Принцип разумного самоограничения кубатуры мотоцик

 Принцип разумного самоограничения или какая кубатура мотоцикла вам нужна
 Начну со своей авторской фразы: "выбирайте такой мотоцикл, который в штатных режимах работы, не попытается вас убить!" ©. Это означает, что излишняя мощность и кубатура, является фактором, повышающим риск ДТП, в частности, в городе. А какую кубатуру считать излишней - речь пойдет в данной статье.

;;Сам я езжу уже более 20 лет и перепробовал все классы мотоциклов и большинство популярных (и не очень) моделей. Веду обучение езде на мотоциклах (включая безопасное управления байком в условиях города) и подготовку на категорию А, уже 5 лет. Много читаю, смотрю, изучаю и тренируюсь сам, а также перенимаю опыт топ-тренеров и преподавателей как российских, так и зарубежных. Поэтому ПОЛНОЕ понимание, что такое оптимальный байк для города, с учетом 1000 подобных вопросов, уже заданных мне моими учениками, сформировалось и я им готов с вами поделиться!

;Начну сразу "с места в карьер" - 400 кубовый мотоцикл, обеспечивает на 99% потребности байкера, возникающие в условиях города и не далеком пригороде (30-50 км). Исключение, отчасти, составляет постоянная езда с пассажиром (50% и более времени) и райдеры весом 110-120 кг+. В этом случае, "напрягается каждый куб" 400-ки и некоторым динамичным маневрам "подрезается" их потенциал, в районе 20-30%. В таких условиях, нужно водить свой байк в соответствии с изменившейся динамикой, сначала более плавно и размеренно, чем обычно, позволяя себе адаптироваться к новым условиям.

 Давайте более подробно остановимся, с чем мы сталкиваемся при езде в черте города и ближайшем пригороде:

; Частые остановки и разгоны со светофоров. 400-ка позволяет уверенно разгоняться быстрее 95% серийных машин. Исключение составляют заряженные авто (300+ л.с.) жмущие "газ в пол" и то, победа в этом споре, зависит от конкретной модели 400-кубового мотоцикла (ведь 4,5 сек до 100 км/ч для 400-ки еще не предел! Есть модели разгоняющиеся еще быстрее, но стандартные цифры, для данной кубатуры, лежат в диапазоне 4,5-7 сек).

; Движение, либо "прошивание" плотного городского трафика, в зависимости от выбранного вами стиля езды. Классическая, городская 400-ка легкий и маневренный мотоцикл, способный, как дельфин в море, легко и изящно "прошивать" городской трафик, расходуя бензин меньше, чем малолитражные авто (средний расход 4-7 л. в зависимости от стиля езды, исправности байка, веса райдера и других параметров).

; Поездки на мотоцикле по пригороду, на расстояние 30-50 км. Скоростной режим и наличие в мегаполисах хорошо развитой системы камер, бьющих в том числе и "в зад", делают такую езду, так же, "своей стихией" для 400-ки. Здесь, по-прежнему, чувствуется комфорт, динамики вполне хватает, в т.ч. чтобы ехать быстрее скорости потока, даже на скоростных участках (схожих с трассой, где поток едет 100-110 км/ч). Расход, тем временем, становится еще меньше, соразмерно с уменьшением количества элементов "старт-стоп".

 Теперь давайте перейдем к злободневной теме МИФОВ, которыми бесплатно и с большой охотой, потчуют начинающих байкеров их, более опытные (с точки зрения езды на мото) собратья, проездившие не один сезон, а также, всевозможные каналы на YouTube и в других соц. сетях с обзорами в стиле: "топ байков для новичка или первосезонника".

 МИФ НОМЕР 1 - "бери байк побольше, что называется на вырост, но не меньше 600 кубов!". Как зарождался этот миф. Мотоциклисты -  высокоинтегрированная среда, здесь много знакомых, друзей, все друг с другом здоровается, общаются, помогают, дают БЕСПЛАТНЫЕ советы, катают вместе (в этом единстве, конечно, есть большое преимущество!). Но, однажды, один из байкеров-друзей, ездящих вместе, берет более мощный мотоцикл, гораздо быстрее разгоняющийся со светофора, чем у его друзей... И вот, остальные, начинают существенно от него отставать в разгоне от светофора до светофора. Что же делать им, ведь ездят то они вместе?! Итог - большинство из этой компании тоже покупают более кубатурную технику (не задумываясь О ПОСЛЕДСТВИЯХ) и возможно (единицы!) просто перестают ездить в такой компании или же довольствуются своим "отставанием" (копя на соответствующую, новой планке в их компании, технику).

