Трагедия тождества за глазной повязкой

Музыкальный спектакль – мономюзикл «Далида».
Актёры:
Далида -Анна Позднякова.
Танцоры: Влад Шеглов, Дмитрий Бойко.
Творческая группа:
Продюсер - Дмитрий Дорошенко.
Режиссёр – Людмила Никитина.
Хореограф: Олег Зимин.
Мастер по свету – Мария Колоколова.
 
В спектакле «Далида» Людмила Никитина фокусирует внимание зрителя на истории одной из богинь музыкального олимпа двадцатого века, её звёздный путь был ничем не омрачён, ей пророчили всемирную славу и успех, но всему этому божественному величию пришёл конец, когда в один день неожиданно для всех она ушла из жизни. Это мрачное событие потрясло весь мир так как ничего его не предвещало, её карьера в мире музыки и шоу-бизнесе достигла заоблачных высот популярности и славы.  Люди во всём мире обожествляли Далиду, для них она была богиней музыки, спустившаяся к ним с высот олимпа искусств, все они были уверены в том, что там на этих высотах её жизнь прекрасна и она счастлива. Её внезапный уход разрушил эту иллюзию, окутал его завесой домыслов, тайн и оккультными-спиритических теорий, порождённых непониманием причин, невозможностью найти оправдание этому. В своём сценическом обращении к этой истории Никитина предлагает зрителю совершить путь представится возможность взглянуть на мир через призму её взгляда, проникнуть в замкнутое пространство её внутреннего мира и таким образом понять причины этой трагедии. Спектакль «Далида» предлагает зрителю возможность познания, в которой история является объектом исследования, события её жизни в нём рассматриваются в качестве этапов зарождения и эволюции трагедии человеческой жизни.
Биография и творческий путь великой певицы в спектакле изучаются в не линейном порядке, при котором вехи жизни и творческого пути, выстроены в не хронологическом порядке, все они точки, в которых происходит наше проникновение в пространство внутреннего мира героини. В сценической проекции этой трагедии энциклопедические даты вторичны, так как в процессе изучения они уходят на задний план самих событий, которые произошли в этих временных точках. События как объект нашего изучения в приоритете, так как их влияние выходит за фиксированные координаты точки пересечения осей времени и пространства, где они случились или произошли.  В рамках этой концепции произошедшие события создают факторы влияния на внутренний мир героини, их сумма и аккумуляция форматирует жизненное пространство и внутренний мир героини, они превращают её жизнь в трагедию, поразившую весь мир. Эта концепция познания выстраивает жизнь героини в виде последовательно выстроенных временных отрезков, разнесенных во времени, но взаимосвязаны между собой. Каждый из этих моментов её жизни – это, условно-выделенная плоскость познания, в которой в жизни героини под влиянием различных факторов и явлений происходят изменения мировоззренческой системы, направления вектора развития её жизни etc. В рамках этой концепции познания в условном отрезке жизни героини, выделенном из временного массива жизни предоставляет нам возможность наблюдения различных процессов и анализа внутреннего мира между начальной и финальной точкой. На этом отрезке происходят процессы, которые изменяют парадигму существования и восприятия окружающего её мира. Они осуществляются по следующей технологической цепочке: в начальной точке отрезка происходит некое знаковое событие- явление, возникает особый мощный силовой фактор, вторгающийся во внутренний мир героини. В нём инициируется процесс форматирования жизненного пространства, изменение мировоззренческой системы в целом и собственного восприятия жизни и её целей, в частности. В финальной точке этого отрезка эти процессы достигают своей пиковой точки, безвозвратно финализируются и фиксируются в личности, они предоставляют нам возможность сопоставительного анализа личностных характеристик в начальной и финальной точке этого процесса.
Другой особенностью нелинейного концепта познания заключается в том, что представление истории жизни Далиды начинается с точки, которая не соответствует биографическому началу её жизни. Особенностью этой начальной точки маршрута познания заключается в том, что в неё вектор направления её жизни получает окончательную фиксацию и фокусирует усилия героини на достижение поставленной ей цели. Другой интересной особенностью этого момента заключается в безвеменности этого момента её жизни, в нём героиня находится между её прошлым и будущим, в особой точке на пересечении осей времени и пространства, где проведена незримая черта времени. По одну сторону этой незримой черты лики провинциального детства героини в Египте, а по другую сторону неопределённое будущее. В этот момент её жизненного пути она осознаёт, что годы в Египте безвозвратно ушли в прошлое, но это более её не беспокоит так как её взор устремлён в неведомое ей будущее, здесь, в этот момент её жизни происходит особое событие, окончательно определившее её жизненный выбор. В истории Далиды – это полумифический момент происходит мимолётная встреча с цыганкой, предсказавшей ей звёздное будущее, этот особый момент формирует символический порог её жизни, перешагнув через который она начинает свой путь восхождения на музыкальный олимп. Одновременно эта точка в сюжетном пространстве спектакля становиться началом пути познания трагедии человеческой жизни, на котором зритель поэтапно изучает её от момента её зарождения до финала и апогеи.
