Часть 1 С чего начинать реформу образования

Суть реформы образования  Часть 1.

Начинать  реформу образования в нашем государстве необходимо с  определения:
• содержания, методов и средств, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей;
• создание условий для обогащения опыта их взаимодействия с детьми разного возраста, для расширения их представлений о культурно-этническом многообразии;
• проблема совместного воспитания и обучения здоровых детей и детей с особыми потребностями;
• проблема перестройки деятельности дошкольных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения нужд семьи.

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К  ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ.

Проблема обеспечения гармоничного развития и образования детей образует различные подходы к ее решению. При разработке  программ для дошкольников на первом этапе следует  отказаться  от попыток сделать все и сразу, выбрать приоритетные направлении, направить максимум усилий на развитие некоторых способностей и качеств детей. В системе дошкольного образования основной задачей стоит формирование нового человека, способного  воспринимать и понимать процессы окружающего мира. Дошкольное образование, это  форматирование  мышления начинающих свою жизнь детей. Основная цель этого  первого этапа, научить ребенка  жить в этом мире вместе с  окружающими их людьми и окружающим миром. Что именно:
1. обслуживать самостоятельно самого себя. (одеваться, убирать  за собой, помогать своим сверстникам);
2. понимание необходимости познавать окружающий мир. ( умение пересказывать услышанное и делать выводы. Высказывать свое мнение, и представление о окружающем мире);
3. правильно произносить слова и словосочетания в разговорной речи;
4. умение отображать окружающий мир в словах и рисунках;
5. освоить принципы развивающего взаимодействия между ровесниками  и  общение  с другими возрастными группами;
6. принятие требований к распорядку дня, и правильному распределению времени в течении  суток;
7. умение заботиться  о животных;
8. воспринимать красоту природы и стараться ее сохранить;
9. получение уроков  деятельности для  жизни. ( пришить пуговицу, полить растения, накормить домашних питомцев, помочь собрать игрушки;
10. умение вести разговор с детьми и другими возрастными категориями.

 СИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД
Его суть заключается в социальном развитии детей и создании для них возможностей расширения и обогащения личного, социального опыта в процессе общения не только со сверстниками, но и со старшими и младшими, а также с членами семей детей группы, с соседскими детьми и жителями своего дома, двора.

Воспитание детей в разновозрастных группах, как вторая ступень,  направлено также на создание между ними отношений взаимопомощи вместо  отношении постоянного соревнования и конкуренции. 
 Этот подход получил свое название, поскольку процесс обучения основан на использовании реальных жизненных ситуаций, возникающих во время пребывания детей в детском учреждении.
Подобные ситуации могут возникать спонтанно или же создаваться при помощи педагогов. Планирование воспитательно - образовательной работы не является жестким и допускает возможность отклониться от плана, учитывая актуальные интересы детей.

Формирование группового  сознания детей дошкольного возраста.

Духовное развитие ребенка должно быть ориентировано на формирование общественно полезных ценностей. Я и мои сторонники выступают за такое воспитание, которое поощряет желание детей действовать сообща исходя из общих интересов. Воспитатель, являясь  должен постоянно находиться рядом с детьми и умело - тактично помогать ребенку войти в социальный мир, научиться общаться с людьми, заимодействовать с ними, учитывать и уважать их мнения.
Ребенок должен осознать, что общение ему необходимо, что жизнь без товарищей, без друзей неинтересна и безрадостна.
На пути к достижению цели формирования группового сознания решаются задачи, изменяющиеся в зависимости от возраста детей группы.
Если годовалых детей обучают, прежде всего, выражать свои желания и потребности словами, а также прививают первичные навыки общения и учат элементарным способам самообслуживания, то в работе с двухлетними воспитатели помимо этого стремятся стимулировать желание детей участвовать в общих играх и занятиях, научить их ценить радость от совместных действии.  ( ведь  без группового общения жизнь становится бесцветной и  скучной);
В группах трехлетних детей особое внимание уделяется развитию навыков совместной деятельности и начинается работа по формированию представлений об обязанностях и их распределении, что в будущем должно стать основой группового самоуправления.
Примером доступного для трехлетних детей, дающего им возможность обдумать и обсудить обязанности каждого, выполнить их и проконтролировать работу своих товарищей, а также испытать чувство радости от плодотворных совместных усилий, является дежурство. ( прием  использования - общего дела.);
При работе с четырех-пятилетними детьми основное внимание уделяется углублению и расширению навыков совместной деятельности. Кроме того, четырехлетним детям создают условия для того, чтобы научиться правильному поведению в ситуации принятия группового решения — высказать свое мнение, учесть мнения других и при невозможности отстоять свое мнение найти компромиссное решение. Пятилетние дети, как и трехчетырехлетние, участвуют в совместно осуществляемом мероприятии или проекте «общее  дело», но теперь оно планируется не менее чем на один месяц и предопределяет всю жизнь в детском саду. Дети вносят свои предложения, обсуждают и выбирают лучшие из них, принимают решения, обсуждают результаты совместной деятельности и, наконец, празднуют успешное завершение работы. Таким образом, радость и удовлетворение от  - общего дела , становится  необходимым элементом работы по формированию - группового сознания ;

