Pro Madonna Sistina

Заметки из конца девяностых, по горячим следам

  Краткий конспект лекции. Рафаэль (1483-1520) посредственный колорист по сравнению с Тицианом, Веласкесом.  Гении нарушают правила. Каждое лицо на уровне ваших глаз. Две системы воздействия: эмоциональная и этическая. Ноги спускаются, а духовно взлетает. Одета красиво и бедно. Папа Сикст и Варвара - истец людей в смертный час. Картина над саркофагом папы Юлия второго. Мать приносит дитя в жертву, одновременно прижимая к себе. Художник отстранён. Композиция вписана в треугольник, самую устойчивую структуру. Синтез всех противоречий.  Аннигиляция.

   Рафаэль - мастер Мадонн. Одна из них, "Мадонна Конестабиле", находится в Эрмитаже. Это камерная, небольшая работа. А "Сикстинская Мадонна" - монументальное полотно (написана на холсте, 265 ;196 см), трёхуровневая композиция. Слева в ногах Мадонны папа Сикст, а справа - святая Варвара. А под ногами - херувимы. Мадонна босыми ногами спускается по облакам с неба, мать и сын спокойны и сосредоточены, полны осознания своей миссии и божественного величия. Скромны и прекрасны. Цветовое решение очень скупое, но гармоничное.

   Как этот шедевр оказался у саксонских курфюрстов? К сожалению, чаще всего культурные ценности перемещаются в результате войн. С 1754 года, с небольшим перерывом, картина находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Её КУПИЛ у монахов за сумасшедшие деньги курфюрст саксонский Фридрих Август II. "Вот место, отведённое судьбой для великого Рафаэля." Дрезденские шедевры попали в Москву во время войны. Коллекция обнаружена случайно в достаточно плачевном состоянии. Дрезден подвергся жестокой бомбардировке американской авиацией. В Москве  произошла тщательная реставрация и после прощальной выставки всё вернулось в Цвингер. Родители моей подруги были на этой выставке. ОНА находилась в отдельном небольшом зале. Люди туда заходили, а оттуда сами не выходили, их тихо выводили служители музея, потому что желающих увидеть было огромное количество.

   Если чего-то очень хочешь, то это уже на 70 процентов гарантия того, что ты это получишь. Навязчивое желание заставляет тебя действовать в заданном направлении, привлекает на твою сторону счастливые случайности, ведущие к достижению цели. Вот так исполнилось моё сокровенное желание увидеть ЕЁ. Этого не должно было произойти никогда. Я была невыездной (не имела права выехать за границу, потому что работала на режимном предприятии), а правительство ГДР давно решило эту картину никуда не вывозить. Таким образом встреча была невозможна. Большинство остальных Дрезденских шедевров были мне хорошо знакомы по выставкам в Эрмитаже. Они свои, родные. Автопортрет Рембрандта с Саскией был в своё время в Москве визитной карточкой возвращаемой коллекции.

   В начале 1989 года по нашему огромному НПО(научно-производственному объединению) Дальняя связь  проносится невероятная новость: впервые (в мире без намордников))) организуется группа для поездки в Польшу, ГДР. Человек 20, а у нас 2000 сотрудников. Отбор был нереальный, у меня был и стаж большой, и должность старшего инженера, и бессменная чемпионка по лыжам предприятия, и работа в нашем пионерском лагере… Однако таких немыслимых заслуг оказалось недостаточно, чтобы сразу оказаться в группе. Два или три места разыгрывались по жребию среди одинаково достойных. Я пролетела!!! Счастливый билет вытащила моя лучшая подруга и, зная все мои страдания, она его мне уступила!!! Дрезден в маршрут не входил, но я была уверена, что Бог даст мне возможность увидеть ЕЁ. Ни виз, ни загранпаспортов, просто с нашим советским паспортом, было разрешено обменять наших 30 рублей на злотые и марки. Абсолютное предпочтение было отдано Deutsche Mark.

   Это конец апреля 1989 года, осенью будет разобрана стена между Берлинами. До Бреста на поезде, всех в группе хорошо знаю, компания отменная! В Бресте садимся на автобус. Впервые в жизни пересекаю  государственную границу своей Родины. Тихая истерика, задыхаюсь, ручьём текут слёзы. Радость безмерна, с трудом переносима, стыдно своих эмоций.

Вот оно счастье! Ты в центре, в эпицентре самых главных событий, по крайней мере именно тех событий, в центре которых тебе больше всего хотелось бы быть. Ты такая красивая, остроумная. Под твоё обаяние попали не только мужчины, но и женщины тоже. Варшава прекрасна, тем более в конце апреля. Поразило обилие зелени, горы овощей и фруктов на лотках (у нас этого ещё ничего не было). Чистота, парк Лазенки в центре Варшавы, павлины разгуливают на свободе. В пруду плавают огромные рыбины и, высовывая свои лобастые головы, берут еду прямо из рук. Иерусалимские Аллеи, на которых опять же утопают в зелени посольства.

