Фото от архангельского

АРХАНГЕЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

Перед вами сам Архангельский Александр Алексеевич. Точно такой же портрет, только очень внушительных размеров, я увидела, когда пришла взять интервью для создания « портрета в тёплых словах», то есть, в фотостудии «Глобус». Мой будущий персонаж отсутствовал, и у меня появилась возможность побыть некоторое время наедине с изображением.
Передо мной в раздумчиво-ожидательной позе предстал мужчина средних лет, вполне демократично, современно-непритязательно одетый, с готовым сорваться с губ вопросом: «Вы ко мне? Я Вас внимательно слушаю».
Так примерно и встретил меня хозяин этой скромной, но достаточно просторной и уютной комнаты, по антуражу которой легко было догадаться о сфере деятельности персонажа будущего очерка.
Мы познакомились. Правда, незнакомой для присутствующих здесь была только я. Архангельского, тогда просто Сашу, я знала, когда он приносил на свои первые выставки ещё чёрно–белые фотографии. В Доме пионеров (ныне Дом творчества молодёжи), в Доме учителя, в кинотеатре «Победа». Уже тогда они были оригинальны и интересны. Это были, примерно, 1975-1976 годы, т.е., когда будущий фотохудожник учился в 9 – 10 классе СШ № 5 г. Балашова.
Поразительно, как долго порой человек не может решить для себя, что для него глав-ное в жизни! Со стороны казалось, что – вот она - его будущая профессия! Но всё, конечно, не так просто. Принцип «хочу – могу – надо» действует неумолимо именно консолидировано. Наверное, не всё было осуществимо в пору юности будущего мастера. Конкретно, можно ли было заработать на приличную жизнь фотографией? Едва ли. Поэтому был более надёжный, как тогда казалось, стереотипный путь: высшее техническое образование. Но, в Саратовский политехнический дважды не добрал баллов – конкурсы в то время были серьёзными. Поэтому оказался в ТУ № 45, в Саратове же. После училища был Саратовский индустриально-педагогический техникум имени Ю.Гагарина. Закончил его с отличием. Прошёл настоящие рабочие университеты на «Тантале» - известном тогда предприятии ВПК. Работая в престижном экспериментальном цехе, получил приличный 4-ый разряд, обогнав многих своих сверстников. Заработан был такой высокий разряд в ходе упорных «боёв» на областном конкурсе профессионального мастерства. Потом дороги привели в Балашовский пединститут. Получив диплом учителя, стал мастером производственного обучения и учителем в ТУ – 47 в Балашове.
Всё это время параллельно была фотография. Просто увлечение. Порой – подработка. Когда удавалось – участвовал в фотовыставках разного уровня. Позже уже признанный мастер сам неоднократно был членом жюри на фотоконкурсах. На вопрос об успехах Архангельский извлекает откуда-то из недр шкафа внушительную коробку с дипломами, грамота-ми, сертификатами. На перечисление их пришлось бы потратить целый лист А 4. Но совсем не отметить их не могу.
Например, Диплом за лучшую документальную фотографию «Наш Саратов».
Благодарность за плодотворное сотрудничество в развитии фотоиндустрии на терри-тории Саратовской области.
Благодарственное письмо «За многолетнюю методическую и материальную помощь в организации фототворчества». Цитирую: «Благодаря Вашей постоянной помощи…ученики учатся видеть и любить красоту Балашовского края».
Из благодарственного письма Общественного Совета при Управлении внутренних дел по Балашовскому муниципальному району (2001г.): «Такие люди, как Вы, неравно-душные и отзывчивые, помогут сделать наш район процветающим».
Несколько дипломов за участие в областных конкурсах (2001 – 2003), а также Диплом за победу в областном конкурсе современной фотографии в номинации «Портрет», 2001 год.
Примеры наград – это свидетельства добрых дел Мастера. Свидетельства его личного участия в сотворении не только зрительно ощущаемой красоты, но и светлого будущего, которое он создаёт, помогая подрастающему поколению.
