Дата, которую мы забываем

  В марте исполнилось семьдесят лет, как умер И.В.Сталин. Из того поколения  людей, которые его видели, живым остались единицы. Несколько больше людей, которые сохранили о нём память.

  В середине  шестидесятых  в вестибюле станции метро "Курская" - кольцевая можно было в центре вестибюля прочитать надпись: - Нам солнце сияло сквозь грозы свободы и Сталин великий нам путь озарял. Прошло много времени и я мог какое-то слово из этой надписи  изменить, но смысл я сохранил.

  В тысяча девятьсот шестьдесят пятом году, будучи сержантом срочной службы, я сдавал экзамены при поступлении в юридический ВУЗ. Тема сочинения была созвучной надписи на вестибюле метро. Сочинение я написал, сдал и другие два экзамен, но нужного количества баллов я не набрал. В числе поступивших моей фамилии не оказалось. Я тогда даже не огорчился,поскольку мне нужно было дослуживать ещё три месяца.

  После доклада Н.С Хрущёва о культ личности И.В.Сталина  надпись с вестибюля исчезла, как и бюст И.В.Сталина из ниши на входе в указанную станцию. Постепенно памятники убрали по всей Москве. Время такое было. А в России привыкли вначале всё разрушать, а потом заново начать строить. Но полностью предать забвению заслуги И.В.Сталина, к счастью, пока не удалось. И кто-то с ностальгией вспоминает те годы.

   Но вернусь в начало пятидесятых. Жизнь в сибирской деревне не отличалась особым комфортом. Деревенская пекарня не успевала выпечь нужное количество хлеба для всех ферм совхоза. Очередь, нам пацанам, иногда приходилось занимать с пяти часов утра. Проблемой было что-то из вещей купить в сельском магазине. Но мне никогда не приходилось слышать от деревенских жителей слова недовольства жизнью. А сказать что-то плохое о вожде было равносильно самоубийству.

   Люди были рады, что наступил мир, а к трудностям советский человек привык давно. Портреты И.В.Сталина печатали в каждой газете. Слова :- Слава И.В.Сталину можно было увидеть повсеместно. Книги с речами И.В.Сталина и пластинки издавались огромными тиражами. Мне было девять лет и я тоже решил сделать выставку газетных портретов И.В.Сталина, наклеив их на большой лист ватмана.  А сверху сделал надпись: - Слава И.В. Сталину. Не оценил мой труд только Гена - сосед. Я тогда не понял, почему? И лишь потом я узнал, что его отец стал жертвой репрессий.

  Сталинские репрессии. Раньше при жизни вождя такие слова даже не знали. О них заговорили значительно позже, уже после смерти И.В. Сталина. Я покупал его книги, ничего не понимая из его высказываний, будучи уверенным что это надо знать.

   В начале марта тысяча девятьсот пятьдесят третьего года здоровье вождя резко ухудшилось. Ежедневные утренние сводки по радио начинались с сообщения о здоровье Вождя. Проснувшись утром мой дед Иван Михайлович включал висевший в углу радиоприёмник. Такой сейчас можно увидеть разве что в музее. Но в те годы это был единственный источник информации и связи с внешним миром.

   Пятого марта, как обычно, рано утром дед включил приёмник, сидя на сундуке. Я примостился рядом, и приготовился слушать последние новости. Занятый своими мыслями, я не сразу уловил фразу:-..Перестало биться сердце.. Но глядя на деда, я понял,что случилось что-то страшное. Возглас деда: Ух ты! Умер! Его слова дошли до меня не сразу, но по его изменившемуся лицу мне стало ясно - И.В.Сталин умер.
Об этом объявили по радио в десять часов утра.

 Я быстро позавтракал и побежал в школу. Удивительно тихо было в этот день в коридоре. Почти все школьники уже знали о смерти вождя и переживали  вместе с педагогами. У некоторых педагогов глаза были красными от слёз.

   В какой-то момент, в коридор вбежал запыхавшийся Шурик из второго класса и первые его слова были:- Вера Фёдоровна, а мы сегодня учиться будем? Она сердито посмотрела на него. - Овчинников, как вам не стыдно. У людей такое горе, а вы думаете непонятно о чём.
   _ А чо я, переживаю как все! Я просто так спросил.  Увидев осуждающие взгляды рядом стоявших учеников,поняв нелепость своего вопроса, он быстро исчез из коридора.

  Занятия в тот день никто не отменял. Но обычного смеха и шума не большой перемене не было. Мы действительно переживали смерть вождя вместе со взрослыми.
2023г. Апрель.


Рецензии