 Так же, наряду с первым вариантом зарождения этого мифа, часто встречается и второй. Байкер, овладев 300-400 кубовым железным конем, как он считает, полностью, т.е. поняв его разгонную динамику, скоростные характеристики и прочие особенности конкретного байка, что называется "вдоль и поперек", хочет чего-то нового, новых эмоций, эндорфинов и адреналина в кровь и пересаживается на более мощный вариант байка, естественно, подталкивая тем самым, своих друзей, к аналогичному шагу, а начинающих байкеров-первосезонников, - не допускать "своей ошибки" и покупать сразу мотик помощнее! Ведь часто такой (МНИМЫЙ) рост происходит за один, иногда за 2 сезона. Давайте разберем этот, без сомнений, ВРЕДНЫЙ совет несколько подробнее. К чему приводит ситуация, когда байкер, только прошедший, увы, МАЛОЭФФЕКТИВНЫЙ в российских реалиях, курс обучения на категорию А и получивший право ездить на АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ кубатуре байков (вразрез с опытом европейских стран, где начинающих байкеров строго ограничивают в выборе кубатуры), садиться на мощный байк, 600 кубов и более, с высокой энерговооруженностью (часто выше 70 л.с.):

; такой байк прощает гораздо меньше ошибок в управлении, которые неизменно возникают, чем та же 400-ка. Как итог: перекрут ручки газа (часто при езде на прямых руках) и последующие падения, неосознанные "вилли", "воблинг", перетормаживания (особенно на мото без ABS) с падением, столкновения с препятствиями и другими участниками дорожного движения... Говорит ли это, что мотоциклист, сделавший выбор в пользу 400 или меньшей кубатуры байка, застрахован от этих ситуаций? Конечно же нет, но такой мотоцикл, с большей вероятностью, позволит избежать тех ошибок, которые не даст избежать, его более "профессиональный" и мощный собрат. Ведь задайтесь вопросом: пройдя подготовку на категорию А и обладая правами установленного в РФ образца - стали ли вы при этом ПРОФЕССИОНАЛОМ и готовы ли столкнуться со всем спектром ситуаций в городе?! Ведь даже для водителей авто с 20-30 летним стажем, управление мотоциклом в городской среде, будет казаться чем-то новым, потому что управлением байком, казалось бы, по тем же ПДД и на тех же улицах, СОВСЕМ ДРУГОЕ, нежели привычное управление авто! Для устранения этого пробела, в г. Новосибирске, в своей авторской мотошколе Neo Moto School, по индивидуально подобранным программам и алгоритмам, я провожу курсы городского, безопасного, контраварийного управления байком, в том числе с выездом в город, как завершающий этап подготовки, когда вижу, что человек реально готов! До этого, чтобы поставить правильную "базу" и технику вождения, обучение проводиться на специальной большой площадке, где можно спроектировать отдельные городские ситуации и отработать до автоматизма, правильные навыки и реакции в них!

 Сейчас мы вплотную подошли к одному из главных принципов безопасного, в свое удовольствие, управления байком в условиях города - принципу РАЗУМНОГО САМООГРАНИЧЕНИЯ КУБАТУРЫ. Он гласит, что: заложенный в байке потенциал, мы, рано или поздно, начнем раскрывать (ведь никто не покупает мощный байк, чтобы пользоваться ручкой газа, вращая её только на 1/3 или же на половину!), что приводит к:

; Росту тормозного пути, причем в "геометрической прогрессии". Тормозной путь со скорости 40 км/ч, при эффективной тормозной системе, отсутствии усталости байкера и умении правильно тормозить, примерно 35 метров. При скорости 100 км/ч - уже 75 метров. Вы можете себе представить расстояние в 75 м., необходимое, чтобы остановиться со скорости, всего 100 км/ч?! А ведь заряженный, 600-кубовый байк, достигает этой скорости всего на 1-й, максимум 2-й передаче!

