Вторая сторона

или Веки, позволяющие изображать щелочки

Или воображать, кому как. Отсюда банальность, по форме похожая на вопрос, но только похожая. Как говорят в таких случаях, внешне. Ближе к теме, осчастливить время, сделать так, постараться во всяком случае, чтобы его тишину, я о времени, прорезал крик жизни. А если вскрик?

На то и тишина, чтобы его было слышно.
Тишина времени. Придется признать, или согласиться? Время молчаливо, проще говоря, молчит. Говорят? События, о себе. Но время молчит, ему некогда говорить, оно течет, потому и возможны говорящие события. Чуть иначе, заметные, замеченные, пропущенные. Любые звуки, самые тихие или короткие, не имеют к нему, я опять о времени, никакого отношения. Тишина времени позволяет звучать, кричать, просто шуметь, чему? Любому движению, начиная с шороха. Чуть изменим вопрос, кому? Любому существу, способному к движению, тем самым способному быть самим собой. Любое движение, это значит? Время позволяет и молчать. Молчание движется? Скорее, обнимает, чем дальше, тем крепче, лишь бы не выпустить из своих объятий. Но само время, само по себе, равнодушно к любому шуму, тем более крику. Шуметь, понятно, скажем, горный ручей на то и горный. Чтобы шуметь. Звенеть. А то и реветь. Но крик.
Верно. Кричит что-то живое.
Понятно, не всякое живое, то, которое доросло, до чего?
До крика, конечно. Вернусь, куда? Все к той же банальности. Как осчастливить равнодушное время, крик жизни. Конечно, детский крик. Если сразу два детских крика, что здесь необычного, сплошь и рядом. Напротив, два крика напоминают о самом обычном, более того, о чем-то неизменном во все времена. Признак? Два крика, я о рождении, через некоторое время, опять время!.. на сцене будут, выйдут, устроятся два лица, неужели для того, чтобы молчать? На мой взгляд, чтобы представлять, хотя бы самих себя, каждый себя, независимо от другого. По совместительству, что-то несравненно более значительное, я о масштабе представляемого, скажем, некоторую группу, слой, класс, а то и все общество. Говорить от имени общества, требуются хотя бы два лица. А если останется одно лицо, один?.. неужели само общество будет представлять то необходимое второе лицо, чуть иначе, вторую сторону. И что останется этой второй стороне, наверно, молчание, чуть иначе, растворение во времени.

Первой стороне? Отделение от времени, распоряжение временем, возвышение над временем, но воз-можно ли возвыситься над временем. Наверно,
если и можно возвыситься,
только над молчанием времени, поневоле.
Возвыситься. Говорить. Выговориться. Чтобы? замолчать, конечно. Придется в очередной раз повторить вышесказанную банальность, как осчастливить время, а можно ли его осчастливить, неужели люди оставляют свое счастье, надежду?.. на волю времени, тогда что такое воля времени. В объятьях сонной тишины, кавычки опущу. Позволю себе повториться. Неужели и тишина бывает разной, одинаково тихо, ни звука, ни шороха. На деле. Собственное состояние переносится на тишину. Даже если кто-то слышит, как говорит тишина. Это опять свое переносимое состояние. Чтобы перенести? Воспользоваться. Своим криком. У каждого она есть, тишина? Своя маленькая жизнь. Даже у самых крупных из числа стоящих на большой сцене, даже у них, наличие двух сторон неизбежно. На то и большой деятель, не пожелать ли ему, не захотеть ли ему, избавить себя от маленькой жизни. Избавиться? Иначе какая свобода. Пожелать. Захотеть. Остаться на одной стороне, или даже так, с одной стороной, да простится мне подобный стиль. Стать самому той единственной стороной, где? Все едино, начиная со времени и кончая даже самым мало-заметным событием. Все-таки. Одно дело. Определять свою жизнь по собственному разумению. Или определять жизнь прочих, опять-таки по собственному разумению. Когда свершается этот переход. От большой личности, внутри себя. К той личности, ставшей большой во вне, именно так, большой для внешнего взора, за счет? многих и многих, которые пытаются войти в эту большую личность. Дополнить ее. Тем самым обрести себя. Что им надо, этим желающим, немногое, чтобы был кто-то, решающий. И потому разрешающий? Об этом, если и вспоминается, много позднее.

