Несколько шагов по Марокко

Фотография из личного архива автора. Агадир. Пляж. 2014 год

Лететь было очень интересно. Я и не вспомнила, как волновалась, выдержу ли шесть часов полёта. Спасла меня синхронная карта полёта перед носом. В течение всего времени я сравнивала её с тем, что вижу за окном. Удивительное это было ощущение – лететь над живой, меняющейся каждую секунду «картой».

В аэропорту прибрежного Агадира нас встречал молодой человек, одетый в бежевую галабию длиной до щиколоток. На ногах у него были жёлтые бальгхи – традиционные марокканские кожаные шлёпанцы. Оказалось, что трансфер из отеля предназначался только для нас – роскошный бежевый лимузин с белым салоном. За какие такие?...

Нас провели в номер. Жарко. Муж утверждал, что температура на побережье никогда не поднимается выше тридцати градусов по Цельсию, но для сна кондиционер всё же, необходим. А где же он? Муж задал этот вопрос коридорному. «Moment!» - парень раздвинул шторы и распахнул окно. «Please!» Ну, классно! Муж потащил меня снова вниз, прихватив пару дисков со своими документальными фильмами. На стойке администрации мы дождались отельного гида. Муж рассказал ему, чем занимается, подарил фильмы, и, как бы невзначай, спросил про кондиционер. Через пять минут нас переселили в другой номер.

На плоском песчаном пляже Агадира, вылизанном длинной океанской волной, мы засмотрелись на беленькую собачку. Увидев плещущихся в мелкой волне рыбок, она бегала туда-сюда, ошалев от восторга. Мы приглянулись собачке, она «нас выбрала». Разгоняя лаем отдыхающих, она отконвоировала нас к дверям Макдоналдса, где мы решили от неё спрятаться. Ну, не было у нас возможности обзаводиться марокканской собачкой. Нам пришлось выжидать больше часа, пока наш беленький преследователь на что-то отвлёкся.

Огромная надпись на прибрежном холме по-арабски: «Бог. Король. Страна» символизирует основы жизни марокканцев. Дорога поднимается параллельно надписи и огибает холм. Мы пошли в порт, чтобы посмотреть на суда, корабельные доки и рыбный рынок. Пожалуй, остовы строящихся деревянных судов я впервые увидела не с экрана, потрогала их, ощутила их реальные размеры. На рыбном рынке торговали не только рыбой всех видов и сортов, но и крабами, кальмарами, креветками, раковинами. Запах валил с ног. Хорошо, что наша гостиница довольно далеко отсюда.

На обратном пути зашли в рыбный ресторан. В большом аквариуме у входа можно выбрать себе на обед рыб, а потом посмотреть, как повар зажарит их в стоящей перед столиками жаровне. Нельзя фотографировать рыбаков! Они боятся сглаза.

В Агадире, как и во всех прибрежных океанских городах, можно купить древние окаменелости. Чаще всего это аммониты разных размеров. Торгует на центральном рынке таким товаром и давний приятель мужа. Чтобы было веселее, он берёт с собой ручного хамелеончика. Разумеется, мы провели фотосессию.

По дороге в «Город влюблённых» Эссауиру мы видели марокканское чудо – аргановые деревья, облепленные козами. Внизу бродили скучающие пастухи. То ли козы не нашли себе другого пропитания, то ли вкуснее листьев арганы для них ничего нет, то ли извлекают они для себя какую-то пользу.
 
Как только не произносят название этого города! Эссуэйра, Исуира, Эс-Сувейра, Сувейра. Меня всегда удивляют такие вещи. Можно же просто прочитать, как написано название места на карте. Хотя мне более правильным кажется послушать внимательно, как произносят название местные жители. И потом повторить за ними. Эссауира с ударением на «И».

