Не я ли?

    Сегодня в преддверии празднования величайшего праздника Христова воскресения мне захотелось порассуждать с тобой дорогой читатель о вопросе, что помещён в заглавии данной статьи.
    Читающий Евангелия обнаружит этот вопрос практически у каждого евангелиста, описывающих последние дни Иисуса Христа перед предательством и распятием. Его задавали Христу все апостолы, давайте прочтём одно из этих мест: «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» - Матф.25:20-22
     Как мы теперь знаем, это была последняя (третья по счёту) Пасха, которую имели ученики со своим Учителем, и для них она была привычной. Все они иудеи и выросли в религиозной традиции, в которой празднованию выхода евреев из египетского рабства уделялось важнейшее значение, и все богобоязненные и правоверные иудеи праздновали этот день.
     Наверное, в тот конкретный случай, их немного удивили указания Христа, которые он дал трём из них – самым ближайшим ученикам, с которыми Он проводил наиболее большее время, и которым открывал даже то, что не открывал другим (вспомните их совместное восхождение на гору Фавор, где произошло Его преображение, и где об Его исходе беседовали с Ним два наиболее значимых пророков прошлого: Моисей и Илия).
     Итак, Пётр, Иоанн и Иаков идут в город из Вифании в Иерусалим для того чтобы найти хозяина дома и приготовить трапезу – заколоть и зажарить Пасхального ягнёнка. О чём они говорят между собой? Вы никогда не задумывались? Конечно, нам не известно, как проводили они ранее празднование этого праздника. Был ли это тот же узкий круг особенных учеников Христа, назвавший их апостолами, или напротив того, ранее этот круг учеников был более широк, не имеет для нас большого значения. Важно то, что в ту самую пору, когда на горизонте уже отчётливо (по крайней мере для Христа) вставала Голгофа, Он пожелал иметь очень ограниченное общение с теми, кому особенно доверял. Ведь мы же знаем из посланий апостола Павла, что после Своего воскресения Иисус Христос являлся воскресшим более чем пятисот братьев. Но в том конкретном случае Христос сознательно сокращает круг избранных до самых преданных, до тех, кто оставил свои дома, профессию, и даже семьи до некоторого времени, ради служения.
     Это двенадцать апостолов, тех, кто удостоен Богом стать судьями двенадцати коленам Израиля за то, что этот богоизбранный народ не узнал времени посещения его самим Богом. Не случайно, евангелисты подчёркивают нам, что ученики рассуждали в том числе о том, кто из них больше? Да, всей полноты откровений, которые им открывал Господь, они ещё не осознавали и «мыслили о земном». Стоит ли их осуждать за это?
     Давайте посмотрим на нас самих. Нам, читающим Евангелия и знающим все последующие времена, всю историю развития церкви Христовой, с её неоднозначностью, иногда с отступлением от Божественных истин, с многочисленными ересями, делениями и расколами, тем не менее, часто «мыслить о горнем» не получается. Мы, как и ученики, порою «делим портфели», забыв об указании Христа быть слугами стаду, и не господствовать над овцами. Но вернёмся к нашему тексту.
     Итак, странный хозяин тайного дома, несущий кувшин воды (что обычно делали женщины на Востоке) найден. Просторная горница, убранная коврами - приготовлена, пасхальный агнец – заклан. Всё готово, вечер настаёт – то время, когда, согласно традиции и стоило вкушать эту трапезу. Всё вроде бы обычно, но нет, что-то идёт не совсем так как ученики уже привыкли.
     Ну, во-первых, как мы уже обсудили с вами, они собрались в самом тесном кругу. Думаю, что и хозяин дома, где проводилась эта Вечеря, ушел к соседу (так тоже можно было делать).
     Во-вторых, Иисус даёт им практические наставления проявления любви в служении – умывает всем пыльные ноги.
     Ну, и в-третьих, говорит эти странные слова: один из вас предаст Меня. Это просто невероятно! Это невозможно! Как предатель может быть среди самых преданных учеников? Тех, кто уже не раз доказал свою верность (вспомните то множество учеников, которые отошли от Него, когда Он открыл всем что Ему надлежит умереть, и дал указание на будущее вкушение Его плоти и крови). Апостолы остались при Христе и на Его вопрос: не хотите ли и вы отойти? – ответили нет. Что за всех учеников выразил Пётр в словах: к Кому нам идти, Ты имеешь глаголы вечной жизни.
     И вот теперь, когда они вкусили этого пасхального агнца, Христос говорит им о ом, что один из них предаст Его! Если читать всех евангелистов, то станет очевидным, что после того, как все из них вопросили Господа этим вопросом: не я ли, Господи? – Пётр, с помощью Иоанна смог получить ответ на этот вопрос. Правда другие ученики, да по-видимому и сам Пётр, в тот момент этот ответ Христа не поняли, потому что, когда Иисус обмакнул кусок хлеба и подал его Иуде со словами: что делаешь- делай быстрее, все подумали, что тому надлежит ещё что-то купить или раздать милостыню нищим (о чём он сокрушался, когда осудил женщину, помазавшую миром Христа).
     Праздничное настроение, царящее в этой тайной горнице, вмиг улетучилось, и печаль того, что в этом узком кругу есть предатель, наполнило каждого. Что для меня важно в этой ситуации?
      На мой взгляд очень показательна реакция всех учеников. Каждый, вначале подумал о себе, а не о другом. И этот вопрос, обращенный ко Христу, каждый из них обращал и внутрь себя. Конечно, каждый из них ответил для себя утвердительно, это и понятно. Все предадут, только не я!
Особенно характерна реакция лидера апостолов – будущего столпа истины построения церкви Христовой – Петра: «Пётр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.» - Матф.23:33
      Нам теперь известно, что ответ Христа, что уже в эту ночь, до второго пения петухов апостол Пётр отречётся от Христа трижды, озадачил Петра, но через некоторое время всё так и произошло, и Пётр ушел со двора первосвященника горько плача и сокрушаясь в сердце о том, что ровно так всё и произошло. Но что с остальными? Кто из тех, кто оправдал себя, ответив на свой же вопрос: не я ли, Господи? На тот вопрос утвердительно, что это не он – убегая из Гефсиманского сада, от страха быть пойманным, не соблазнился?
      Теперь хочу вернуть вас в наше время. Сколько тех, кто читая евангелие, или слыша проповедь – покаялся в своих грехах, тех, кто посещал церкви Христовы (пусть даже разных деноминаций), тех, кто по вере, или традиции, принял святое водное крещение, остался верен Господу?!
     Даже на моём коротком пути служения в нашей небольшой общине, я с огорчением вспоминаю некоторых, которые оставили церковь, отпали от благодати, возлюбили век нынешний. А сколько всего таковых?
     Конечно милостью Божьей для всех, кто упал и согрешил даже таким грехом как отпадение от благодати Господь даёт возможность покаяния, но как много тех, кто даже и не собирается возвращаться на узкий и тернистый путь спасения?
     Сегодня, в нашей общине мы будем отмечать эту особенную Вечерю Господню, где будем вкушать драгоценные дары любви Господа нашего Иисуса Христа, но для себя, и для всех слушающих в церкви, я буду задавать этот вопрос учеников: не я ли, Господи?! Чтобы ответив на него, найти силы у Господа – остаться верным Ему до конца своих дней. К чему и вас всех призываю!


ТВГ, г. Барнаул, 13.04.2023 г.


Рецензии