Актёры, ушедшие рано Андрей Миронов Часть 5

                ЧАСТЬ ПЯТАЯ

                ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА

            НЕВЕРОЯТНЫЕ  ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ИТАЛЬЯНЦЕВ в РОССИИ
            **************************************************

         18 марта 1974 года на широкий экран вышла кинокомедия "Невероятные
  приключения итальянцев в России".В фильме Андрей Миронов исполняет роль
  капитана милиции Васильева,которому поручено не допустить вывозить ценности из
  страны.Перед предприимчивыми итальянцами он предстаёт общительным и
  предупредительным гидом "Интуриста".По мнению критики,актёр полно и чётко
  воссоздал образ современного обобщённого и в то же время конкретного.Основную
  черту Васильева - бесстрашие - актёр раскрыл не навязчиво,но тем не менее
  убедительно.На протяжении всего фильма персонаж Андрея Миронова остаётся
  весёлым и компанейским,хотя его характер сам по себе не является
  эксцентричным.А комичный эффект возникает из ситуации,в которые попадают
  герои.
  Часть трюков,которыми наполнена эта эксцентрическая кинолента Андрей Миронов
  выполнил самолично.Он стал спускаться на ковровой дорожке с шестого этажа
  гостиницы "Астория" в Ленинграде,висел над Невой,уцепившись за край
  разведённого моста на высоте примерно двадцати этажей,прополз по выдвинутой
  вперёд на одиннадцать метров лестницы пожарной машины до крыши "Жигулей" и
  влез в его салон,в то время,как оба автомобиля  мчались на приличной скорости,
  один на один беседуя со львом.

        "Андрей поразил меня своей храбростью и отчаянностью" - признавался
  впоследствии режиссёр фильма Э.А.Рязанов.Л.Эфрос напомнил,что Андрей Миронов
  снимался вместе с итальянскими актёрами,обладающими другим темпераментом и
  манерой общения,но так органично и точно вписался он в их "компанию" так
  естественно вдруг возникал у него неополитанский жест или интонация".На взгляд
  критика "принять в себя национальный характер(чужой тебе в сущности страны)
  много сложнее",чем выполнен опасный трюк.

     "Помню случай,когда я требовал от итальянских актёров,чтобы они играли и
  говорили стремительней.Они не могли выполнить моих требований и пожаловались
  Де Лаурентису,продюсеру фильма,что я загоняю темп,что они не в состоянии
  выполнить моих требований,потому что мол требования не выполнимы.На примере
  Андрея я доказал им,что играть в пулемётном ритме вполне возможно.Мне было
  особенно приятно утереть им нос,потому что о русском кино,да и вообще о нашей
  актёрской школе на западе бытует мнение,что русские очень медлительны."
               
                Э.А.Рязанов

  29 апреля прошла премьера телеспектакля "Безумный день,или Женитьба Фигаро".
  16 октября актёру было присуждено почётное звание Заслуженный артист РСФСР".В
  том же октябре -  у актера было несколько неудач - он не прошёл на роль Жени
  Лукашина в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы или с лёгким паром"!Кроме
  того,в октябре произошёл разрыв с Екатериной Градовой.Вот так события жизни
  негативного плана тесно переплетаются с событиями довольно хорошими.А в ноябре
  Андрей Миронов был с театром на гастролях в Италии.

  "СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА ПЕЧОРИНА"
  *******************************
  В декабре Андрей Миронов приступил к съёмкам у Анатолия Эфроса в телеспектакле
  "Страницы журнала Печорина",где ему предстояло исполнить роль Грушницкого.В
  своей постановке режиссёр хотел уйти от хрестоматийной трактовки этого
  образа.
  "Не закомплексованный человек,посредственность надо было воспроизвести
  в Грушницком,а нечто покладистое,приспособленное к жизни,как бывают
  приспособлены милые,чуть нелепые щенки",- сделал запись в дневнике А.В.Эфрос.

