Поездка в Заполярье
Город Мончегорск Мурманской области был известен, находившимся в нём, никелевым комбинатом. Но мало, кто знал, что там имелся завод, который делал башенные краны для строителей. Для кранов мы поставляли стальное литьё. В мае месяце пришла с завода телеграмма, что всё отправленное с нашего завода литьё является браком. Каждый день я лично проверял в лаборатории соответствие марок стали заказам. Нарушения были, сталевары наказывались, но такие случаи были не частыми. Чаще имело место другое – раковины внутри литья. Обнаружить этот брак можно только при механической обработки деталей. Других средств обнаружения дефектов на заводе не было. У меня сомнений не было, что в них причина брака. Так как причины их появления выявлены не были, то и к ответственности никто не привлекался. Не было сомнений, что забраковано литье из-за раковин, и у начальника литейного цеха Путягина Анатолия Ивановича, которого отправляли разбираться с браком вместе со мной, начальником ОТК завода. Так я впервые оказался в Заполярье, где уже во второй половине мая солнце ночью не заходит за горизонт. Прибыли мы поездом на станцию Оленья в три часа ночи, а там солнечно, как днём. Так как автобус на Мончегорск отходил в восемь часов утра, то мы решили прогуляться до Оленегорска, городка, удалённого от станции километра на два. Городок был застроен каменными пятиэтажными домами. И вот видим у магазина приличная очередь. А ещё четырёх часов не было. Подошли, узнали, люди ждут картофель, который завезли в магазин. Не лёгкая жизнь в Заполярье, подумалось нам. Осматривая окрестности из автобуса на пути в Мончегорск, обратили внимание, что лесов нет, на сопках ещё лежит снег, а лёд на озере Имандра ещё не растаял. В самом Мончегорске на газонах мох и мелкий кустарник с нераспустившейся ещё листвой. На заводе нас принимал главный инженер. Раковин в литье оказалось столько, что мы сразу согласились с браком. Начальник цеха Путягин А.И.
сразу же позвонил в цех, чтобы повторили заказ для отправки литья взамен бракованного, сроки поставки были оговорены в акте. Назад решили возвращаться на поезде с Мурманска, а в Мурманск уехать на другой день утром на автобусе. Ночевали в почти пустой многоэтажной гостинице. Эта гостиница была построена для спортсменов лыжников. Но их там уже не было. Дорога на Мурманск была почти пустой. Местность вокруг была похоже на бескрайнее болото, в котором рос мох, да мелкий кустарник, который мы видели на газонах в Мончегорске. Я не помню остановок. Населённых пунктов не было. Изредка проезжали заброшенные мелкие посёлки. Вдали от дороги иногда были видны антенны, по которым можно было понять, что там расположены воинские части. Мурманск оказался большим современным городом. По нему долго ходили в поисках рыбных деликатесов. Но не нашли. Мой напарник затоварился солёной треской. А я так ничего и не выбрал. Из Мурманска домой возвращались в одном купе с двумя пожилыми дамами. Они нам поведали, что проживание в Заполярье неблагоприятно для здоровья. Что к старости все люди, которых они знают имеют сердечно сосудистые заболевания. Не являются исключением и они сами. Мне их слова вспомнились много лет спустя, когда слушал рассказ о моём однокласснике. Он по профессии геолог до самой пенсии работал в Заполярье. Выйдя на пенсию переехал жить на свою малую родину. Но прожил недолго, умер от сердечной недостаточности при походе в лес за грибами.
Рецензии