В Истанбуле - Константинополе

Фотография из личного архива автора. Стамбул. Египетский рынок. 2014

В ИСТАНБУЛЕ-КОНСТАНТИНОПОЛЕ....

Да что же я-то могу добавить к тем бесчисленным впечатлениям и бесконечным описаниям, горячим восторгам и потокам чистой грусти, изливаемым на страницах и языках, в песнях и картинах. Немного на свете есть городов, имя которых было бы у всех на слуху и говорило бы каждому хоть что-нибудь. Константинополь, Стамбул, Царьград и даже Истанбул – всё это он. А я провела в этом городе всего два дня. Целых два дня?...

И всё же, я сохранила в своём сердце свой и только свой портрет этого города. Вот он.

Первое знакомство из окна такси: смотрю и запоминаю, впитываю, вмещаю его в себя целиком. Знаю, что по частям не получится – нет этого в плане поездки. Огромный город широко раскинулся на холмах. Мы едем в центр. Такси останавливается недалеко от мечети Айя София. Муж отдал водителю названную им сумму и мы повернули вверх по боковой улочке. «Mister! Mister!» Обернувшись на крик, мы с изумлением увидели, что за нами поспешает водитель: «Mistake! Mistake!» Оказывается, водитель ошибся, а теперь хочет вернуть мужу то, что запросил выше таксы. Что ж, приятно!

Мы пришли в гостиницу, которую держал давний приятель мужа. Нас поселили не в номере, а в специальной комнате, где останавливались родичи хозяина, когда приезжали его навестить. Комната была пятиугольная. Ближайший к двери угол был забит шкафами, сдвинутыми как попало, чтобы освободить место для четырёх кроватей. Мы расположились на двухспальной. Узенький балкончик, нависавший над крутой улочкой, заворачивал за угол. А впереди, на расстоянии не больше одного квартала раскинулась Айя София!

Мы видели знаменитую мечеть сзади, что создавало ощущение какой-то тайной сопричастности. Между нашим балкончиком и минаретами хорошо просматривались крыши соседних домов. По ним, важно переваливаясь, прохаживались два толстых пушистых комочка – птенцы чайки. Мамаша внимательно следила за ними – крыши-то крутые. Голос муэдзина на минарете воспринимался органично и даже как-то привычно.

Мы немного прогулялись по округе. Вот Египетская колонна, вот Змеиная, вот Голубая мечеть. Моё внимание привлекли красавцы-трамваи, высокие и нарядные, по три вагона в каждом «поезде». Мы что – проедемся даже? Вот это – подарок! Мы приехали на набережную к Египетскому рынку. На этом рынке друг мужа торгует маслами и рахат-лукумом. Меня пустили за прилавок и позволили перенюхать всё, что я хотела. Из множества ароматов для своих восторгов я выбрала два. Всего два, но от них у меня коленки подгибались: лимонное масло и красный муск. Будет ли у меня когда-нибудь возможность ещё раз вдохнуть эти волшебные запахи….

Муж ошибся. Он хотел купить билеты на прогулочное судно, которое, как он полагал, покрутится возле набережной минут пятнадцать, чтобы я успокоилась и перестала канючить. Но мы попали на полноценный трёхчасовой заплыв по всему Босфору. «Никогда я не был на Босфоре. Ты меня не спрашивай о нём….» А я была! Видела великий город с его древними крепостями и мечетями, его мосты, старинные и новые здания и исполинский океанский теплоход. Рядом с этим монстром наш кораблик выглядел как пигмей-недоносок, но сколько счастья он мне подарил!

Гранд Базар, легендарный, знаменитый, поразительный, самый большой в мире рынок. По нему водят экскурсии и выпускают путеводители. Это – не одно здание и даже не комплекс зданий. Это – целый старинный город, в котором можно заблудиться, но муж никогда не заблуждается в своих путешествиях. Стены и потолки сохраняют роспись красивыми орнаментами. Торговцы сидят на местах, годами за ними закреплённых. Муж купил всё, за чем приехал.

Мы прошлись пешком. Железная колонна закована в металлический «корсет». Неужели, не будь его, она обрушилась бы на площадь? Мечеть Сулеймания светилась розовым в лучах заката. Но самое драгоценное вечернее впечатление ждало меня впереди.

Возвращаясь в гостиницу, мы снова проходили мимо мечети Айя София. Мы спускались к ней по крутому тротуару, вдоль которого стоял стол длиной в квартал. Так составили свои столы владельцы уличных кафе. Посетители сидели за этим нескончаемым столом, как будто и не вместе, между тем соединённые какой-то общностью. Что-то прекрасное и счастливое было разлито в тёплом вечернем воздухе. Или мне так просто показалось?

На следующий день мы ходили в европейскую часть города. Высоко впереди маячила красивая башня генуэзских моряков – Галата. Мы поднимались к ней по мощёной камнем смутно знакомой улице. Не здесь ли искали себе пропитание сотни российских иммигрантов больше века назад? Пожалуй, именно в этом городе я больше всего ощущала себя гражданином планеты и сильнее всего хотела мира, покоя и свободы.


Рецензии
Ух, куда увлекли меня, Ладушка!
Сожалею, что такое путешествие мне недоступно. А за Вас рада - впечатлений на всю жизнь!
С теплом сердечным,

Марина Клименченко   25.10.2023 15:47     Заявить о нарушении
Теперь уже почти никому недоступно, так что, нам остаётся радовать друг друга впечатлениями и воспоминаниями. Спасибо за увлечение и тепло, Марина!

Лада Вдовина   25.10.2023 17:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.