Ихтиандр

   Эту невыдуманную история я услышала от молодой девушки, которая снимала квартиру у моря  вместе со мной, в одном небольшом рыбачьем поселке на Каспии. Я всегда мечтала побывать у этого моря, о котором существует столько  древних легенд у восточных народов.


         Девушку звали  Алей. Она изучала морскую фауну  Каспия, писала научную работу. С ней было очень интересно общаться и я «хвостиком» ходила за ней и помогала, чем могла, в ее интересной работе и такой мой «отдых», мне очень нравился. Она  приехала сюда давно и надолго, а я, как свободный художник  и любитель-литератор - пока не надоест!


      Мы очень сдружились с Алей, хотя  и были разного возраста. Красота восходов и закатов Каспия и даже выгоревшей от жаркого солнца степи, будоражили мое воображение. Я уже сделала несколько набросков  к будущим моим работам, завела знакомство со старожилами из местных  и записала несколько легенд о Каспии и народах, что жили на его побережье в прежние века. Я не могла выбрать, что мне ближе – изобразительное искусство или литература, кто  я  - художник или писатель или же не то и не другое, потому что  одно из двух должно забирать все время и все силы. Когда я уставала от живописи, я находила вдохновение в литературе и наоборот. У меня были и свои выставки, и печатные издания.


          Однажды, Аля не пришла вечером домой,  и я сильно встревожилась. Накинув  на плечи  шаль, я пошла к морю. Море слегка  штормило. Волны ночью идут от берега и, на прибрежной полосе я заметила две фигуры – мужскую и женскую. В женщине я сразу узнала  Алю, а мужчина был мне незнаком. Они сидели на песке, мужчина обнимал Алю, а она, положив голову на его плечо, что-то пела. Я не стала мешать  им – дело молодое!


        Настало утро, но Аля не вернулась. Пришла она гораздо позже в мокрой одежде, несмотря на жаркий день. Лицо ее было грустным, глаза покраснели от слез. Неужели тот мужчина, обидел ее,  сделал что-то недозволенное? Меня мучила неизвестность, но я не имела права вторгаться в ее жизнь. Если она посчитает нужным  это сделать -  то расскажет сама. И это время пришло спустя три дня.


        День был ветреным. Песок летел, забиваясь  во все щели, не давая дышать. Мы сидели с Алей в комнате и пили  местный чай с молоком и травами. Аля спросила меня, рассказали ли мне старожилы легенду о красивом парне, который  любил местную девушку и который пожертвовал собой, чтобы ее отец и братья не погибли в морской пучине? Нет, такую легенду я не слышала. И Аля стала мне рассказывать…

          - Давно это было, очень давно! Тогда Каспий был еще большим морем и соединялся с великим  морем-океаном. Много племен  жило у Каспия, кормились рыбой и морскими водорослями, добывали морских животных и моллюсков. Но, земля, на которой они жили,  была неплодородной, и морской промысел был единственным источником для жизни людей. В одном из племен жили двое – Касым, сын рыбака, которого забрало море и Айгюль,  единственная, младшая дочь  у отца и матери и семь ее братьев. Касым и Айгюль росли вместе и с самого детства были неразлучны. И вот восемнадцатую весну разменял Касым и шестнадцатую – Айгюль.  В сердце этих юных  расцвел цветок любви. Не было другой такой красивой пары в их селении! Девушка была нежной, хрупкой, с чудесными карими глазами, длинными косами. Касым был не только красив, но и был хорошим рыбаком и храбрым воином. И отец Айгюль и братья уважали чувства молодых и были готовы отдать сестру Касыму. Но случилась беда.


          Ловили  Касым, отец и братья Айгюль рыбу далеко от берега. В тот раз напросилась Айгюль с ними в море, хотя старики запрещали брать женщин в море – женщина на борту к беде! Надолго братья уходили, и она хотела помочь им в путине, есть приготовить, одежду постирать. День выдался тихий, идти на веслах братьям было нетрудно. Айгюль взяла ведро и зачерпнула с борта морской воды, чтобы постирать братьям рубашки. Когда она посмотрела на морскую гладь, то увидела в воде лицо морского царя и русалки, которые рассматривали ее сквозь толщу воды. Девушка забыла,  чему учили старики – завидев лик морского царя, закрыть свое лицо руками.  Айгюль с удивлением и интересом рассматривала подводных жителей. И вдруг, закипела вода, забурлила у борта их большой лодки. Поднялся из пучины царь морской со своей дочерью русалкой. Только тогда вспомнила Айгюль  советы старейшин и спрятала свое лицо. Но, было поздно!

           - Слушайте меня, люди земные! Я,  Царь  морской, повелеваю вам отдать мне в жены девушку с вашей лодки. Если вы не сделаете этого, то я потоплю и вас и все лодки вашего племени, которые сейчас в море! И буду поступать так  со всеми, кто коснется, хотя бы раз веслом, вод моих морских!

