Глава 3 Церкви Украины Часть 1 Прелюдия

Киево-Печерская Лавра

«Киев с высоты птичьего полета»
— фотоальбомkatya-ni.tourister.ru›photoalbum/32925

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ УКРАИНЫ  ЧАСТЬ 1  ПРЕЛЮДИЯ

ПРЕЛЮДИЯ вместо ВВЕДЕНИЯ

Прелю;дия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, прелюдии по стилю в целом схожи с импровизацией.

ИСТОЧНИК:
ru.wikipedia.org
Прелюдия (музыка) — Википедия

Я назвала так первую Часть этого раздела, потому что УКРАИНА для меня всегда схожа с красивым музыкальным произведением, в котором каждый отдельный Храм исполняет свою православную вокальную музыкальную мелодию...

Моя судьба за всю мою жизнь не раз возвращала меня в этот чудесный край.

В детстве наша семья прожила три года (с 1944 по 1947) в Киеве, на улице Саксагановской. Рядом был сквер имени Шевченко и Владимирский собор.
В те трудные голодные годы выпал период моего детства, когда я одно время полностью была представлена сама себе, попросту - бродяжничала...
Я бегала - куда хотела и делала - что хотела.

Лето 1946,  а потом и 47-го года было трудным, а для меня - беспризорным.  Отец уехал в Москву. Получил разрешение на прописку и теперь дожидался выделения квартиры…. Хотя он уже получил в связи с переводом в Москву новую работу, денег у него почему-то не хватало не только для семьи, но и для  себя.
Поэтому, как всегда, наша семья жила – без отца: мы продолжали жить в Киеве, а отец – в Москве.

Маму из  столовой перевели на дальнюю точку - официанткой в буфет при аэродроме. Поскольку это было далеко, она редко стала бывать дома. Приезжая домой, она привозила гостинцы. В первую очередь это были засохшие остатки недоеденных пончиков, которые оставались на столах завтракавших лётчиков. И ещё она привозила бидончик с суфле. Это напоминало растаявшее, перемешанное то ли с мукой, то ли с крахмалом  - мороженое.  Это было, конечно, большим подспорьем, но съедалось моментально. Помогло то,  что Боричка находился в санатории, а Милочка - в круглосуточном детском саду. Её домой брали только на выходные.

Периодически оставались дома только я и  бабуся.

Я  пользовалась  неограниченной свободой.  Однажды я наврала бабусе, что с подружками  идём в ботанический сад,  где работал фонтан. И мы, якобы, будем купаться в этом фонтане...

На самом деле я и ещё две девочки поехали   на пляж. В Киеве славился своими песками  - Золотой пляж.  Но, чтобы попасть на него, надо было купить билет и  переправиться через Днепр на речном трамвайчике,  который  постоянно обслуживал желающих.  Детей без взрослых - не обилечивали. Я с   подружками, выбрав молодого парня, попросили его купить нам билеты и  сказать, что мы едем с ним.  Так всё и произошло...

Песок был горячий, рассыпчатый, по цвету - желтый, не даром пляж прозвали золотым.
Девчонки сразу  же  залезли  в  воду.  Я плавать не умела,  но потом всё -таки решилась.  Сделав в воде два - три шага,  я  почувствовала,  что дна  под  ногами нет.  Течением меня подхватило и понесло.  Я  - то  скрывалась под водой, то моя голова выныривала на мгновенье и т.д.

Так меня  протащило почти до причала.  Причал был сделан из длинных, уходящих далеко от берега мостков,  т.к.  трамвайчик не смог бы подойти вплотную  к берегу. Как раз в это время по причалу шла толпа  вновь приехавших отдыхающих. На моё счастье, один из идущих по мосткам парень  обратил внимание на появляющуюся из воды мою голову.  Он не задумываясь нырнул в воду, перехватил меня у течения и вытащил на берег.

Вокруг  нас сразу же собралась толпа.  Стали спрашивать,  где мои родители,  я махнула в сторону нашего "лежбища".  Девчонки, увидев, что  меня ведут взрослые,  схватили свои платьишки и кинулись к  кустам, которые обрамляли пляж.