Вектор нашего познания в спектакле отталкивается от этой встречи в нём флэш – бак момент, возвращает нас во времена её детства, в котором наше внимание сосредоточено на особой жизненной ситуации героини. В ней события её жизни создали особое окно возможности, с помощью которого у будущей певицы сформировалась на физическом и мировоззренческом уровне концепция восприятия окружающего мира и понимание собственной роли в нём.  Этот непродолжительный отрезок жизни героини – это, момент, когда суровая болезнь выступает в качестве главным фактором жизни, точкой её излома. В этот период её жизни она осознала, что её собственная жизнь ей неподконтрольна, так как болезнь нарушила установленный порядок, не позволила героини пройти традиционные этапы познания и социализации в окружающем её мире. Скованная болезнью она не могла пройти путь познания мира, так же как многие её сверстницы и девочки многих поколений. В её истории фактор болезни совершил акт частичной экстракции индивида из окружающего его пространства посредством блокирования путей визуального восприятия мира, болезнь окутала окружающий её мир пеленой густого мрака, погрузило её на неопределённое время в мир звуков. Блокирование болезнью возможностей визуального познания образов окружающего мира, сформировало в героини особую форму восприятия окружающего мира, открыло для неё ранее неведомые пути познания его.
Существование героини в начале её жизненного пути, в замкнутом пространстве обострило её аудио и тактильное восприятие, направило на её путь познания на изучение богатства колористической палитры звуков, окружающего её мира. В мире, скрытом глазной повязкой, она пыталась уловить все его оттенки, все его полутона и интонации. Они были импровизированной палитрой, с помощью которой она осуществляла тонкую прорисовку картин окружающего её мира, представляла лики неведомой ей жизни. Этот опыт познания мира звуков в визуально замкнутом пространстве сформировал в героине веру, что её голос – это, инструмент с помощью которого она сможет открыть людям неведомые им богатства окружающего их мира. Это убеждение стало основа-полагающим столпом концепции её парадигмы существования, она стремилась донести глубину эмоций и чувств с помощью всего богатства палитры тонов и полутонов звуков, познанных ей в период её жизни за глазной повязкой. Парадигма её исполнения композиций зиждилась на превалировании голоса над музыкой, так как богатство палитры красок и оттенков окружающего мира в голосе дополнялась яркой, запоминающейся мелодией. Её заточение в замкнутом пространстве мрака сформировало в ней желание стать личность-объектом всемирного внимания, покорить мир, положить к своим ногам.
Её путь осмысления парадигмы собственной жизни и его целей обращает её взор в мир, в котором она ищет идеал-объект для подражания, особую личность, черты которой она стремилась воплотить в себе. Этот сложный метафизический поиск фокусирует её взор на библейской красавице Далиле, который ослепляет её, зарождает в ней желание быть подобной ей. В этом ослеплении она закладывает первый камень в фундамент её трагедии, так как пренебрегает трагическим финалом жизни Далилы, в своём заблуждении она верит, что сможет избежать его и обретёт счастье. В своём желании добиться этой цели героиня совершает одну из главных ошибок её жизни, она отождествляет признание и успех со счастьем. Она верит в иллюзорную мечту, в которой успех и слава сделает её счастливой, ставит знак равно между этими двумя несовместимыми понятиями, которые часто противостоят друг другу и становятся главной контрадикцией человеческой жизни. В спектакле «Далида» изучение этой контрадикции в жизни героини является главным объектом нашего познания, его реальная проекция изменяется во времени от точи зарождения до финала жизни героини.
Неосознание героиней ошибочности этой концепции, иллюзия веры в подконтрольность собственной жизни, в возможность управлять ей по собственному усмотрению живёт в героине и подпитывает на различных ухабах жизненного пути. Она верит в то, что не изопьёт горькую чашу страданий библейской красавицы и совершает символический поступок, скрывает образ Далилы за ярким и звучным сценическим псевдонимом Далида. В изучении трагедии её жизни последовательно выстроенные временные плоскости- отрезки её жизни предоставляют нам возможность последовательного изучения эволюции этой трагедии, в которой фрагменты жизни Далиды предоставляют нам возможность наблюдать героиню на разных этапах её жизни на музыкальном олимпе. В них она стремиться не только достичь успеха и признания, но и обрасти простое человеческое счастье в моменты, когда она познаёт изнаночную сторону шоу бизнеса, становиться свидетелем вереницы гибелей людей, с которыми она хотела обрести счастью. В эти моменты она постепенно испивает горькую чашу Далилы до дна и осознаёт невозможность разомкнуть круг безысходности. Все её попытки разрушается на рифах жизни и разрушают иллюзию подконтрольности её жизни, которая стремительно и это определяет финал её истории. В нём она опровергает тождественность счастья и успеха, и ставит финальную точку своей истории.
В сценической проекции истории жизни великой певицы Людмила Никитина постепенно погружает зрителя в пространство жизни Далиды, в процессе погружения зритель вглядывается в яркий образ Далилы (Анна Позднякова), силуэты и лики сложного противоречивого мира созданные в многомерном творческом тандеме музыки и пластики. На начальном этапе этого погружения зритель сопоставляет сценический образ певицы со своим собственным видением, его индивидуальное видением её, но в процессе этого погружения происходит рефокусировка зрительского взгляда с образа и музыки на индивидуальной проекции трагедии человеческой жизни. В ней  яркие лики шоу-бизнеса становятся некой декорацией на фоне которой разыгрывается трагедия крушения человеческой жизни. В спектакле «Далида» Людмила Никитина предлагает нам взглянуть через призму судьбы поп-дивы двадцатого века на свою собственную жизнь и предоставляет нам возможность разобраться в своей собственной, попробовать в ней отделить зерна от плевел и таким образом избежать крушения корабля собственного счастья на рифах окружающей нас жизни.      
Видео фрагмент и краткий анализ - разбор спектакля вы можете увидеть на моём авторском канале «Мой Не_Критический Взгляд»:    https://youtu.be/dT9X5wLFnkY      


Рецензии