3. Совсем взрослые. Сами с усами. - 26

Начало здесь:http://proza.ru/2023/04/14/1377

3.26. ВОТ И ПРАКТИКЕ КОНЕЦ

- Курсант Климов, вы когда планируете отбыть на учёбу? – командир приехал на пятнадцатидневную вахту в начале октября.
- Хотелось бы в конце октября, Михаил Павлович, - как-то неуверенно ответил я, понимая, что это утопия, но уж очень хочется немного отдохнуть, - отдохнуть хочу недельку до учёбы.
Мотористов стало ещё меньше, Санька Коробков со своей подругой почему-то резко подали заявления и уже уехали домой, на свою родную Украину, на вахте вообще стоять осталось человек пять рядового состава. В машинном отделении по-прежнему Юрок с Вадиком делят сутки на двоих и, как сказал однажды в каюте усталый, но довольный напарник, «все деньги заработаю, мамке ремонт сделаю, мотоцикл зимой куплю». А Вадик, этот скрытый тихоня «родома», каждый день шуршит бумажками денежных знаков, пересчитывает и прячет по училищному, под матрац. Как-то я застал его за этим делом. Мне-то всё равно, пусть считает и прячет, «чахнет над златом», как Кощей Бессмертный, сам же заработал. Кстати, странно, он на Кощея и стал похож, осунулся, похудел, так-то в училище не был толстым, а здесь, не в прок ему приличная еда, которую до сих пор с удовольствием готовят две Лены. Сказывается, наверное, двенадцатичасовая вахта, да и механик зря время не теряет в свои пятнадцать дней. Зная неприятную практику прошлых лет и устои многих мотористов убегать перед самой зачисткой, он в последний месяц навигации гоняет машинную команду зачищать дальние углы под стланями, выгребать нычки ветоши и грязи. Два больших машинных отделения, хорошее поле для его бурной деятельности на правах старшего, вот Вадик прямо в грязной робе и падает без сил после вахты, пересчитав заработок…

- Не получится в октябре, курсант, извини, - улыбнулся командир, поглядывая на сменного механика, стоящего в другом углу рубки и слушающего наш разговор, - работать совсем некому, а нам ещё месяца два копать, планы новые подкинули.
- Так что, мы с Вадиком до «белых мух» будем работать? – немного с нажимом, но всё-таки, без перебора, командир, как никак спрашивает, сопротивляюсь.
- А что, не хочешь большему научиться? Кстати, как твои успехи на самостоятельной вахте в рубке?
- Хорошо, мне второй помощник доверяет спускаться на новую траншею, правда, я потихоньку пока, на сосуне.
- Молодец, значит, не зря практику прошёл. А поработать вам, «кулибинцы», придётся до самого конца.
- А что вы подразумеваете под концом, Михаил Павлович?
- Когда у вас начинается учёба на четвёртом курсе? – вопросом на вопрос парировал он.
- Десятого ноября по плану, - уже совсем пригорюнился я.
- Значит, завтра отпускаю вас в город. Можете с Вадимом поехать на «ракете» в Волгоград и купить себе билеты на восьмое число, не раньше. Извините, раньше отпустить не смогу, работы много.
Мне ничего не оставалось делать, как одобрительно кивнуть головой, опустить её «ниже плинтуса» и больше не задавать глупых вопросов, а тем более, каких-либо говорить слов в оправдание. Будет звучать, как «детский лепет», любимые слова моего учителя математики в школе. Речной флот, практически военная организация, у нас тоже есть погоны, а, стало быть, приказы начальства не обсуждаются и не оспариваются. Приказ понял, выполняй. Такие дела, брат. Интересно, а Вовка когда поедет домой? И с этим вопросом внутреннего голоса я вернулся в рубку.
- Михаил Павлович, можно вопрос?
- Если ты о билетах, то нет, - спокойно ответил он, не поворачиваясь ко мне и не отрываясь от работы.
- Нет, я хотел спросить, а «Волжский-513» долго ещё будет работать? Хотелось со своим другом, Вовкой Мироновым, вместе домой лететь.
- Давай, я вечером, на радиосеансе узнаю, хорошо?
- Спасибо.
- Мне и про Вовку твоего спросить?
- Если можно…

