Тайная отдушина

               

                о телесериале «Алиби»





Сценарист не так уж часто становится главным героем телеэпопеи, обычно создатели сериалов предпочитают актеров или режиссеров. Вместе с тем только сценарист может понять драму другого сценариста, существа на съемочной площадке бесправного и зависимого от вкусовщины, капризов и прихотей всей команды, которая требует от него бесконечного переписывания и редактирования сценария. В результате от первоначальной задумки автора мало что остается, иной раз она меняется до полнейшей неузнаваемости. А писатель терпит чуть ли не адовы муки (без преувеличения!), ведь ему дорого то, что когда-то он сотворил. Руководствуясь своим вкусом и своей логикой. Опираясь на свои индивидуальные ощущения и предпочтения. Поэтому многие известные авторы отказываются писать сценарии по своим произведениям, отстраняясь от этой кино-сериальной шумихи и суеты, от мира, в котором им не комфортно. Если уж их произведения будут испорчены (с их точки зрения!), они, по крайней мере, не хотят в этом участвовать.

Главный герой сериала «Алиби» сценарист Петр Решетников страдает от невозможности быть свободным в рамках своей профессии. И он находит для себя тайную отдушину – возможность творить так, как он хочет, собрать свою собственную команду профессионалов и создать подобие самого настоящего шоу (по типу фильма, спектакля или реалити-шоу). Он помогает людям выпутаться из трудного положения, сделав для них алиби на тот или иной временной промежуток, причем ради этого становится и автором сценария, и режиссером. (Чаще всего к нему приходят неверные жены и мужья, но не только… он помогает наладить отношения между детьми и родителями, коллегами по работе и т.п.) Он вникает в самую суть характеров реальных людей, придумывает сцены, расписывает реплики, а актеры, сотрудники его тайного агентства, должны все это воплотить в жизнь, причем он им подсказывает, как нужно выглядеть и произносить те или иные фразы. Занимается этим Петр с подлинным азартом, вкладывая всю душу в этот бизнес, который для него становится личностной реализацией – только без цензоров. Агентство «Алиби» - это его глоток свободы.

Когда там появляется его жена, признавшись в измене и попросив создать ей алиби, Петр не сразу, но понимает, что он в своем артистическом угаре увлекся так, что отдалился от семьи. И жена с сыном его давно уже не понимают и не чувствуют, как и он – их. Петр пытается использовать свой опыт работы в «Алиби», чтобы разобраться в ситуации и примирить всех, но выясняется, что когда он эмоционально вовлечен, он не может быть объективным, и просчитать реакции членов своей семьи у него не получается.

Узнав правду о бизнесе Решетникова, жена и сын делают выводы, что он – манипулятор, которому нравится быть кукловодом и обманывать окружающих. Но все гораздо сложнее. И личность Петра глубже и богаче. Он – не банальный мошенник, он подлинно творческий человек. Который любит свое дело настолько, что готов заниматься им и за меньшие деньги.

Впервые за много лет создали сериал с главным героем, чей внутренний мир захватывающе интересен. То, как мастерски он делает алиби своим клиентам, продумывая все детали, раскрывает его как талантливого человека.

Когда после разоблачения Петр пишет книгу о своей жизни, он должен понять, что у писателя больше свободы, чем у сценариста (хотя и в эту деятельность частенько вмешиваются не в меру ретивые редакторы, считающие, что они все улучшат, чем выводят авторов из себя). Его отношения с любовницей Анной иллюстрируют как раз это – ему хочется почувствовать себя полнейшим хозяином положения, что не удавалось с женой-лидером Ольгой. Господом Богом. И Анна, поняв это, подыгрывает ему.

В фильме появляется призрак Достоевского, который как голос совести, пытается управлять поведением Решетникова – заставить его ценить время и тратить его на то, что останется после него: написанные романы. А все эти алиби в историю литературы, естественно, не войдут. Значит, годы потрачены даром, а художественного результата нет.

Но даже Достоевский при всем своем интеллекте недопонимает Петра. Самому ему не приходилось вкалывать на съемочной площадке, он не испытал то, через что пришлось пройти Петру. Для него агентство «Алиби» - это трата  драгоценного земного времени, которое отведено Решетникову для написания стоящих книг.

Но зрители, восхищенные манипулятивным мастерством Решетникова, хотели бы новых серий и новых алиби – ведь источник его фантазии неиссякаем.


Рецензии