В Эссауире муж покупал экспонаты для своей коллекции. Так забрели мы в очередной антикварный магазин. Шустрый сотрудник показывал мужу то, что он просил, и откладывал в сторону всё, что вызывало вопросы. Ответы были у хозяина, который должен был подойти. И подошёл – европейского вида шатен с голубыми глазами, в джинсах и гавайской рубашке. Поздоровался на чистейшем английском языке и прошёл во внутренние комнаты. Через несколько минут снова вышел в сине-красной галабии, расшитой золотой нитью, и в тюбетейке. Я спросила, часто ли он носит национальную одежду, или это только для гостя. Ответ меня поразил. Хозяин оказался коренным марокканцем, урождённым от отца-бербера и матери-туарега. Ну, извините, не рассчитала….

Затем мы поснимали набережную и отправились обратно. По дороге заезжали в «банановую деревню», чтобы я полюбовалась, как растут бананы. Пока ещё «видел» мой фотоаппарат, я старалась запечатлеть как можно больше изумительных видов океанского заката. Когда океан слился с темнеющим небом, перевела взгляд на дорогу. Впереди ехал грузовик, в кузове которого стояли три коровы. Две спокойно, или, может быть, смиренно себя вели. Третья постоянно пыталась взобраться на борт, боком опираясь на соседку и перебирая ногами по дощатой стенке кузова. Ноги соскальзывали, но она упорно продолжала снова и снова.

Дорога в темноте выглядела очень красиво – сверкала в свете фар яркими светоотражающими полосами по краям. Мы, всё-таки, не успели проделать обратный путь до темноты. Горная дорога – узкий серпантин. Пропустить встречную машину в темноте очень трудно, но мы благополучно добрались – у нас был хороший водитель.

Через пару дней чудо с переодеваниями ждало меня снова. Управляющий одного из антикварных магазинов Агадира пригласил нас в гости. Сам он был бербер, жена – туарег, совсем как родители продавца из Эссауиры. Жена хозяина предложила, чтобы мой муж снял видеокамерой, как она наряжает меня в национальный костюм, делает причёску и макияж, какие носят женщины-туареги. Сказано-сделано. Женщины-туареги подводят чёрным глаза и брови. Губы тоже красят в чёрный или очень тёмный цвет. Волосы заплетают в косу, которая обрамляет лоб. Платье создаётся из длинного отреза национальной ткани при помощи специально завязанных узелков. Правда, они взяли с нас слово, что мы не опубликуем их имён и не покажем квартиру.

Было, что вспомнить, поэтому я занялась разбором фотографий уже в самолёте. Пока у ноутбука не сел аккумулятор, я продолжала. Не успела соскучиться, как ожило бортовое радио. Раздался голос пилота. Он сказал, что в данный момент мы летим над Барселоной. Пассажиры прильнули к окнам. Далеко внизу, под нами, вспыхивали и гасли крошечные звёздочки – на набережной Барселоны били салют. Вот так феерически завершилась моя поездка в Марокко.


Рецензии
Итак, в Марокко мы побывали. Хоть я и не мечтала о том, понравилось.
Кудя двинемся дальше, Ладушка?
Спасибо за позитивные картины. Не зря личный архив перебирали.
С теплом,

Марина Клименченко   27.10.2023 16:15     Заявить о нарушении
Марина, если мне удалось передать хоть немного того, что видели глаза, то я счастлива. На самом деле, женщины, сопровождающие моего бывшего мужа в его поездках - это лишь контейнеры, которые перевозят экспонаты для его коллекции. У некоторых опций немного больше - кто-то ещё фотографирует, бывают красивые, они очаровывают торговцев и получают подарки и скидки. В любом случае, женщинам-функциям не показывают достопримечательностей и не покупают сувениров. Поэтому я могу рассказать о своих поездках с ним не больше, чем рассказал бы чемодан.
Тем не менее, мне дороги и такие воспоминания, поэтому делюсь тем, что имею. Спасибо за Сопричастность, Марина!

Лада Вдовина   27.10.2023 17:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.