Время, возвращение к личности, хочется верить.
Но, может быть, к истории, к какой истории может вернуться личность. К той, я об истории, которая может к ней повернуться. И какое время даст ей, я о личности, такую возможность. Если есть художественная литература, наверно, есть и документальная, в свою очередь, если есть документальная, тогда не избежать исторической литературы. Заглянуть. Покопаться. Можно и закопаться.
Все лучше, чем окопаться. 
Говорящие события, о них говорят на каждом углу.
Или на каждом листу, да простится мне подобный стиль. Лицом к событию. Чтобы говорить о себе, события должны остановить время, считается. На деле. Войти во время, обозначить себя, как время? Как принадлежность времени. Право события на время. Середина. Время как свое. Время как будто обретает лицо. Через те события, которые определяют время. Потому, я о событиях, они могут связываться друг с другом. От события к событию. От одного времени к другому времени. А время молчит и течет. Оно не может быть стороной. Оно может быть только самим собой. Это позволяет быть, кому? Хотя бы сбывшемуся. Он. Лицом к событию. Он. Лицом к разговору. Куда еще можно быть лицом, да куда угодно, начиная с кроткого лица подчиненного. Получается. Надо быть. Кем? Лицом. Сначала быть. Потом быть лицом. Возможно.
Лицом к неподчинению.

Лицо неподчинения. Это все к истории.
А если речь о лице большего масштаба, несравненно большего, класс, общество, страна, взятая как целое. А что там в стране, там народ. Не всегда. Нередко там народные массы. Народные массы, для чего они нужны, известно, для преломления количества в качество. Чем больше масса, тем менее она храбра, тем более она податлива, как говаривал некий деятель, а значит, послушна, потому, даешь массу. Сразу обозначается одна сторона, на переднем плане отрешенное лицо, слова как будто падают, понятно, я несколько сгущаю.
Но что там? Я о словах.
Время против нас, кавычки опущу.
Вторая сторона, время все спишет. Это говорит, не желающий быть в массе, желающий выйти из массы. Неужели и здесь чья-то воля, чья? Тот, кто желает быть лицом самого себя. А если таких отдельных лиц много, возникают россыпи лиц, они, я о лицах, как будто сходятся, сливаются, что-то исчезает, должно исчезнуть, что-то? И кто-то, к сожалению. Остаются: лицо класса, лицо народа, наконец, лицо страны, так можно дойти, верно, до лица религии, источник вдохновения, но кто-то посмотрит иначе, источник поклонения. А время молчит, течет. Приходится возвращаться к истории, а как еще сохранить лица, хотя бы самые большие.

Необязательное
Воля времени. Что-то конкретное. Воля партии. Или воля конкретного деятеля. На волне времени.

Как осчастливить время, а можно ли его осчастливить, неужели люди оставляют свое счастье на волю времени, тогда что такое воля времени. На усмотрение времени. Глядеть. Разглядеть. И что можно увидеть во времени. На то и воля, чтобы найти вторую сторону времени. Это значит? Прежде надо усмотреть в самом себе одну сторону времени, являю, а то и вовсе, воплощаю. Кто-то пожелает быть снисходительным,
позволяю.

Он творит свой миф, кавычки опущу, что-то надо творить, хотя бы незаметность. Так недолго и до воли к незаметности, а разве таковых не было. Возможна самая разная воля, наверно, потому, что время течет и молчит, сотвори свою воля. Или, напротив, откажись от своей воли. Две стороны должны быть, это неизменно, коль так, приходится быть на какой-то стороне. Желательно на своей. Это значит?

Потустороннее
Наверно, в тишине, если тишина есть, должна быть и тишина времени.
Возможно все наоборот. Веки. Ветки. Веки, закрыть глаза. Щеки? На то и щеки, чтобы по ним гуляли ветки. Хотя бы тени. Открыть миру, себя. Или историю, того же Возрождения. Но впереди другие желания, сделать историю, да не просто историю, Большую историю. Для начала, как всегда, дух. И даже так, дух трагедии. Опять древние, глядя на нас, тычут пальцами, нам подобное, наверно, не предвидится.

Чьи же лица оставил нам 19-й век.
Цветы запоздалые, не посидеть ли на коленях истории. Заодно поседеть. Как говорили, иного не дано, кавычки опущу.


Рецензии