Виолетта

          В армии они мечтали после демобилизации пойти работать в море, но по возвращении домой Василий устроился в сухопутную организацию, Алексей же не оставил своей мечты и вскоре ушёл матросом в свой первый рейс на торговом судне Камчатского морского пароходства.

          Однажды во время захода в порт приписки Василий пришёл к нему с девушкой. Миловидное лицо Виолы со светло-голубыми глазами, ниспадающие платиновые волосы, вязаный свитер крупной вязки, – всё напомнило Алексею один из голландских портов с прогуливающимися по набережной светлокудрыми красавицами. Сидя в каюте, друзья слушали музыку, о чём-то говорили, что-то вспоминали. «Не подходят они друг для друга, – думал Алексей, – Виола такая красивая». Зависть? Раньше за собой он этого не замечал.

          В море Алексей часто вспоминал девушку товарища, а когда бывал дома, благо судно работало на линии Петропавловск-Камчатский – Владивосток, старался встретиться с Василием, рассчитывая вместе с ним увидеть и Виолу. При этом само общение с товарищем становилось всё более тягостным: им не о чем стало говорить, а его пристрастие к спиртному, замеченное ещё во время армейской службы, приобрело более выраженный характер, что Алексея очень раздражало. Тем не менее, пока судно стояло на «домашней» линии, он несколько раз видел Виолу и даже был у неё в гостях, где познакомился с отцом – морским офицером в звании капитана первого ранга.

          В середине лета судно поставили на перевозку грузов из порта Владивосток в портпункты побережья Камчатки. Несколько месяцев Алексей не был дома и только поздней осенью по окончании навигации узнал, что Виола уехала в Ленинград, где у родителей есть квартира, там поступила в институт и вроде бы собирается замуж за своего однокурсника. В то время Алексей получил направление на судно, построенное для пароходства, которое, как предполагалось, до перехода на Камчатку будет работать в Европе. Узнав об этом, Василий попросил при случае зайти к Виоле и передать привет. Скрывая волнение, Алексей спрятал листок с адресом девушки в карман, хотя сразу запомнил улицу, номер дома и квартиры, где она жила.

          Судно, на которое Алексей получил направление, действительно несколько месяцев работало по перевозке грузов в порты европейских стран, но захода в Ленинград не было. Связь между жителями городов по тем временам осуществлялась путём переписки письмами либо разговорами по междугородним телефонам. Ни то ни другое Алексей сделать не мог. По какому такому праву он мог написать письмо девушке либо позвонить, если бы даже и знал номер её телефона?

          И всё же судьбе было угодно, чтобы они встретились: перед уходом на Камчатку судно направили для профилактического ремонта на один из судостроительных заводов города Ленинграда.

          После постановки судна в док Алексей взял день отгула и поехал по известному ему адресу. Не особо надеялся он тогда на встречу с Виолой. Действительно, будет девушка дома или нет? Не исключено, что она вышла замуж, и как в таком случае себя вести?

          Подойдя к квартире, он собрался было нажать на кнопку звонка, как дверь резко распахнулась и на площадку, застёгивая на ходу пальто, вышел щуплого вида высокий парень. Увидев Алексея, он остановился и, кивнув на дверь, спросил:

          – К ней?

          Не сомневаясь, что спрашивают о Виоле, Алексей ответил утвердительно.

          – Встречай, к тебе уже пришли! – злобно крикнул парень в дверной проём и быстрыми шагами пошёл вниз.

          В глубине прихожей в это время показалась Виола.

          – Ой! – раздался её радостный голос. – Ты как здесь? Заходи!

          Алексей хотел что-то сказать, но его не слушают:

          – Да проходи, проходи! Знаешь, я тебя недавно вспоминала!

          Сняв верхнюю одежду, Алексей прошёл в одну из комнат.

          – Ты совсем не изменился, – сказала Виола, игриво коснувшись его головы. – Больше года прошло с той поры, как мы виделись. По морям по-прежнему ходишь? На каком судне пришёл? Откуда?

          Отвечая на вопросы, Алексей помогает Виоле накрывать на стол. Затем они пьют кофе, разговаривают. Оказывается, молодой человек, с которым Алексей встретился на лестничной площадке, её жених Вадим. Перед его приходом они поругались, и Вадим поехал домой. Отец у него занимает какой-то большой пост в областном комитете партии, а мама преподаёт в том университете, где они с ним учатся.

          За разговорами быстро бежит время, за окнами уже ночь.

          – Мне пора, – вставая из-за стола, говорит Алексей, хотя расставаться с Виолой совсем не хочется.

          Насколько же он был тогда молод и неопытен, если собирался уйти от девушки, с которой был наедине и о которой столько мечтал! И ушёл бы! Но Виола обхватила его руками:

          – Оставайся… Я всё понимаю…

          Из спальни Алексею видно, как девушка плоскогубцами затягивает на дверном замке какой-то рычажок. Открыть дверь снаружи теперь не получится. В квартире гаснет свет, и только ночник над кроватью тускло освещает комнату. Вздрагивая, как от озноба, Алексей ждёт, понимая, что всё может измениться: кто-то постучит в дверь, послышится скрежет ключа в замке… Нет, ничего этого не произошло…

          Когда он уснул, и когда ушла Виола, Алексей не знает. Проснулся днём. Из гостиной доносился мужской голос, по-видимому, вернулся Вадим.

          Одевшись, Алексей начал заправлять постель.

          – Как спалось? – зайдя в комнату и не поздоровавшись, спросил Вадим, на лице которого отражалось недовольство нахождением здесь гостя.

          – Нормально, – сдержанно ответил Алексей, расправляя покрывало.

          Вадим помолчал, как бы принимая для себя решение, после чего заявил:

          – Я всё знаю. Ты должен уйти. И мы просим никогда нам о себе не напоминать. – Прежде чем выйти, криво улыбнувшись, добавил: – Между прочим, как мужчина ты ей не понравился. Она сама в этом призналась.

          В прихожей, опустив взгляд, Виола шепчет:

          – Он заставил всё рассказать…

          Двери закрылись, Алексей ушёл…

          В городе сыро и неуютно. Осенний ветер носит по улицам опавшую листву, морщит поверхность луж на асфальте. Ладони рук, которыми Алексей удерживает капюшон куртки, пахнут фиалкой. Запах девушки, запах её волос... Виола – имя чужестранное, что означает «фиалка». На душе тоскливо. Сколько он мечтал о встрече с Виолой! Какие слова говорила она ночью, отвечая на его ласки. В то же время «он ей не понравился» Собственно, какое это теперь имеет значение. И зачем он об этом только думает…


Рецензии