Вход через Колодец

Конечно, не хотел. Конечно, не знал. Конечно, поход за деревню представлялся иначе. Конечно, лучше идти с друзьями. Конечно, вдвоем или втроём безопаснее и веселее. Почти две недели у поросшего ольховником ручья тарахтели экскаваторы и грейдеры. Конечно, надо иди.
Но Витька не мог – у бабушки день рождения, юбилей, 90 лет. Неужели застолье важнее дружбы? – думал Валерка. Нет. Конечно. Нет. Сам Валерка поступил бы иначе. Сбежал бы из-за стола.
У Мишки вдруг разболелся живот. Причина, надо отметить, ненамного уважительнее дня рождения. Для дела можно и потерпеть.
Валерка решил, что откладывать разведывательную экспедицию нельзя. Он и так ждал нерешительных друзей вчерашний день, пятницу и четверг. Разглядывал застывшую стрелу крана издалека. Котлован манил. Что же раскачивается на крюке крана? Завтра наступит понедельник, и строители выйдут на работу. Суровый армянин-прораб Микаэл не подпустит ребят к стройке. Оставался единственный выход - идти самому. Одному. Сегодня. А там будь, что будет. Или он не настоящий пацан?
Перочинный ножик, отвертка, моток бечевки, скотч. Рюкзак за плечи. Валерка довольный собой отметил, что взял все самое необходимое. Рационально. Без соплей. По уму. А парни сами виноваты. Вся слава первооткрывателя достанется ему. И только ему. 
Напрямки к строительной площадке Валерка идти не решился. Мало ли кто увидит. Пришлось сделать крюк в пару километров. Для отвлекающего маневра он дошел до заброшенного колхозного стана. Там переправился через ручей. И только потом вышел к застывшей строительной технике со стороны леса. План был идеальный.
Валерка в дороге радостно высвистывал собирательно-навязчивую мелодию.  Никто ему не встретился. Никто на него внимание не обратил. Куда он пошел? Зачем? Да и мало ли дел в окрестностях деревни на каникулах у простого паренька 10-ти лет?
Стараясь не шуметь и не трещать сухими ветками, Валерка пролез по жиденькому пролеску. На выходе присел. Прислушался. Человеческого шума рядом не было. Поскрипывали металлом стропы крана. Пахло соляркой и солидолом. Беззаботно щебетали лесные птички.
Пригнувшись и стараясь не выглядывать выше травы, Валерка шагнул вперед. Вернее, пополз на четвереньках. Сердце сжалось от ожиданий чудес и приключений. Всю неделю он будет рассказывать Мишке и Витьке про таинственные сооружения и подземные лабиринты. 
Котлован был огромным. С футбольное поле. На дне стоял по-игрушечному ослепительно-желтый экскаватор. На краю обрыва справа возвышался колесный автокран КАМАЗ с высокоподнятой стрелой. На крюке висело большое металлическое корыто. Содержимого корыта не видно. Слишком высоко. Наверняка, какие-то ценные вещи, а может сокровища древних цивилизаций.
Повернул направо и провалился…

Валерка даже не успел испугаться, падение было скоротечным. Пролетев всего около пяти метров вниз, паренек приземлился на мокрый песок. При падении ободрал локти, немного ушибся копчиком.
- Ого! – вырвался непроизвольный выдох.
Через минуту глаза привыкли к темноте. Валерка огляделся. Он лежал на песочном дне круглого бетонного колодца. Вертикально вверх уходили идеально ровные фабричные кольца.
Валерка насчитал пять целых и одно наполовину закопанное в песок. Веревки или лестницы для случайно упавших в колодец отсутствовали. Видимо, не рассчитывали строители на незваных гостей.
- Эй! – крикнул Валерка, - эге-гей!
- Эй-й-й, - ответило, закрутившись по короткой спирали, эхо.
- Помогите!
- Ите…
Валерка не растерялся. Выберусь сам, - решил в начале смелый первопроходец. Он попрыгал, пытаясь зацепиться за край кольца или за технологические отверстия в бетонных стенках. Отверстий на каждом кольце было всего два. В них можно просунуть только два пальца. А Валерка – не Человек-Паук, чтобы подтягиваться на пальцах.
Вот тогда-то Валерка и расстроился: выбраться самостоятельно не получится. Первооткрывателем не быть. Придется вызывать спасателей. За позором и унижением последует наказание от родителей, лишение прав на компьютерные игры. Возможно, домашний арест. Печально.
Колодезный пленник еще раз прощупал шершавые бетонные стены и пол под ногами. Делать нечего. Придется, сдаваться. Рука потянулась к заднему карману брюк, где должен лежать смартфон. Холодок пробежал по спине, волоски на руках приподнялись. Телефона на положенном месте не было!
В колодце сразу потемнело. Запахло плесенью и сыростью. Закружилась голова, и Валерка опустился на колени. Телефон должен быть в кармане. Иначе не может быть! Никогда!
Валерка раз пять прогладил руками дно колодца. Телефона здесь не было. Проверил рюкзак, вывернул карманы. Смартфон, жизненно необходимая вещь для современного человека, отсутствовал.
И тогда Валерка услышал настоящую зубную дрожь. В тишине колодца разлетались и обволакивали всё предоставленное пространство ритмичные удары «тук-тук-тук». «Туки» заполнили колодец. К зубным перестукам присоединилось эхо с полусекундной задержкой.