  После долгих поисков актёра на эту роль он пригласил Андрея Миронова.В своей
  рабочей тетради режиссёр отметил,что Миронов сразу понял и значение и
  серьёзный смысл "второй" роли А.В.Эфросу Грушницкий виделся славным малым,
  добродушным и расположенным к людям,которому в отличии от Печорина удобно жить
  на свете.Андрею Миронову понравилась идея преодоления,стереотипа восприятия
  Грушницкого выработанная средней школой,как хвастливого и не очень умного
  сноба,и максимально его очеловечить.
  "Он хотел,чтобы наш Грушницкий был носителем чего - то - подлинного - доброго,
  душевного" - рассказывал позже артист.

  Показанный по телевизору спектакль вызвал разноречивые отклики.Не все смогли
  принять такое прочтение лермонтовской прозы.Были даже предложения поменять
  местами исполнителей Печорина и Грушницкого.Но,в настоящее время спектакль
  воспринимался как классическая постановка.По словам В.С.Кичина,эта работа
  заняла особое место в творческой жизни Андрея Миронова.Поскольку в ней
  особенно ярко проявился драматический талант актёра,склонного к тончайшему
  психологическому анализу.Его Грушницкий предстал в телеспектакле обаятельным и
  жизнерадостным юношей,у которого ещё вся жизнь впереди.Искренне верящим в силу
  мундира и любовь Мэри к себе.Он захотел стать Печориным,поверив в какой - то
  момент в свою избранность.Разлад мечты,и действительность оборачивается
  трагедией и приводит героя Миронова к гибели.В финале,по утверждению В.Рыжовой
  актёр сыграл одну из лучших своих сцен.Стоя на краю пропасти под дулом
  пистолета его Грушницкий прозрел и стал самим собой.В последний миг проявив
  мужество и отказавшись просить пощады он сумел погибнуть, достигнув тем самым
  высот собственного идеала.
                Если Печорин - само разочарование,то Грушницкий - весь
  предвкушение.Фигура,которая прежде воспринималась,как жалкая и смешная -
  своего рода пародия на Печорина или же предвестье Карандышева - осмысление
  здесь по - новому.И режиссёр и артист Андрей Миронов отнеслись к Грушницкому
  благосклонно.И хотя все поступки и все слова Грушницкого комментирует то
  снисхождение то презрительный сам.Печорин(это ведь его журнал"!)тем не менее
  Андрей Миронов упрямо защищал Грушницкого от иронии  и насмешек.Ведь не
  Грушницкий же повинен в том,что его торопливая молодость столкнулась с усталой
  душой,с её мертвенной пустынностью."

  ПЕРЕЛОМ в ТВОРЧЕСТВЕ
  *****************************
  В 1975 году на телевидении был показан водевиль "Соломенная шляпка",где
  А.Миронов играл Фадинара.Критик А.Демидов писал,что актёр создал в этом фильме
  одну из лучших своих ролей и наверное,впервые сыграл Фадинара грустным.В конце
  лета были гастроли в Казахской СССР.14 сентября состоялась премьера
  телеспектакля "Возвращение" по повести И.С.Тургенева "Два приятеля",сам актёр
  - в роли Бориса Вязовнина постановка - Павла Резникова.

  Телеспектакль вновь дал возможность критикам отметить у Андрея Миронова талант
  психологии актёра и способность к неожиданным перевоплощениям.Казалось бы нет
  актёра менее подходящего на такую роль,чем Андрей Миронов,с его неистощимой
  энергией,с его стремлением наполнить жизнью,действительно каждую минуту
  сценического или экранного бытия любого своего героя недоумевал в своей
  рецензии Ю.Смелков.
  Но,выбор режиссёра при всей парадоксальности абсолютно точен - темпераменту
  Андрея Миронова,ограниченного рамками непривычного для него характера,как бы
  ушёл вглубь,в подтекст роли".

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                13.04.2023


 


Рецензии