Мишка

   - А знаешь, Мишка, что облака могут предсказывать погоду?
         Мишка посмотрел на меня своими маленькими глазками-бусинками. Черными, как две необычные жемчужины.
         
***

          В этот полдень мы с Мишкой сидели на берегу небольшой речушки и удили рыбу.
          Клева совсем не было. Но Мишка сосредоточенно, с какой-то несгибаемой внутренней надеждой, сидел и не спускал глаз с поплавка. В отличие от меня, он пока не понял, что сегодня мы уйдем домой ни с чем.
          Я уже давно потерял интерес к рыбалке и смотрел по сторонам.
          Теплый песок, нагретый полуденным солнцем, привлекал стрекоз и мух. Они садились на него то здесь, на берегу. То вспархивали и перелетали к желтой лесной дороге и приземлялись там. Я немного завидовал их беззаботной свободе: ничего, кроме солнечного дня и теплого песка, для счастья больше не нужно. И пусть твоя жизнь состоит всего из одного лета, для тебя эта целая жизнь. Хорошо ли, что ты не знаешь ни осени, ни зимы? Кто знает…
           Вокруг было очень тихо. Настолько, что отчетливо слышалось журчание речной воды. Гребеньки маленьких волн ярко поблескивали и потухали, снова вливаясь в поток. Лес, разнообразно шумный с утра, притих. Только изредка из чащи доносились звуки, издаваемые какой-то лесной птицей. А как лес звучал с утра, когда мы с Мишкой шли на рыбалку… Сказочный перелив и пересвист носился между деревьев. И сказочным он казался не из-за красоты составлявших его звуков, а от того, что невозможно было увидеть тех певцов, которые эти звуки издавали. Поэтому казалось, что это сам лес поет. То тут, то там – «чиф-чиф», «фиу-фиу», «терло-терло». И все заново. Вот это волшебство!
            От полуденного солнца меня стало морить. Я положил удочку на песок и лег на спину, закинув руки за голову. По голубому безбрежью плыли кучевые облака. Как всегда разные. Похожие на рыб, верблюдов и сапоги… «В каком бы возрасте не был человек, облака всегда кажутся ему на что-то похожими» - подумал я.
          - Смотри, Мишка, слон по небу идет! – зевая, произнес я.
          - Где? – Мишка сразу же отвлекся от поплавка и резко поднял голову вверх.
          - А вон, прямо над нами.
          - Так там же только облака! – и Мишка посмотрел на меня своими маленькими глазками-бусинками. Черными, как две необычные жемчужины.
          - Облака-то облака. Но если присмотреться внимательнее, то в них можно много чего увидеть. Вон то, например, на лошадь похоже. Видишь, будто жует траву на лугу?
          - Неа, не вижу, – ответил Мишка, снова глядя в небо.
          - А крокодила-то ты видишь? Вон он, немного правее.
          - Точно! – обрадовался Мишка. – Сразу за зайцем. Как будто гонится за ним.
          - Точно… За зайцем... – сказал я, пытаясь увидеть зайца в соседнем облаке.
          - Как круто! – воскликнул Мишка.
          Он забыл про свою удочку, указывал пальцем в небо, то в одну, то в другую сторону, и показывал мне то Бабу-Ягу, то мухомор, то кроссовок.
          - А как это ты придумал? – спросил Мишка, удивленно глядя на меня.
          - А это не я придумал.
          - А кто?
          - Не знаю. Меня этому моя бабушка научила.
          - А ее кто?
          - Тоже не знаю. Знаю, что они в детстве любили на облака смотреть, ну и, наверное, кто-то первый увидел слона. Разве это важно сейчас?