           Бросился к Айгюль Касым, обнял ее и сказал морскому царю:
          - Не может Айгюль стать твоей женой, Царь морской! Она мне слово дала, я жених ее и скоро стану мужем. Мне она предназначена! Если нужна тебе моя жизнь возьми ее сейчас и здесь, но только сохрани жизни моим соплеменникам, моей любимой и ее семье! Не оставляй мой народ умирать голодной смертью, когда глубины твои кишат рыбой, морскими тварями. Я готов пожертвовать своей жизнью ради моей любимой, готов не стать ее мужем, готов на любые муки ради нее, ее отца и братьев, ради моих соплеменников!

            Рассердился царь морской, еще сильнее забили волны о борта лодки, стали раскачивать ее, грозя опрокинуть. И тут взмолилась перед царем морским русалка – морская Царевна:

         - Отец мой, любезный, Царь морской!! Зачем тебе земная женщина, когда у тебя столько жен, что ты имен их не помнишь?! Подумай обо мне, дочери своей одинокой и несчастной! Возьми с собой этого прекрасного  юношу и отдай его мне. Пусть любовь его к этой девушке останется в его сердце, но телом он будет со мной! Он обогреет меня, растопит лед моего одиночества и, может, подарит мне возможность стать матерью! Я умоляю тебя, я умоляю тебя отец!


         Русалка плакала, по щекам ее скатывались слезы, которые падая в воду, превращались в сверкающие жемчужины. Царь согласился и, в ту же минуту, водяной вихрь оторвал Касыма от Айгюль и увлек в пучину морскую.


             Вернулись на берег домой отец, братья и Айгюль, а мать Касыма, все стояла на скале и ждала сына. Она не вернулась в свой дом, наверное, ушла к сыну в морскую пучину. Айгюль  так и не вышла замуж. Ни отец, ни братья, не неволили ее, зная, какой ценой своей любви она заплатила за их жизнь.


             Однажды, она пришла на берег. Душа ныла, как сломанная кость, она думала о Касыме. И, вдруг заметила малыша, ему было лет пять. Он был совсем голеньким. Айгюль подошла к нему и увидела,  что тело мальчика было покрыто мягкими прозрачными чешуйками, а между пальчиков на руках и ногах,  виднелись прозрачные перепонки. Но, это был человеческий ребенок – у него не было ни жабр, ни хвоста, ни плавников. Мальчик не говорил, но в его глазах светился разум. Айгюль взяла его домой, но скрыла  его  от своих  близких. Малыш рос, он уже умел говорить, ходить, но долго находиться на воздухе он не мог. Его кожа пересыхала, трескалась и кровоточила. Айгюль попросила братьев отвезти ее на островок в море и сделать ей там небольшую хижину. Там она и поселилась со своим приемышем. Она чувствовала своим сердцем, что этот ребенок не просто её находка, а сын Касыма и русалки. Касым не мог подарить ей их общего с Айгюль ребенка, но отдал ей своего. Как сложилась дальше их судьба - легенда умалчивает.  Но,   среди жителей прибрежных территорий встречаются люди с такими генетическими аномалиями – называются ихтиоз.


            Я слушала Алю и не могла понять, причем здесь эта легенда? Вечером, как только солнце  скрылось за горизонтом, мы пошли к морю. С нами пошла и наша хозяйка с  узелком в руках. Когда мы подошли  почти к самой воде, из-за старого баркаса вышел очень красивый мужчина, стройный, в мокрой одежде. Он поздоровался со мной, обнял нашу хозяйку и обнял и поцеловал Алю. Она  обратилась ко мне:

              - Познакомьтесь, Анна! Это Александр, сын моей хозяйки и мой муж! А еще, он – ихтиандр! С рождения он страдает ихтиозом, поэтому все жаркое, летнее время проводит в море. Вот почему я рассказала вам легенду  о Касыме и Айгюль. Наверное, и мой Саша, потомок Касыма и морской царевны-русалки. Мы очень любим друг друга! Саша с моей помощью закончил  факультет  ихтиологии, и теперь он мой коллега в изучении морской фауны и флоры.


           Теперь я поняла, где была Аля  позапрошлой ночью и почему она плакала. Красота этого парня, его удивительные глаза, сочетавшие в себе восточную раскосость и  европеидную высоту его глазниц, придавали неземной шарм его лицу. Атлетический склад фигуры выдавал в нем отличного пловца,  высокий,  умный лоб, нежная голубоватая кожа, длинные черные, мокрые волосы - все делало его фантастически красивым! Я видела, какие взгляды Аля и Саша дарили друг другу и, как женщина, у которой такие взгляды остались далеко в прошлом, я взяла за руку свою хозяйку и увела ее домой. Мы там были лишними…

            



Рецензии