На пустом песке одиноко лежало только моё платье. Я заплакала. Меня хотели сдать в милицию, но плыть со мной назад или искать милиционера здесь,  приехавшим загорать, видимо, не захотелось. Меня посадили на отплывающий трамвайчик... Девчонок в этот день я уже не увидела,  а бабусе сказала,  что мы искупались в фонтане, в ботаническом саду.
   
Из других моих путешествий по большому городу в эти беспризорные дни мне запомнилась экскурсия в Киево-Печёрскую лавру.  Про неё рассказывали много всякого страшного. Во время войны там, якобы, прятались партизаны. Потом - не успевшие сбежать немцы и бендеровцы.  А в настоящее время - просто бандиты.

Лавра была не восстановлена.  Для экскурсий была открыта только часть пещер.  Перед экскурсией всех предупреждали, чтобы никто не отходил от общей группы.  Во - первых  можно  было легко потеряться и заблудиться, т.к. ходы и пещеры тянулись под всем  Днепром. А во-вторых можно было легко стать добычей бандитов. Уже не раз отставшие  или  зазевавшиеся  выбирались из лавры самостоятельно  голыми в полном смысле этого слова. Хорошо ещё, что живыми.

Экскурсоводами были монахи.  Группы набирались человек по десять. В одной из таких групп оказалась и я...

Коридоры, по которым мы шли,  были темными - электричество тогда не работало.  У монаха был летучий фонарь,  а желающие  купили  свечи. Своды  сырые.  Во  многих  местах капала сверху через трещинки - Днепровская вода. От основного коридора в стороны то и дело отходили боковые  ходы.  По  некоторым  нас проводили.

На нашем пути,  вдоль каменных стен стояли на невысоких подставках гробы, скорее похожие на ящики со стеклянным верхом. Под стеклом почти ничего нельзя было рассмотреть - все было тёмным,  непонятным.  Чаще всего разглядеть можно было только высохшие, сложенные вместе руки мощей.

Монах рассказывал нам истории святых мучеников,  чьи  останки  мы разглядывали. Показывал нам небольшие лазы в стенах,  скорее напоминавшие чьи-то норы.  Оказалось,  эти лазы в каменных стенах вырубали себе монахи, которые уходили навсегда от людей и вели жизнь отшельников. Они жили в тесных пещерах, где впоследствии и умирали.

Я, конечно, боялась, поэтому не отходила далеко от монаха, а частенько даже вцеплялась рукой в его черную рясу...

Мне пришлось побывать не раз ещё на экскурсии в лавре, но это было уже в 80-ые годы,  когда я ездила в Киев в командировку. Ничего  общего с той послевоенной лаврой не было:  электрический свет,  зашпаклёванные и побелённые своды,  везде указатели,  таблички и другие  признаки современной цивилизации.

Но самые волнующие воспоминания этого времени возвращают меня во Владимирский собор...
Владимирский собор.

Владимирский собор построен по предложению митрополита Филарета. Это один из самых красивых и величественных храмов Киева. Строительство было приурочено к 900-летию крещения Руси. Император Николай I одобрил проект и по всей стране начался сбор пожертвований на строительство храма. Владимирский собор был посвящен крестителю Руси - святому князю Владимиру. Внешний и внутренний облик храма задуман архитекторами в старовизантийском стиле, какими строили древнерусские храмы во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Этот храм  мне напоминает мое детство, проведенное в Киеве.  Он располагался близко от ул Саксагановской, где мы жили. На большие праздники, бабуся брала меня и брата - Борю с собой на службы, проходившие в этом храме.

Но мне особенно запомнились посещения собора в период моих беспризорных болтаний по Киеву...
Набегавшись за день, наступал момент, когда я уставала и ... И ноги сами меня приводили в этот величественный волшебный Храм.

Я почему-то всегда попадала в то время, когда в храме не было включено освещение. Так этот Храм мне и вспоминается - не мрачным, а как бы утонувшим в сумерках.