          - Конечно, важно! Если мы сможем высчитать, кто кому об этом рассказал, то сможем узнать кто, в итоге, все это придумал первый.
          - Не знаю, Мишка. Но кто-то придумал.
          Мишка еще несколько мгновений смотрел на меня, а потом снова поднял глаза к небу. Какое-то время он сидел молча, наверное, решая для себя, кто плывет над его головой.
          - А знаешь, Мишка, что облака могут предсказывать погоду?
         Мишка посмотрел на меня своими маленькими глазками-бусинками. Черными, как две необычные жемчужины.
          - Как это? – удивленно спросил он.
          - Просто! Книжки надо читать!
          - Опять ты со своими книжками! Расскажи лучше!
          - Все тебе расскажи! Самому-то прочитать слабо?!
          - А где я тебе прочитаю? У нас что, библиотека Ленина в поселке есть что ли?
          - А телефон тебе зачем? В игры только играть?!
          - Да какие тут игры… - и Мишка показал мне старенький телефон. – Не тянет он ничего.
          Я взглянул на Мишкин телефон. Какой-то древний андроид с треснувшим стеклом.
          Мишку мать одна воспитывает. О своем отце он ничего не знает.
          Да и воспитание матери сводится к немногому. Накормить. Но, если вдруг скажет, что не голодный, то и не накормить. В школу проводить, спросив на пороге, выучил ли он уроки. А, если и не выучил, то и ладно, мальчишка, ведь. Да в выходной постирать перепачканные за неделю вещи.
          И, вроде, неплохая она женщина. Не пьет. Не гуляет. Работает на ферме. Да все время повторяет, что Мишке отец нужен. Вот был бы отец, он бы научил мальчишку уму-разуму: и учиться бы заставил, и есть вовремя.
          А Мишка пока в том возрасте, что мать для него лучшая женщина в мире и любит он ее просто за то, что она есть у него.
          А как подрастет, так перестанет ее слушаться, да, не дай Бог, на кривую дорожку встанет. Пить-курить начнет и прочее. А она будет сокрушаться, что это все из-за отсутствия отца. Вот был бы отец, он бы научил мальчишку уму-разуму: и как пить, и как курить показал бы, раз-другой зарядил по уху, все желание бы пропало.
          И много таких женщин в русских деревнях, как Мишкина мать. И много таких пацанов, как Мишка.
          - Ладно, слушай, - и я посмотрел на небо.
          Мишка тоже устремил взгляд в голубое безбрежье.
          - Вот как раз сейчас плывут кучевые облака. Значит, погода будет хорошей. Из таких облаков обычно дождь не идет.
          - А как ты узнал, что они кучевые? Они что, кучами плывут?
          - Нет, они похожи на вату. Видишь, такие тяжелые, плотные. То есть, кучные.
          - А, в этом плане, - протянул Мишка, все так же глядя на небо.
          - В этом, в этом. Соображаешь.
          И Мишка толкнул меня в предплечье своей черной головкой.
          - А еще какие облака бывают? – спросил Мишка.
          - Еще перистые. Они будто размазаны по небу. Смотри, - и я достал свой телефон.
          Мишка уставился в экран.
          - Вот если такие облака видишь, скоро дождь пойдет, - сказал я.
          - Крутой у тебя телефон, - прошептал Мишка.
          - А еще есть слоистые облака. Такие непрерывные. И самые мрачные. Мрачнее их только тучи.
          - А игры есть у тебя? – спросил Мишка.
          - Нет, - ответил я.
          - Странный ты, - и Мишка снова взял удочку в руки.
          - Почему, - не понял я.
          - Такой телефон, а игр нет…