   В Дрезден наметила ехать из Лейпцига. Уехала рано утром одна на электричке, не зная языка. Села у окошка, народу мало, ехать довольно долго. Вдруг парень, сидевший напротив, закурил, нагло выпуская дым мне прямо в лицо. Оказалось есть вагоны для курящих. Неужели я в Dresden — столице саксонских курфюрстов? На улице весна, солнце и… "день мужчин". Большинство немецких мужчин в этот день не работают, пьют пиво, поют песни и совершенно не обращают внимание на женщин. На акватории Эльбы в этот день в центре Дрездена фланируют прогулочные теплоходы с открытыми палубами, специально арендованные веселящимися мужчинами, играет джаз и бюргерский фольклор. Наяву передо мной Цвингер, Опера Земпера, но … Цвингер на реставрации, картинная галерея где-то в другом месте. Ноги сами вели меня, я ничего ни у кого не спрашивала, да и не могла. Но довольно быстро подошла к зданию с вывеской: "Gem;ldegalerie Alte Meister". Я ни на секунду не сомневалась, что это случится, а как же иначе? Зато потом я заблудилась, очень долго искала вокзал, а в 18 часов уходила последняя электричка в Лейпциг. Не знаю, что бы со мной было, если бы я на неё опоздала. Побег, предательство Родины, но ведь я совершенно свободно уехала, никто за мной не следил.

   Огромная картина воспринималась фрагментами: с одного места было хорошо видно ЕЁ лицо, с другого — херувимов, с третьего — папу Сикста … А всё вместе — никак. Но всё-таки я к НЕЙ пришла, к такой, какая ОНА теперь. Не знаю, видел ли ЕЁ граф Толстой, но в его кабинете в Ясной Поляне (девчонкой побывала там) репродукция в натуральную величину, но расчленённая: отдельно херувимы, отдельно МАРИЯ, отдельно святая Варвара… Московским счастливцам, побывавшим на прощальной выставке, повезло гораздо больше, чем мне, они ЕЁ увидели ничем не защищённую. А от меня ОНА закрылась пуленепробиваемым стеклом. И всё… До изнеможения ходила вокруг, слёзы постоянно застилали глаза, как ещё одно толстое стекло. ОНА так и осталась на небесах, далека и холодна, устала и больше не излучает живую энергию (абсолютно субъективное восприятие), отдыхает за стеклом. Вот ОНА рядом, но не с тобой, сама по себе, несчастная мать, приносящая в жертву своё любимое, дорогое дитя.

   Медленно, с замиранием сердца, продвигалась по выставочным залам, постепенно наполняясь блаженством, как на пасхальной службе. Вот они редкие минуты счастья, густые, осязаемые, с трудом переносимые, когда совпало всё в одном ослепительном миге.

   В ГДР одеваю себя с ног до головы, поскольку ничего ввозить в СССР нельзя, выехала почти голая в надежде одеться. Купила совершенно потрясающую автомобильную белоснежную куртку Porsche, причём больше никто не успел купить такую, была последняя))) Невероятным шоком было наличие разноцветных кожаных перчаток, купила белые и ярко красные, которые носила до полного истления. Конечно, джинсы, причём из полосатой джинсы, кроссовки тоже разноцветные. И всю эту роскошь за 30 советских рублей. В те далёкие времена у меня с сыновьями был одинаковый размер, то есть носили всей семьёй по очереди. Ещё "нейрогенный" шок случился в магазине женского белья, но на это уже не было денег))). Купила два тома Цветаевой,  разумеется на языке оригинала, и небольшую книжку того же автора "Две Гончаровы". Уникальность этого издания заключалась в том, что был практически дословный перевод на немецкий, причём русские и немецкие страницы расположены на одном развороте друг против друга. Удивительно, что русский и немецкий тексты занимали одинаковое пространство. Цветаева писала по-русски как бы по немецким правилам, это, конечно, не специально, а удивительно. Впоследствии подарила эту книжку австрийской подруге, которая была помешана на изучении русского языка.

   Конечно, был восточный Берлин, а это лучшая его часть. Ночевали в советской гостинице на  Alexanderplatz (наверно эту гостиницу постигнет участь "России", лучшей гостиницы СССР, на месте которой Зарядье). К сожалению остров музеев был выходной и я не увидела Пергамский алтарь, но почти не расстроилась.  Unter den Linden, Brandenburger Tor, но всё затмило великое создание Рафаэля. Между западным Берлином и ФРГ был спец автобан, по которому наш автобус проехал, но он строго охранялся и там нельзя было останавливаться и выходить на улицу…


P.S. Pro берлинский зоопарк. Зоопарки моя слабость и в Берлине не преминула, опять же был шок по сравнению с нашим маленьким около Петропавловской крепости. Крокодилы. Огромное помещение с купольным потолком и под ним перекинуты на достаточной высоте горбатые пешеходные мостики с ограждениями, а внизу крокодилий рай, они там себя чувствуют лучше, чем в реке Амазонке. Изобилие воды, растений и видов крокодилов, можно разглядывать целый день, если бы не было так жарко и влажно))) Горилла. Клетка очень большая, а перед публикой ещё стекло. Могучий йети сидит максимально близко к решётке к нам «лицом» и самозабвенно поглощает диетическую еду: виртуозно счищает шкурку с бананов и по моему, даже своими огромными ручищами с когтями скорлупу с варёных яиц, в общем совершенно демонстративно как на сцене, не обращая внимание на заворожённую толпу. Живородящая змея (тогда записала название, потом потеряла). Террариум просторный, змея довольно крупная, одна, и я одна перед ней. И вдруг примерно в полуметре от хвоста образуется ровная аккуратная щель, причём змеиная голова не проявила ни малейшего интереса ко всему происходящему, а оттуда начали выползать шустрые маленькие змейки. публики прибавилось, а потом прибежали и работники зоопарка.


Рецензии