Начальная педагогика дошкольного образования

 Суть свободной  работы  (целесообразная деятельность) детей с дидактическими материалами в развивающей предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия педагога - воспитателя.
Ребенку предоставлено право выбора деятельности, места и длительности работы, а также партнера. Педагог- воспитатель – это  партнер и помощник ребенка, наблюдающий за его деятельностью и в случае необходимости осуществляющий ненавязчивое руководство ею. Педагог – воспитатель, организует развивающую среду, демонстрирует ребенку способ рациональной деятельности с находящимися в ней материалами и несет ответственность за порядок в ней. Работа с детьми проводится преимущественно индивидуально или с малыми группами, в то время как остальные дети занимаются своими делами.
Реже используются методы работы со всей группой, такие как, беседы в кругу , совместное обсуждение под руководством  преподавателя - воспитателя различных тем, предложенных самими детьми или же запланированных. Классическая начальная - педагогика предусматривает работу с разновозрастными группами.
• Проблема  начальной – педагогики, состоит не в том, должны ли содержание, методы и средства воспитания и образования дошкольников должны в полной мере соответствовать уровню их развития:
Весь вопрос в том, кто и на основе каких личных навыков   работы может и должен определить, является ли тот или иной подход   - соответствующим уровню развития детей.
• Положения этого документа, по существу, должны стать стимулятором развития  творческой мысли педагогов – воспитателей, никакие предписания, даже созданные с самыми лучшими намерениями, не должны мешать создавать новые педагогические концепции и модели развивающих курсов.
 

ШКОЛА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ АКТИВНОЙ  ПОЗИЦИИ  ШКОЛЬНИКА

Наша Российская  система образования начинается с детских садов. И является  продолжением  процессов формирования гражданина Российской Федерации. Система современного образования, на начальном периоде, должна  полностью соответствовать той  системе и тем программам, которые были в Советском Союзе. Система школьного образования в СССР. Создавалась не на голом месте. А на опыте дореволюционной школы, которая развивала  различные направления  в образовании и формировании личности. Очень большой вклад в  систему начального - школьного  образования внесла Н.К.Крупская.
Школьное образование в утерянном периоде СССР, было одним  из лучших в мире. Это подтверждают международные рейтинги. Для того, чтобы быть лидерами,  ученикам приходилось немало потрудиться: после уроков — обязательные кружки, после кружков , репетиторы. На выходных и каникулах горы домашнего задания. Как справлялись  школьники с нагрузками и чему можно поучиться у советской системы образования.
С чего всё начинается
Учебный год в нашей стране начинается в сентябре и состоит из четырех четвертей. Летние каникулы у школьников длятся в общей сложности около двух месяцев: зимние, весенние и самые длинные — чуть больше месяца — летние.
Российское правительство гарантирует начальное (пять лет) и среднее (три года) бесплатное школьное образование. Дальше старшая школа, необязательная,   но очень востребованная.
Вообще, главная цель почти каждого   ребенка, к которой он идет с детского сада, — поступить в хорошую старшую школу, чтобы потом попасть в престижный вуз. Эта образовательная цепочка гарантирует высокооплачиваемую работу и высокий уровень жизни.
В школу идут все дети, кому исполнилось семь лет. Поэтому в одном классе могут оказаться ученики с разницей в возрасте почти год.
В начальной школе, в процессе обучения, дети должны научиться: считать,  писать, читать, выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Отказываться от оценки выполненной работы- не стоит, так, как это приводит к обезличиванию результата и не способствует процессу формирования основ  личной ответственности за выполняемую работу. Отсутствие оценки, порождает безответственность и формализм  в процессе нахождения в школе. Что в последствии  мы сплошь и рядом наблюдаем.
Для формирования аккуратности  и способности  создавать  некоторые собственные алгоритмы. В школе, стоит вернуться к прописям, и написанию текстов  с применением перьевой ручки. Этого будет достаточно до третьего класса. Потом можно использовать  и другие  инструменты, ручки  с чернилами,  гелевыми и прочими стержнями. Основная воспитательная цель должна  сформироваться  до четвертого класса. 

  Домашнее задание должно быть обязательно. Конечно, оно должно формироваться исходя из  возраста школьника. В первом классе, это  задания по прописям, и счету. В первом классе начинаем развивать память ребенка. Первое – это таблица умножения.  При изучении Родной литературы, заучивание коротких  стихотворений.  В национальных школах. Нагрузка немного больше - здесь кроме общегосударственного изучают  родной разговорный язык. Плохого здесь ничего нет. Ведь это развитие памяти, а чем  более она развита, тем  способнее становится  ученик в последующие годы обучения. В дореволюционной России. Мои отец в Симферополе изучал  кроме Русского, татарский, арабский и французский языки. Изучалась и грамматика этих языков. Конечно, разговорную речь помогали освоить  родители, знавшие эти и другие языки. И оказывавшие  значительную помощь в их изучении. В перечень воспитывающих  предметов - были включены основы религиозных  книг. Периодически, в школе, проводились состязания  кто  лучше знает  религиозные книги. И способен ли он правильно толковать содержание разделов того или иного учения. Состязания проводились  на всех изучаемых языках. Так что ни каких  ущемлений национального достоинства  речи не было. Государство наше, многонациональное. Поэтому в  начальной школе, такие состязания должны проводиться открыто.  Изучающие несколько языков, дети  должны представить на  состязание  наиболее интересные  стихи  поэтов их национальности и  других народов страны.
В нынешней школе, по неизвестным причинам, отказались  загружать детей, но ведь знания   накапливаются и формируются не мгновенно, это длительный труд. Поэтому не стоит освобождать детей от  процесса развития своих умственных способностей. Государству, нужны мыслящие, трудолюбивые, и грамотные граждане, а не потребители клянчащие подачки.
Школьная форма в начальных классах должна быть удобной и воспитывать  аккуратность , умение  красиво носит одежду.
Начинать  готовить  детей к работе с компьютером. Можно уже с третьего класса. Это связано  со многими медицинскими  особенностями нашего организма. Смартфоны, желательно разрешать не ранее шестого класса, Это сохранит зрение вашим детям.
Контролировать работу  начального дошкольного и школьного образования должно министерство образования. В министерстве должны работать граждане с педагогическим образованием и опытом работы не менее 10 лет.


Рецензии