Обычно я входила и  просто садилась на пол, не далеко от входа, прислонившись спиной к стене и вытянув уставшие от дневной беготни ноги.
Сначала я рассматривала пришедших в храм людей и что они делали.
Глаза постепенно привыкали к сумраку. И тогда я обычно переводила взгляд на фреску, находившуюся на стене у входа в Храм.

При входе в собор на фреске – картина Васнецова - «Страшный Суд».
В центре – Спаситель мира со строгим и спокойным лицом. В тенях Его лица – неземная скорбь за мир и за грехи человеческие. Рядом – Богоматерь, стоит с опущенными глазами. Её лицо полно скорби и мольбы за грехи человечества, обращённой к Сыну.

Чем дольше я сидела в этом вечернем раздумье, тем больше мне казалось, что сейчас меня нет, это -  в действительности оживает постепенно картина, наплывая на меня издалека, и окутывая вуалью вечности.

Много лет спустя, Работая в НПО "Химавтоматика" с 1980 по 1990 год,  я  очень часто бывала  в  Киеве в командировках.  Поскольку я была не простым исполнителем, а относилась к числу руководителей,  нас  встречали  с уважением и почётом. Нас поселяли всегда в гостинице - "Славутич", которая располагалась на бывшей окраине Киева, а теперь - в одном из самых фешенебельных районов города. Добираться в гостиницу нужно было на метро.  Метропоезд проезжал по мосту  через  Днепр.  Я  всегда  смотрела на проносившийся мимо берег золотого пляжа и вспоминала...

Практически в каждую из моих командировок,  нас возили на экскурсии  по городу.  Тогда я и побывала ещё раз в лавре.  Многое во время  таких экскурсий я увидела впервые - то,  чего в послевоенные годы  в разрушенном городе ещё не было.

Кроме экскурсий, в свободное время я любила одна бродить по Киеву и конечно обязательно приходила во Владимирский собор.

Но бывала и во многих других Храмах Киева, о которых попробую рассказать в этой Главе позже...
Я побывала: в Михайловском соборе,в Андреевской церкви и в других не менее интересных церквях и соборах...

Кроме Киева Украина глубоко запала мне в душу и другими городами и Храмами, о которым тоже постараюсь отвести  место в этой Главе.
Так уж получилось, что выйдя замуж, оказалось, что наши с Виктором родственники (и мои и его) проживают в городе Каменец-Подольском. И мы каждый год в отпуска и в праздники ездили к ним в гости.

Кроме Каменец-Подольска мы навещали и семью сестры Виктора - Риту, которая жила в Полонном Хмельницкой области...

НО, кажется я в своей "ПРЕЛЮДИИ" к разделу - ЦЕРКВИ УКРАИНЫ" забежала слишком далеко вперёд...

Пора от ПРЕЛЮДИИ переходить к конкретным историям и воспоминаниям увиденного
и запомнившегося в те далёкие , давно прошедшие и прожитые годы...


Рецензии
Ираида, Вы замечательная рассказчица! Каждый раз с удовольствием читаю ваши воспоминания!

С уважением и наилучшими пожеланиями, Вячеслав.

Unforgiven   14.04.2023 00:18     Заявить о нарушении
Славочка, спасибо!
Давно не пересекались.
Публикуюсь с большими перерывами. Во время перерывов подлечиваюсь по
возможности.
Как и раньше - тренирую мозги, садясь за компьютер.
Надеюсь, что в Вашем доме всё отлично - и по теме ЗДОРОВЬЯ и ВО ВСЁМ ОСТАЛЬНОМ.
ИРАИДА

Дудко 3   14.04.2023 01:25   Заявить о нарушении
Да, всё более-менее нормально.

Unforgiven   14.04.2023 22:07   Заявить о нарушении
Извините,

и от меня спасибо уважаемой Ираиде за многие фото храмов.
Посмотрел, - задумался - колокольня как постройка - это её функцыональное назначение многим понятно : чтоб колокол был наверху, и чтоб к нему можно было добраться

а минарет ?

Его функцыональное назначение каково ?

Георгий Сотула   19.05.2023 15:11   Заявить о нарушении