; Гораздо меньшему времени на принятие решения, в той или иной ситуации, из-за увеличения скорости движения. А ведь мы находимся в городе, где полно других участников дорожного движения, так же производящих маневры и не готовых, к подобному пули, приближению мотоцикла

; Ошибках в управлении байком из-за отсутствия правильно поставленных навыков езды (как в целом, так и на подобных скоростях, в частности)

; Отсутствию возможности реагировать на дорожные дефекты: неровности, посторонние предметы и как следствие ДТП, либо просто сильный испуг (иногда жизнь предупреждает нас, важно видеть и "считывать" эти знаки, делая соответствующие выводы! ;)

; Увеличению риска ДТП из-за неумения экстренно тормозить и делать маневры на торможении

; Росту аварийности из-за сильного опережения скорости потока

 Перечисленные эффекты будут более ярко выражены, с ростом мощности и кубатуры мотоцикла от условно "базовых" 400.
Если прибавить к этому отсутствие качественного экипа, и НЕБЛАГОПРИЯТНУЮ КУЛЬТУРУ ВОЖДЕНИЯ В РФ, смесь получается просто "гремучей"! Под неблагоприятной культурой вождения понимаю - агрессию на дорогах, выворачивающие и перестраивающиеся отовсюду, часто в нарушение ПДД (особенно, по привычке, после зимы) автомобили, водители которых, иной раз, просто не замечают, приближение, весьма маленького относительно других участников движения ТС, таксисты, часто не только не обладающие профессиональными навыками вождения, но и даже знанием российского ПДД, техническое состояние и отношение к технике в целом, откровенно слабые регламенты подготовки водителей ТС.

;;Что нам остается? Я являюсь приверженцем своей концепции разумного ограничения кубатуры байка и своим примером демонстрирую её воплощение, при стаже свыше 20 лет, и езде 90% времени в черте города, обладаю 400 кубовым мотоциклом, для того чтобы ездить БЕЗОПАСНО, ДОЛГО, В ДОБРОМ ЗДРАВИИ И В СВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, к чему и призываю всех своих учеников, а также моих читателей! Значит ли это что кубатуру свыше 400 вообще никогда рассматривать не нужно? Мой ответ - нет, можно и нужно рассматривать! Но обращая внимание, в первую очередь на "диапазон" и цели его применения. К примеру, при езде по трассе, я рекомендую мотоциклы от 600 кубов и выше. Если вы мотопутешественник, часто ездите груженым, с пассажиром, на большие расстояние и четко отдаете себе отчет в том, что соотношение городской и "трассовой" езды у вас находиться в районе 50 на 50 или, как минимум 60 на 40, а для успешного, уверенного управления байком в городе, вы завершили соответствующий курс и постоянно применяете полученные в нем знания и навыки на практике, освежаете их, не останавливаясь на достигнутом... То да, конечно стоит купить байк, кубатурой подходящий под ваши цели и главное НАВЫКИ езды!
 Так же есть мотоциклы - исключения, это, например, достаточно обширный класс - чопперы. Имея кубатуру в 600-1000 кубов, часто разгоняются как 400-кубовые городские мотоциклы из-за своих технических особенностей (например, использование карданного вала вместо цепи) и "не спортивного характера". Конечно чоппер "не идеальный" городской житель, и порой, к примеру, в пробках, приходиться постоять (потому что, далеко не в каждое междурядье, хочется заезжать на нем, не про это данный класс! Он скорее про комфорт и стиль ;). Но этот класс мотоциклов имеет внушительное количество своих сторонников и приверженцев, успешно передвигающихся в черте города, с большей кубатурой, нежели 400.
 Еще, существуют, весьма близкие к идеальным городские жители, такие, как Honda NC700SA и NC750SA, имеющие в своем арсенале, весьма кубатурный мотор, но относительно низкую мощность в 50-54 л.с. (в зависимости от модели) и очень тяговитый с низов мотор, прекрасно подходят для города, в том числе и для первого сезона! С небольшой оговоркой: подготовку и сдачу экзамена на категорию А, по действующему регламенту, я не могу назвать, даже необходимым минимумом,  достаточным для безопасной езды по городу. Требуются доп. курсы, повышать своё мастерство управления байком, не останавливаясь на достигнутом (ибо совершенству нет предела! ;;) чтобы каждый поворот, каждый разгон и даже торможение - доставляли радость, комфорт и удовольствие, перестроения были плавными, а ситуации читаемыми! Всем прогнозируемой удачи на дорогах! ;; 
 
Copyright © Александр Агапеев
12.04.2023 г.


Рецензии