После ужина заскакиваю в рубку узнать ответ на просьбу. Палыч курит возле двери на палубу. Увидев мой силуэт в светлом проёме внутреннего трапа, сразу ответил:
- Миронов тоже летит восьмого числа. Я уже договорился с начальством, в тот же день вам всем выдадут на руки зарплату за октябрь и расчёт по практике, задержек не будет.
Какие ещё могут быть вопросы, всё предельно точно, чётко и ясно, как в армии…
Успокоенный такой заботой командира, я спустился в салон и сел у телевизора. Не вижу, конечно, что показывают, но мне не до того, мой мозг переваривает сегодняшние события. Мне совсем не удастся отдохнуть и сразу «с корабля на бал». Как точно звучит такая заученная и заезженная всеми временами и народами фраза «с корабля на бал», правда, в конкретном случае, на учёбу. Через день после прилёта я сяду за парту на последние в своей жизни лекции по дноуглублению и гидравлике, судоходной обстановке и экономике, судовым силовым установкам и судовым вспомогательным механизмам.
Ох, курсант, не зарекайся за последние лекции, ох, не зарекайся, жизнь длинная…
Тороплюсь, однако, сесть за парту. Хотя, не за то тороплюсь, хочется поскорее увидеть маму и Олю, сестрёнку, племянника и друзей по группе, командиров и преподавателей, родной город и знакомые улочки. Хочется поделиться впечатлением от восьмимесячной дноуглубительной практики, наверное, у нас, мотористов Волгоградского техучастка, она получится самая длительная. Для меня так точно, что самая продуктивная, ведь, курсант Климов научился самостоятельной вахте на таком большом земснаряде. Когда-то, год назад, работая на реке Оке в изыскательской партии, я увидел землесос «Московский-702» производительностью семьсот пятьдесят кубов час и подумал, что он слишком большой, как-то, даже, слегка оторопел, что скоро смогу им управлять. А здесь в три с лишним раза больше кубов, трёхпалубный, длинный, со множеством кают и механизмов, с двумя машинными отделениями и десятиметровой ширины заборным устройством, с нагнетательным плавучим грунтопроводом в полкилометра и диаметром трубы, что можно в ней легко лечь спать. Одна команда в два десятка человек чего стоит, со всеми надо налаживать отношения и дружить, ведь, мне предстояло с ними бок-о-бок работать, питаться за одним столом и вместе проводить свободное время. А сколько у будущего выпускника впереди таких экипажей и таких навигаций? Одному господу Богу известно и…

Жизнь, однако, многому меня научила и отцы-командиры помогли в полной мере молодому курсанту понять, что это именно его колея. Его дорога, светлая, правильная, необходимая и достаточная для будущего…

Мы с Вадиком благополучно съездили в Волгоград и купили билеты на самолёт, погуляли по улицам, пообщались и вернулись назад. Гулять только особенно не захотелось. Оба только утром сменились с вахты, проделали длинный путь на скоростном судне. Ничего страшного, слегка развеялись, отдохнули от своей железяки, посмотрели на осенний разноцветный город, где ветер с лёгким шуршанием носит по аллеям и улочкам пожелтевшую пожухлую кленовую и тополиную листву. Голые деревца приветственно махают тонкими жёсткими ветвями прохожим, спешащим по своим делам. Небольшие лужицы после очередного промозглого осеннего дождичка тёмными глазками смотрят нам вслед, как бы прося прощения за такую невзрачную погоду, встречающую на берегу. Последним рейсом, по темноте, нас высадили прямо в судовом ходу на борт «Моржа» и, поужинав, мы снова заступили на вахту…