***

          Мы возвращались с Мишкой домой.
          Шли мы молча, распугивая греющихся на песке стрекоз и мух. Потревоженные, они взлетали и, немного пролетев вперед, снова садились на теплый песок.
          Лес снова оживал. Все больше и больше переливов и пересвистов слышалось в нем. Птицы, переждавшие в березовых ветвях и сосновых лапах полуденный зной, снова затевали свою полифонию. Не знаю, о чем сейчас думал Мишка, но мне уже совсем не думалось о беззаботной свободе птиц. Я шел и думал о том, что мальчишка во все времена остается мальчишкой. Так, наверное, и нам когда-то взрослые рассказывали об облаках. А нам было интереснее подержать в руках отцовский портсигар, который он доставал в это время. Или покрутить руль служебной Волги какого-нибудь дяди Коли с нашего двора, который, немного выпив после работы, что-то нам рассказывал. И кроссовки и спортивный костюм с надписью «Адидас» мы мечтали иметь так же, как сейчас Мишка нормальный телефон.
          Все мальчишки одинаковы во все времена. И это хорошо. Значит, этот взбесившийся мир еще в себе.
          Мы подошли к дому.
          - Ну, давай, Мишка, - и я протянул ему руку.
          - Давай, - и маленькая Мишкина рука легла в мою.
          Я потряс ее изо всех сил. Мишка засмеялся и посмотрел на меня своими маленькими глазками-бусинками. Черными, как две необычные жемчужины.
          Он развернулся и побрел к дому.
          В этот момент его маленькая и тонкая фигурка показалась мне необычайно родной.

***

          На следующей день мне надо было уезжать.
          Я грузил в машину свои вещи.
          - Здравствуйте! – раздался голос за моей спиной.
          Это Мишкина мать шла на работу.
          - Здравствуйте! – ответил я.
          - Собираетесь?
          - Да. Уже пора.
          - Мой-то пострел не сильно Вам надоел за неделю?
          - Нисколько не надоел.
          - А то он все к Вам да к Вам. Даже друзей забыл.
          - Ничего, все нормально. Вчера рыбу ловили.
          - Отца бы ему. Он бы его научил. А так кто его научит-то?
          И Мишкина мать пошла дальше.
          Я зашел в дом и посмотрел по сторонам. На полке стояло несколько старых книг. Я подошел и стал разглядывать их по очереди. «Война и мир. Том 1». Не то. Какие-то несколько неизвестных мне авторов. «Тимур и его Команда»…
           Я взял последнюю книгу и вышел во двор. Спустя несколько минут я стоял у Мишкиного дома.
           - Мишка, - постучал я в окошко.
          Из окна высунулась Мишкина головка, и он посмотрел на меня своими маленькими глазками-бусинками. Черными, как две необычные жемчужины.
          - Привет! – обрадованно сказал он.
          - Мишка, я уезжаю. Вот пришел попрощаться.
          - Жалко, - ответил Мишка. – Мне понравилось с тобой рыбачить.
          - Мне тоже, - сказал я. – Вот, у меня для тебя подарок.
          И я протянул Мишке потрепанную книгу, на которой лежал мой телефон.
          - Это мне? – и глаза Мишки счастливо округлились от такой неожиданности.
          - Тебе, Мишка. Только вот что я тебе скажу, а ты запомни. Поймешь потом. Вот эта старая книжка намного ценнее вот этого нового телефона. Обещай, что обязательно прочтешь ее!
          - Клянусь! – протороторил он.
          - И еще. Больше читай. В этом телефоне есть все возможности для этого. Знаешь, глупо использовать для пустых развлечений то, что можно использовать с пользой.
          - Знаю, - снова выпалил Мишка, не отрывая взгляда от моих рук.
          - Ничего ты еще не знаешь. Поэтому, запоминай. Поймешь потом.
          И я протянул Мишке телефон и книгу.
          Конечно, через несколько минут книга, в лучшем случае, окажется на столе и Мишка про нее забудет. А телефон не будет выпускать из рук весь день. И вечером на улице будет хвастать им перед друзьями. И, собравшись спать, положит его рядом.
          Но пройдет много лет и Мишка найдет на полке подаренную книгу и вспомнит. И все поймет. И войдет с этой книгой в комнату, где двое его сыновей, один на кровати, второй на полу, будут сидеть в телефонах… 
          - Да, Мишка, и еще не кури никогда…
          И Мишка посмотрел на меня своими маленькими глазками-бусинками. Черными, как две необычные жемчужины.
                2023      


Рецензии