Угомониться

У каждого человека на протяжении всей его жизни случаются какие-либо устремления и, чаще всего, он отдаётся очередному влечению всеми силами своей надежды. Потом, на какой-то ступени жизни, наступает период разочарования и это неизбежно, ибо нет ничего на земле сполна удовлетворяющее человеческим устремлениям. А чем сильнее было желание служить этому устремлению, тем с большей силой последует потом разочарование…

Я расскажу в двух-трёх словах об очередном устремлении своего друга. По профессии он был фотограф, но не видел в ней каких-то высоких творческих задач – его вполне устраивало то, что профессия даёт заработок на жизнь семье, и этого для него было достаточно. Если когда и взыгрывали в нём амбиции, то они, опять-таки, приобретали одно материальное направление. С таким устремлением он попал в наш храм; и на какое-то время занятость новым делом увлекла его, но пришли 90-е годы – они принесли сумятицу во все профессиональные слои общества…

К этому времени мой друг уже напитался какой-то частью церковной жизни; очередной амбициозный приступ взыграл в нём и решил он стать священником. Я замечал, что на службах он стоит с открытым молитвословом в руках и смотрит в него. Однажды я спросил его об этом:
-Серёжа, а что это ты стоишь на службе с молитвословом, будто проверяешь текст его со словами литургии?
-Так и есть, только не проверяю слова, а запоминаю весь ход и слова Божественной литургии.

Для меня такое устремление моего друга было чем-то уж очень высоким и непонятным, пока он не поделился со мной своими планами:
-Я хочу стать священником.
Вскоре наш благочинный отправил его на послушание в Воронеж, но Серёжа недолго там пробыл, а по возвращении сказал мне:
-Представляешь, я приехал на послушание, как будущий священник, а меня там заставляют канавы копать! Ну, я плюнул на всё и уехал!
И тут же поделился со мной новыми амбициозными планами:
-Я списался с Жириновским, и он приглашает меня к себе на службу.
Такой оборот Серёжиных желаний для моего слуха был вообще крут: в нём было что-то аферистическое, трюкаческое и я отнёсся с недоверием к очередному устремлению друга, как к некоей фантазии.

Тем не менее, вскорости Серёжа уехал в Москву, и продолжительное время о нём ничего не было известно, а ещё через год он неожиданно позвонил ко мне ночью по стационарному телефону. Несмотря на то, что звонок разбудил меня – я очень обрадовался и начал расспрашивать Сергея о его житье-бытье; оказалось он действительно работает у Жириновского, но теперь называет его как-то пристрастно, что ли:
-Да, я у Владимира Вольфовича работаю, живу в гостинице – нормально всё, в общем-то: я сейчас на дежурстве нахожусь – решил вот, позвонить тебе…

И наша связь на много лет прекратилась, но я не забывал о Сергее в молитвах, а иногда и в поклоне припадал за него перед образами. Потом появились мобильные телефоны, интернет и среди этой информационной суеты Сергей вновь отыскал меня через своего сына. Сын предложил поговорить с отцом по скайпу, но я был уже парализован на всю правую сторону тела, говорить мне было невозможно, а списаться я мог, но Сергей этого не умел делать. Поэтому через его сына я узнал, что уже много лет отец живёт с семьёй в деревне.
«Угомонился значит»,- подумал я,- и мне вспомнился один диалог:
«Один паломник спросил иеромонаха Дорофея на Коневце:
-Как достичь мира духовного?
-Нужно угомониться,- улыбаясь, ответил тот.
-Что значит угомониться?
-А вот что. Когда я был послушником на Валааме, старец мой сказал мне: «Дмитрий, больно у тебя нрав весёлый и подвижный. А не угомонишься, не достигнешь чистой молитвы – ни к чему тебе будет и монашество». Вот я и спросил его, как вы теперь меня: «Что значит угомониться?» Старец ответил: «Это очень просто. Сейчас вот лето, а ты, поди, ждёшь осени, когда работы на полях будет меньше?»  -«Верно, батюшка…»  -Ну, а осень придёт, будешь ждать зимы, первопутка, Святок, а они придут – будешь ждать весны, а там Пасху?»  -«Правда, отче».  -«Вот ты сейчас послушник, а, поди, ждёшь того времени, когда будешь рясофором?»  -«Да, жду».  -«Ну, а там, поди, и мантии будешь ждать, а там иеромонашества. Вот это значит, что ты не угомонился. А вот когда тебе будет всё едино, весна или осень, лето или зима, Святки или Пасха, послушник ты или схимник, а будешь жить сегодняшним днём, не будешь помышлять и ждать, а всецело предашь себя воле Божией, вот ты и угомонишься…»

И я очень надеюсь, что и мой друг Серёжа угомонился…

Апрель, 2023


Рецензии