Мысли на заметку. 19 января 2016 года

       Декабрь был без снега, а январь — ни дня без снега. У нас чистят и чистят, возят и возят снег. Только теперь, когда хожу, вижу, какой это труд, убрать весь снег у нас.
       _________________

       Чертков отрицал военную службу и говорил о её грешности, но был ли мотив у него такой же, как у Толстого? Вряд ли. При его властолюбии, скорее там было другое, там было желание не подчиняться никому, а это нежелание заставило искать благовидную идеологию.

       В письмах Толстой всё убеждал его, что они «одноцентренны», что они чуть ли не одно и то же, но это совсем не так. Чертков занимал у Толстого место друга, с которым можно поделиться, точно так же как сам Толстой занимал у Софьи Андреевны место любящего мужа Лёвочки. Ролевые игры.
 
       Чертков был придуманным другом Толстого, придуманным самим Толстым. Придуманным потому, что ему такой друг был нужен. Как Карлсон у Малыша.

       Мы все не соответствуем тому, какими нас рисуют для себя окружающие люди. Не могут они рисовать со 100%-ой достоверностью.
       _________________

       Толстой боролся с государством не потому, что хотел какого-то другого общественного устройства, а потому что отрицал силы, подчиняющие его, силы по отношению к жизни внешние.
       _________________

       «Уходящего Толстого» нужно писать открыто, конкретно и жёстко, не пытаясь ничего сглаживать.
       _________________

       Толстовская мысль мыслей: «…как невозможно заснуть, когда хочешь заснуть, невозможно знать, когда ты заснул, точно так же, думаю, божье дело — настоящее божье дело — нельзя делать, зная, что ты его делаешь. Оно делается только тогда, когда ты совсем не знаешь об этом». ПСС, 89-93.

       Как же тогда то, что они с Чертковым делали? Как же сознательное распространение мыслей? Ответ прост: мы думаем, что делаем это, а на самом деле делаем это.

       Из наших мелких хотений, побуждающих нас к действию, составляются большие действия, которые мы уже не сознаём и не контролируем. Процесс уразумения жизни, например.
       _________________

       Перечитываю переписку, вернее — письма Толстого к Черткову. Поучительно и интересно. Нужно её прочитать подряд всю. (Если есть переписка.)
       _________________

       Перед обедом чистил снег. Прилично нанесло, майка вся мокрая.
       _________________

       Думал о дружбе Толстого с Чертковым. Факт: Толстой оценивал такого друга, как Чертков, чуть ли не как основное благо, дарованное ему Богом. Ещё факт: Толстому доставляло наслаждение общение с Чертковым и его семьёй, чего не скажешь о его собственной семье. Почему? Сложно сказать. Чертковы, наверняка были другими по отношению к Толстому, нежели к остальным. Это раз.

       Второе: колоссальный экзистенциональный холод, который Толстой испытывал после поворота. Бог богом, а ему хотелось и человеческого тепла, но не мещанского, родственного или сословного, а тепла единомышленников (единомышленника). Быть может, Черткова он придумал и сделал, как придумал и сделал Софью Андреевну. Но они остались всё же самими собой: Софья Андреевна не пошла за Толстым из-за семьи, Чертков — из-за толстовства.

       Человеку, видимо, необходимы близкие по духу люди, а не только по совместному проживанию. Да, близкие по духу обычно кучкуются вместе. Многие же семейные были Толстому чуждыми по духу. Это очевидно. Андрей, самый любимый сын, был и самым чуждым ему по духу.

       Чуждые по духу люди всегда и всё в тебе поймут превратно. И жить среди них поэтому тяжело.

       Толстой нижний жил с Софьей Андреевной, Толстой высокий общался с Чертковым. Но по-настоящему он общался с людьми, далёкими ему либо по времени, либо по пространству. Он сам об этом так и говорил. Это свидетельствует о том, что Чертков не был ему интеллектуальной ровней, как ни крути.
       _________________

       Надо не внешним жизнеустроительством заниматься, а душу спасать. Благоустроенная жизнь миллиардов не делает ничего, а одна спасённая душа делает людей бессмертными.

       Однако человеку необходимо общение с людьми. И если видишь, человек идёт к краю пропасти, разве его не окликнешь?!


Рецензии