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения), семейное положение (чтобы не дёргать попусту многодетных отцов семейств), образование, включая высшее и среднее специальное, военная подготовка, включая обучение в военных учебных заведениях от Академии Генерального Штаба ВС РФ до школ техников, на военных факультетах и кафедрах (циклах в средних специальных учебных заведениях)  при гражданских ВУЗах и колледжах, для пребывающих в запасе категорию, присвоенные воинские и специальные звания, номера военно-учётных специальностей, должностное предназначение на случай мобилизации и предполагаемую воинскую часть или учреждение, куда он будет направлен, личный номер (у офицеров они присваиваются при присвоении первого офицерского звания, а для прапорщиков, сержантов и старшин и рядового состава стоило бы присваивать эти номера при первичной постановке на воинский учёт, наличие прав на управление транспортными средствами и свидетельства о допуске к различным видам работ (высотных, сварочных, взрывных и тому подобных), о состоянии здоровья (наличии хронических заболеваний), о знании и степени владения иностранными языками и языками народов России. Видимо, для ряда ВУС стоило бы заранее подготовить справки о наличии допуска к секретным и совершенно секретным сведениям и о наличии родственников, постоянно проживающих за пределами России или имеющих иностранное гражданство.
                И все эти сведения должны быть включены в реестр, а это по самым скромным оценкам составит порядка 20 миллионов первичных записей (хотя по-хорошему, стоило бы учитывать и тех, кто был снят с учёта по здоровью или возрасту, а то иногда и эти Аники-воины оказываются нужны Родине).
                Кроме того, в этих записях должны быть отражены наличие специального учёта (для сотрудников Росгвардии, МВД, ФСИН, ФССП (Федеральной службы исполнения), ФТС, СКР, имеющих специальные звания, для сотрудников органов прокуратуры, аппаратов судов, органов юстиции, имеющих классные чины, получивших бронь на случай по мобилизации, а также отмечены граждане, проходящие военную службу в иных федеральных органах исполнительной власти либо прикомандированные к ним. Для офицеров и прапорщиков потребуется перенос сведений из послужных списков с указанием дат и номеров приказов о назначениях на должность и присвоении званий.
                Так что это будет дополнительной нагрузкой для сотрудников военкоматов, которыми чаще всего являются пожилые женщины либо в более редких случаях отставные военные.
                Поэтому прогноз Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максута Игоревича Шадаева о том, что данный реестр начнёт функционировать осенью, я считаю крайне оптимистичным. По моим скромным прикидкам для оцифровки всего этого массива информации при выделении в помощь военкоматам большого количества дополнительных сотрудников уйдёт около двух лет.
                Мне могут возразить, что объединить несколько баз данных федеральных ведомств можно буквально щелчком по клавишам. Однако проблема в том, что наши военные комиссариаты оснащены современной электронно-вычислительной техникой крайне слабо, и необходимо массовое оснащение их новыми компьютерами, сканерами, принтерами, устройствами технической защиты информации, налаживание системы защищённого электронного документооборота, что требует и значительных финансовых средств, и серьёзных организационных усилий, и, главное, времени.
                А вот со временем у нас главная беда.
                Понятно, что призыв в Вооружённые Силы молодого пополнения можно проводить по старинке, в бумажной форме. Протоколы давно отработаны, сотрудники военкоматов и выделенные медицинские работники своё дело знают, и с марта по середину июля все необходимые мероприятия проведут.
                Но на носу обещанное наступление Вооружённых Сил Украины. И хотя украинская сторона всячески темнит, понятно, что скорее всего уже в последней декаде апреля или в первой половине мая оно начнётся. Понятно, что наши войска готовы к стратегической обороне занимаемых позиций, но при сильном и внезапном ударе даже самые лучшие укрепления не смогут сдержать противника, который, скорее всего, будет наступать на двух-трёх основных и до десятка вспомогательных направлениях. И наряду с боеприпасами, средствами тылового и медицинского обеспечения, техникой и ГСМ главным ресурсом будут люди.
