3. 5. 1 Четыре страны света на небесах

«141. На небесах, как и на земле, четыре страны света: восток, полдень, запад и север».

                То, что четыре, то да. Но на земле это не страны, а стороны света: восток, юг, запад и север. Думаю, основанием для этого было создание карт земли и облегчения ориентирования по её поверхности.

«Как здесь, так и там они определяются по солнцу: на небесах по небесному солнцу, то есть по Господу, а на земле – по земному; но, тем не менее, разница между теми и другими странами света большая. Первая та, что здесь называют полднем точку наибольшей высоты солнца над землёй; севером, когда солнце находится в противоположной стороне (стране?), под землёй; востоком – место восхода его в равноденствие и западом – место, где оно тогда садится. Таким образом, в мире (на небесах?) все страны света определяются полднем».

                Какую форму имеют  небеса? Получается; что  сферическую?

                Полдень на земле – это высшая точка подъёма солнца над горизонтом, но не сторона света.

«На небесах же востоком называется то место, где Господь является в виде солнца, в противоположной местности находится запад; на правой стороне полдень, а на левой – север; и это постоянно, каким бы образом ангелы не обращались лицом и телом: таким образом, на небесах все страны определяются востоком».

                Стороны в земном мире: лево – право, вперёд – назад, верх – низ.

«То место, где Господь является в виде солнца, потому называется восходом, что всякое начало жизни восходит или исходит от него, как от солнца;  и ещё потому, что, насколько ангелы принимают тепло и свет или любовь и разум от самого Господа, настолько, говорят они, господь восходит в них; поэтому Господь и в Слове назван восходом, или востоком.

142. Другая разница в том, что у ангелов всегда восток впереди, перед лицом, запад позади, полдень на правой стороне и север на левой, но так как это трудно понять здесь на земле, где человек обращается во все стороны, то это будет пояснено».

                В физическом мире  если человек станет лицом на восток, то позади его будет запад,  слева север, справа юг.

«Все небеса обращаются к Господу, как к своему общему средоточию, посему и все ангелы обращаются в ту же сторону; известно, что и на земле всякая вещь стремится к общему центру; но направление этого стремления на небесах различается от направления его на земле. Это различие состоит в том, что на небесах обращаются к своему общему центру передние части (лицо?), а на земле нижние (ноги?); это направление называется здесь центростремительной силой и тяготением. У ангелов все внутренние начала их действительно обращены наперёд (стремятся вперёд); а так как внутренние начала их выражаются на лице, то и страны света определяются в том мире по лицу».

                Подобно ли это тому, как поворачивается подсолнух за солнцем?

                О чём идёт речь? Речь идёт о притяжении. То есть, если на земле не было притяжения, то все предметы, человек и другие живые существа парили бы в пространстве. В небесном мире точкой притяжения является Господь в виде солнца. Получается, что мы имеем сферу, внутри которой находится небесное солнце. Так ли это?

«143. Но что у ангелов восток всегда впереди, как бы они ни обращались лицом и телом, это ещё труднее понять здесь, где человек, обращаясь куда хочет, может видеть и всякую страну света (сторону света?) перед собой, посему и это также должно быть пояснено. Ангелы, подобно человеку, обращаются и наклоняются лицом и телом во все стороны; но тем не менее восток у них всегда перед глазами; это происходит оттого, что у ангелов обращение лица зависит от другого начала, чем у человека.  Это обращение, хотя и кажется на вид одинаковым, но, в сущности, не одинаково.  Начало, от которого оно зависит, есть господствующая любовь, управляющая всяким движением лица и тела у ангелов и у духов; ибо, как было сказано выше, внутреннее начало их действительно обращено к общему своему центру, то есть к Господу, как солнцу, а так как любовь их постоянно перед их внутренним началом и начало это выражается на лице их, которое есть только внешний его образ, то и господствующая любовь их всегда перед ними, перед лицом их. Следовательно, и сам Господь, как солнце, постоянно находится перед ними, потому что источник их любви в нём самом; а так как он сам присущ в них в своей же любви, то он же делает, что они видят его перед собой, куда бы ни обращались лицом и телом. … Из многих опытов мне (автору) дано было узреть и самому постичь, что ангелы видят Господа постоянно перед собой; сколько я ни был в обществе ангелов, я всегда замечал перед собой присутствие Господа, который хотя и не был видим, но постигался в свете, и ангелы не раз подтверждали мне, что это так».

                Присутствие Господа, если не видим его образ, можно ощутить только через высшие чувства. Так человек чувствует, что кто-то из людей на него смотрит.

                Человек способен видеть образы людей в своём сознании, особенно это касается влюблённого человека, то есть через свой внутренний мир. Возможно, так видят образ Господа ангелы.

     Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  72).


Рецензии