А «подрастающее поколение» в лице юных сотрудниц смотрит на своего Мастера с не скрываемым уважением и восторгом, и на вопрос, какой он, ваш начальник, как участницы школьного литмонтажа, хорошо знающие текст, перебивая и дополняя друг друга, произносят очень уверенно: «Добрый. Улыбчивый. Позитивный. Никогда не кричит. Очень талантливый. Его все уважают. Умеет дружить, у него есть друзья ещё с детства…» и т.д., всё в исключительно мажорных тонах, или, как у нас в альбоме принято, в «тёплых словах».
Можно минимизировать торжественное восхваление, если внимательно всмотреться в семейный портрет – безусловно, очередную творческую удачу автора, где наш герой в компании своих горячо любимых внучек. Внучек! Подумать только, что этот молодой, спортивного сложения мужчина – дважды дед, и это, по его же намёку, - не предел. Значит, ждут кого-то ещё в обозримом будущем! И вот теперь, всего несколько месяцев спустя, действительно, – уже трижды!
А по поводу его спортивности замечание совсем не случайное. Ведь всю жизнь Алек-сандр Архангельский дружит со спортом. И со спортсменами. В разговоре выясняется, что ещё в юности Александр стал кандидатом в мастера спорта по лёгкой атлетике (десятиборье, прыжки в длину). Дальше шли открытия общих знакомых: Болмосов В.Н. был его тренером, с Александром Ковалёвым участвовал систематически в спортивном ориентировании, занимается и сейчас туризмом. Ходил по Кавказским горам с Семенченко Игорем Ивановичем – Заслуженным путешественником России. Поистине, мир тесен! Большое впечатление и значительный след в творчестве Александра Алексеевича оставили поездки в экзотические по природе и культурным традициям страны – в Египет и на Кубу. На стене в студии – впечатляющие по колориту и панорамности фотокартины невиданных пейзажей, запечатлённых не только в поездках за границу, но и по родной стране. К сожалению, сильно уменьшенные шедевры, помещённые здесь, не дают полного представления об умении автора выхватить из окружающего многообразия природной и человеческой натуры самое впечатляющее, оригинальное, заставляющее откликнуться сердце.
Возвращаю визави из путешествий в прошлое и за границу к видению будущего его творчества и его ремесла одновременно. И здесь наблюдаю тень грусти и отсутствие энтузиазма. Оказывается, Александр удручён тем, что с развитием фотографии появилось очень много не профессиональных фотографов. Они продвигают свои, порой низкопробные поделки, и не дают возможности настоящим корифеям и просто по-настоящему та-лантливым фотохудожникам выставлять свои работы. К сожалению, так обстоит сегодня дело практически во всех сферах культуры. Но, Александру грех жаловаться: персональные выставки были. Балашовцы без всякого пиара знают, что лучший мастер – Архангельский, у которого конкурентов – раз – два и обчёлся.
Уровень профессионализма подтверждается и Дипломом выпускника Академии фо-тографии, и членством в областном отделении фотохудожников России. И, наконец, тем, с чего начинался творческий путь – «благословлением» лучшего фотохудожника Саратова Савкина Геннадия Николаевича, первым из саратовцев выставлявшегося за рубежом.
А по поводу сонма самодеятельных фотографов, которые найдутся едва ли не в каждой со-временной семье, волноваться не стоит. Это даже хорошо, что люди стремятся заглянуть в объектив, а не в стакан с алкоголем. Что они стремятся запечатлеть прекрасное. Ведь миллионы поющих на школьных уроках музыки детей не затмили талант Образцовой, Пугачёвой, Баскова. И чем больше в стране творчески мыслящих и воспринимающих сквозь призму прекрасного людей, тем надёжнее мир. А пожелание молодёжи Александр Алексеевич сформулировал, сильно не задумываясь «Учиться, учиться и учиться», - это давно сказали, и очень правильно. Учиться всю жизнь… Не бояться показывать свои работы людям знающим, уже достигшим больших высот, чем твои. Не бояться критики мастеров. Мотать на ус и стремиться вверх, сколько хватит сил и способностей. Не ради престижа и ожидания похвал. Просто, чтобы не стыдно было за свою работу».
Другое дело, что государство, местные власти должны больше вкладывать сил, внимания, средств в развитие культуры в целом и каждого талантливого человека в отдельности. Достижения каждого – богатство общее.

Январь 2015г. В. Ильина


Рецензии