                Можно предположить, что до 150-200 тысяч дополнительных обученных и вооружённых штыков после сентябрьской частичной мобилизации у нас есть, но интенсивные бои приводят к необходимости быстрого пополнения выбывших по тем или иным причинам военнослужащих.
                В этой ситуации потребуется организовать новую частичную, а то и всеобщую мобилизацию, поскольку даже для удержания территории новых субъектов Российской Федерации потребуется от 300 до 500 тысяч дополнительных штыков, причём времени на их обучение и боевое слаживание не будет от слова «совсем».
                Вот тогда-то и потребуется массовая рассылка электронных повесток мобилизуемым, и они будут обязаны отнестись к ним не менее серьёзно, чем к бумажным, вручённым под роспись. А до этого необходимо хотя бы примерно знать, сколько людей различных возрастных категорий и каких военно-учётных специальностей необходимо призвать для формирования новых частей и подразделений, или хотя бы маршевых команд. Ведь помимо сбора и вооружения людей их надо одевать, кормить, выделять средства защиты, перевозить к линии боевого соприкосновения, что потребует мобилизации различных транспортных средств (привет владельцам джипов и «Нив»).
                Понятно также, что весьма значительная часть мужского населения не рвётся встать под знамёна, хорошо представляя себе возможные последствия своего патриотического порыва для себя и своих семей, и, значит, надо иметь резерв для замены не желающих отдавать свои жизни за так и не объявленные цели. Не считать же ими смену власти в Киеве с последующей денацификацией и демилитаризацией Украины, если вполне возможно, что за неё вполне официально впряжётся НАТО, не желающее возвращаться к состоянию на 1997 год.
                И главный вопрос сегодня – это даже не необходимость подбора команд и сбора их в случае объявления мобилизации, а то, успеют ли военные комиссариаты справиться со всеми своими делами до того момента, когда эти мероприятия потеряют всякий смысл.
                Впрочем, кормить собак перед охотой – наша национальная традиция. Любая, даже самая лучшая идея, только тогда способна принести пользу, когда она начинает реализовываться вовремя. И с созданием федерального резерва военнослужащих, и с проведением новой волны мобилизации наше руководство явно опаздывает. Сумеет ли оно волевым усилием обмануть судьбу, я не знаю. Очевидно, что продумывать свои действия заранее для него так же чуждо, как думать о нуждах руководимого им народа, а не витать в геополитических эмпиреях.
                В этих условиях разумные люди фиксируют убытки, но, видимо, когда есть опыт присвоения, но нет опыта расставания с присвоенным, такие мысли в головы руководящих товарищей не приходят. Буду рад, если ошибусь в своих прогнозах, но почему-то перед моим мысленным взором виднеется не Триумфальная арка, а стоящие в углу грабли. Ударом по лбу больше или меньше, видимо, не имеет для наших вождей никакого значения, а когда это значение возникнет, будет поздно "пить "Боржоми"".
                Можно обмануть себя, своих близких, весь народ, но избежать личной смерти и воздействия исторических событий никому ещё не удавалось. Поэтому для всех нас остаётся только необходимость определиться со своей ролью в грядущих событиях и с тем, стоит ли оказаться в роли навоза, на котором вырастет новая историческая реальность. А то, что новые поправки в законы смогут изменить траекторию движения нашей страны, я лично сильно сомневаюсь.
                У смертельно больных людей перед смертью нередко наблюдается кратковременное улучшение состояния. Поэтому я и говорю о том, что подобные мероприятия, вроде экстренного принятия поправок в законы, свидетельствует об опасности свалиться в бездну, а не о предстоящих победах.
                Но, видимо, я не прав, поскольку если бы был умным, был здоровым, богатым и жил бы на Лазурном берегу, а не относительно обеспеченным, пожилым и не слишком здоровым пенсионером.


Рецензии