- Холодновато, однако, - Вадик кутается в воротник тонкой куртки, - пошли куда-нибудь посидим.
- Давай тебе куртку купим нормальную, всё равно в такой не поедешь в Горький. Когда туда вернёмся, наверное, снег будет лежать.
- Нет, сойдёт, всё равно сразу шинели наденем, – сопротивляется однокурсник, пытаясь согреться очередной сигаретой и ещё больше превращаясь в знак вопроса всем телом.
- Деньги экономишь?
- Да, - мнётся он, - надо мамке отвезти.
- Так ты учиться не будешь сразу? – спрашиваю его, зная, что от Горького до его деревни на границе нашей области с Чувашией добираться не менее суток.
- Да, домой съезжу на недельку, - спокойно отвечает «родома».
- Пропустить материал не боишься? - уже менее настойчиво спрашиваю, зная, как Вадик учился все три, предыдущие, курса и как он ведёт конспекты.
- Спишу потом, - отмахнулся он…

На том и закончилось наше с ним путешествие за билетами. Чуть позже, на сеансе радиозвязи, я узнаю, что Вовка тоже купил себе билет на восьмое число и мы договорились встретиться в день отъезда на Пугачёвской, 8, когда прибудем получать расчёт…

Только за несколько дней до отъезда с земснаряда я узнаю, что Вадик схитрил и купил билет на шестое число, тем самым обманув командира и всех нас, кому пришлось потом работать и за него, когда он покажет билет. Хорошо ещё, что командир меня в этом не обвинил или, может, подумал, но ничего не сказал, что я знал и не сказал, как курсант ГРУ так нагло всех подставил…

Мы всей палубной вахтой сидим в салоне, греемся чаем после перекладки якорей, промокшие до нитки от проливного дождя. Работа, есть работа и выполнение времени по  наряд-заданию никто не отменял, всё, как должно и быть. В салоне тепло и сухо, комфортно и уютно. Звонок для палубного моториста отвлёк меня от задушевного  разговора с Ленкой, как и все мы собирающейся домой после навигации. Я поднялся в рубку.
- Стас, а ты пишешь отчёт по практике? – сменный механик стоит на вахте и интересуется моей учёбой.
- Да, Алексей Николаевич, почти закончил. Его вам на подпись приносить?
- А ты думаешь, механик тебе отчёт спокойно подпишет? Сомневаюсь, он у нас человек въедливый, как бы переписывать не пришлось.
Оба-на! Курсант Климов слегка опешил от такого поворота событий, давно уже думая о том, кто имеет право подписывать отчёт по практике. Как-то, при разговоре с Казаковым, я обмолвился о подписях под отчётом, на что тот мне ответил «только механик может и командир». На лояльность второго человека я рассчитываю, а вот, что касается механика, «меня мучают дикие сомнения», как одного известного персонажа из известной отечественной комедии, фильма на все времена и на все поколения советского народа.
- Я рассчитывал в последнюю их вахту, в конце октября дать механику на подпись, а Палычу уже в ноябре, - отвечаю сменному.
- Давай, дописывай, пока я на пятнадцатидневке и мне на подпись, если хочешь спокойно закончить практику, - улыбнулся Алексей.
- Хорошо, Николаич, сделаю…

Обстоятельства немного изменились, вмешалась всё та же работа по двенадцать часов и отчёт я не успел закончить к отъезду командира со сменным, на что Лебедев мне спокойно ответил, уезжая домой:
- Заканчивай отчёт и жди нашего приезда в ноябре. Ты какого отбываешь домой?
- Восьмого ноября.
- Ну и хорошо, я первого или второго приеду и подпишу. Готовь бутылку коньяка, - и он, улыбнувшись, потрепал меня за волосы, - а Черникову ни слова, а то заставит ему показать, тогда пиши пропало…

Приятно работать с таким добрыми и умными профессионалами, понимающими нашу бесшабашность и молодость, нашу гиперактивность и ветер в головах. Навигация очень мне помогла, как будущему командиру флота, и такие люди, как Логанькин, Машковцев и Лебедев умеют преподнести свою работу с наилучшей стороны, чем ещё больше увлекают молодёжь речной романтикой и дают им надежду на доброе и дружественное завтра…

Моя практика подходит к окончанию, осталось меньше месяца работать и наслаждаться ветром осени и свободы, воздухом самостоятельности и взрослости, чувством занятости и собственной значимости для речного флота, пусть и на отдельно взятом Чехословацком землесосе «Ока»…

Продолжение здесь:http://proza.ru/2023/05/18/383


Рецензии