У блогера ЭМ

ИЗ ИНТЕРВЬЮ НА КАНАЛЕ БЛОГЕРА ЭМ
(Вместо педисловия к сборнику "Вне себя")

...
ЭМ: Ну с этим понятно. Тогда следующий вопрос. А в чём секрет Вашего творчества? Как Вы придумываете сюжеты?
АПМ: Как нелепы и беспомощны поиски звезд на небе слепым от рождения человеком.
Как жалки потуги услышать Моцарта оглохшему ещё в утробе матери.
Как безрукому слепоглухому сыграть на скрипке? Поняли?

ЭМ: Э-э-э. В целом. Э-э-э Но не все подписчики будут довольны. Поясните?
АПМ: Человечество, создав первые орудия труда и убийства, одновременно взяло кусок угля и на стене пещеры нарисовало охоту на буйвола и затянуло ночью у костров в пещерах и саваннах свои первые песни. А трое, пошептавшись, стали изображать в лицах ту охоту. И так у них смешно получилось изобразить вождя, что племя долго смеялось, а вождь для начала надавал тумаков первым артистам. Потом выяснил, кто из них всё это придумал, и дал ему самый большой кусок мяса. Что? Скривило, вижу, Вас от приторного?
ЭМ: Честно говоря - да!
АПМ: И правильно! Скорее всего вождь прибил самым большим камнем задорного выдумщика. Теперь понятно, как я придумываю сюжеты? Нет? Странно. Я только что, у Вас на глазах... Про первых артистов и их награду...

ЭМ: Мне кажется, вы уходите от ответа. Давайте я по - другому спрошу? Почему Вы пишите?
АПМ: Пишу по той же причине, по которой Вы задаёте мне вопросы...
ЭМ: То есть?
АПМ: А то и есть. Вот смотрите...
Сотни тысяч лет отделяют нас от великого эволюционного преобразования. Перехода от безмятежного примата, обеспокоенного лишь размножением и жратвой, к человеку с куском угля у стены. И всё это время человек пытается познать окружающий его мир и самого себя. С окружающим миром было всё просто. Оказалось, что нужно просто помочь своим органам чувств. И человек придумал телескопы и микроскопы, андроидные коллайдеры и космические корабли. Границы познанного мира расширились на миллионы световых лет вдаль и до наночастиц вглубь. Всё это благодаря созданным инструментам.
Познавая себя самого, те же самые инструменты рассказали и про взаимодействие ионов на клеточной мембране, и про молекулы ДНК с механизмами наследования. Генные инженеры уже в одном шаге от создания человека с необходимым набором анатомо-физиологических качеств. И только. Создать гения по заранее выбранным параметрам у них не получится. Как это сделать - люди не знают до сих пор. С помощью современных инструментов можно создать самого быстрого бегуна в мире, но спланировать и создать композитора невозможно . Пока не появится знание, а не теории.

ЭМ: Чем Вам теории не угодили?
АПМ: Из-за наличия в них паршивых овец!
ЭМ: Расшифруете?
АПМ: Смотрите... С первого рисунка в пещере, с первой песни человек так и не смог придумать инструмента, который бы позволил ему ответить на вопрос, а почему я нарисовал? Почему придумал песню? Что такое творчество? И вот прошли сотни тысяч лет, в течение которых миллионы людей пытались решить эту загадку. А результат? Теории, теории, теории... Тысячи теорий! Кто-то становится апологетом теории номер 905, а кто-то адептом 36-й. И всё бы ничего... Но люди с легкостью укладывают удобные факты в прокрустово ложе любимой теории, как ковбои загоняют своё стадо в кораль. А факты, противоречащие ей  - отбрасывают как паршивых овец.

А посмотрите, сколько они нагородили терминов! Терминов - пустышек, за которыми скрываются не научные факты, а набор бессмысленных утверждений.

Большинство сторонников всяческих теорий искренне верят, что именно их теория единственно верная и найдены ответы на вечные вопросы: Как и о чем думает, как и что чувствует, и почему мечтает человек?
Да и ладно. Тут ведь "верят" - это ключевое понятие. Вера не требует доказательств. Вера не нуждается в логике. А потому все теории о том, почему и как мы становимся творцами, основаны исключительно на вере. И главное, чтобы все эти апологеты, адепты и прочие сторонники не наносили вреда окружающим людям. Себе они уже навредили верой уже лишь потому, что они не двигаются вперед, полагая, что постигли истину.

ЭМ: Ну хорошо, я не буду спорить с Вами, но скажите, почему по- Вашему, кто-то становится творцом, а кто-то нет?
АПМ: Какое заблуждение! Очевидно без всяких теорий: каждый из миллиардов ныне живущих людей - творец. И этим он отличается от ближайших предшественников в эволюции. Создание первого топора, стрелы, приготовление пищи, рисунки... Это и есть творческий процесс. Кто-то мурлыкает колыбельную ребёнку, кто-то придумывает, как обмануть мужа и скрыть наличие любовника, кто-то планирует ограбление банка, кто-то выбирает краску для тюремных стен... Это всё - творчество. Все мы - творцы.

ЭМ:Прямо так все?
АПМ: Ну, врут - то все! А это - творческий процесс

ЭМ: Но есть же творческие профессии?
АПМ: Есть. Нет нетворческих. И как же глупо и жалко выглядят те писатели, художники, актёры, композиторы... Ну в общем все те, кого в обиходе мы называем людьми творческих профессий. Как же жалки они и нелепы, когда считают, что их творческий процесс, чем- то отличается от творчества остальных людей.

ЭМ: И всё-таки... В чём секрет Вашего творчества?
АПМ: В чем секрет моего творчества... Да нет никакого секрета! Этот же секрет есть и у Вас, и у охранника в студии... Есть у всех людей на планете. Это всеобщая тайна созидания. Наша нераскрытая тайна. Тайна - одна на всех.

ЭМ: Пожалуй, пришла пора... А не сотворить ли мне кофе для нас? Как считаете?
АПМ: Вы - творец, Вам и решать. Тем более, что у Вас репутация не жадного человека. Или врут творцы?



______________________
©Алан Пьер Мюллер.
Из сборника рассказов "Вне себя"
Перевод А. Никаноров


Рецензии