- Хватит! – крикнул Валерка.
Зубная дрожь приостановилась.
- Тит… тук… - оборвалось эхо.
И тогда полились слезы. Валерка первый раз в жизни понял, что значит, когда слезы льются ручьем. Он вдруг представил, что его не найдут. Совсем. А потом, не заглянув на дно колодца, его косточки закопают через месяц или два. Родители и спасатели будут искать везде, но только не здесь. Потому что из дома сын ушел в другом направлении. Но кухонном столе будет тренькать забытый Валеркин смартфон. Жаль маму, она будет плакать. А папа?
- Надо было чаще пороть, - скажет папа, и будет прав.
- Не говори так! – вырвется сквозь слезы у мамы, - Валерка мог стать художником или артистом.
- Если мог стать, стал бы, - сухо отрежет отец, - другого заведем.
- А-а-а-а, - сорвется в крик мама, - какой же ты бессердечный мужлан!!!
- А-а-а-а, - голосил безутешный Валерка.
Как же обидно, досадно и глупо умирать в столь юном возрасте. Ведь впереди много интересного и неизведанного. Девчонки, путешествия, автомобили, новые компьютерные игры. Отец обещал на зимние каникулы свозить на горнолыжный спуск. А теперь? Всё? Навсегда остаться на дне колодца? Сколько он продержится? День? Два?
- Я больше не буду, - попросил прощения у создателя всего сущего на Земле Валерка, - я буду слушаться маму и папу, делать уроки. Я перестану тырить конфеты. Не буду обижать девчонок. Буду хорошим сыном. Только отпусти меня домой. Прошу тебя. Очень.
Никто не ответил Валерке. А так хотелось. Так хотелось, чтобы сверху, снизу или сбоку открылся портал. Оттуда вышел человек в белых одеждах с огромными белыми крыльями за спиной.
- Пойдем, - скажет красивым небесным голосом Ангел.
- Я еще живой?
- Конечно. Ты еще будешь долго жить.
- На Земле?
- Да.
Валерка крепко сожмет руку спасителя. Пару взмахов крыльев и они наверху.
- Иди, - улыбнется Ангел, - и помни про данные обещания.
- У меня просьба, - скажет, обернувшись на прощание, Валерка, - никому не говори. Пожалуйста.
- Хорошо, я никому не скажу, - понимающе кивнет белоснежный друг, - и помни: я всегда рядом.
- Теперь я знаю. Спасибо.
Валерка побежит по полям, сверкая подошвами кроссовок. Жизнь так прекрасна, когда у тебя есть завтра и послезавтра. И еще послепослезавтра.
Через какое-то время слезы закончились. Наверное, закончилась жидкость в организме. Валерка подложил рюкзак, и сел на песок. Его будут искать. И найдут. Должны найти. Конечно, несмываемого позора не избежать. Но жизнь поправит. Все можно исправить, кроме смерти.
Беда в том, что его спохватятся не раньше вечера. Ночью начнут поиски. Никто не догадается прийти на стройку. Ведь настоящие друзья Мишка и Витька никому не расскажут про планы изучения стройки. Взрослые продолжат поиски с утра. Валерка вдруг осознал, что придется провести в колодце ночь. А может, и не одну. Наверняка, здесь темно и страшно. А если ночью проснутся духи подземелья? Неужели ничего нельзя сделать? Сколько ждать помощи?
Валерка достал перочинный ножик. Раскрыл большое лезвие.
- Я проковыряю дырки в бетонных кольцах и выберусь наверх, как по лестнице, - озвучил Валерка первое, что пришло в голову.
Легко сказать, но бетон поддавался плохо. Еле-еле крошился. Сложно сказать, сколько прошло времени. Может час, а может два. Но настал момент, и лезвие ножа провалилось сквозь бетонное кольцо. Валерка, обрадовавшись малой победе, еще немного расковырял отверстие. Сквозь дырку внутрь колодца потекла струйка сухого песка.
- Ого! – обрадовался Валерка.
Песок сыпался и сыпался. Валерка расширял отверстие. Ногами расталкивал поднимающуюся горку песка. Дно колодца медленно поднималось. И Валерка поднимался наверх. Без лестницы. И без веревки! Чудеса!
- Отличный план, - обрадовался Валерка.
Медленно, но песок засыпал половину второго снизу бетонного кольца. Валерка поднялся почти на метр. Если так пойдет и дальше, он вернется домой засветло. Так, что никто и не заметит его отсутствия. Потом первое отверстие сравнялось с уровнем пола, и песок перестал сыпаться.
Искатель приключений принялся за новую дырку. Снова бетон не желал поддаваться. Снова он слишком медленно крошился. Снова появились сомнения, а сможет ли Валерка проделать отверстие на этот раз? Наш герой не сдавался. Ковырял и ковырял. Потом появилась усталость. Захотелось пить. Но воды не было. Не взял с собой. Не подумал.
- Ничего пару дней можно протянуть и без воды, - сказал Валерка вслух и удивился сухости голоса, - за это время я выберусь. А сейчас надо отдохнуть. Хорошо, что сейчас лето и тепло. Было хуже, если бы мороз минус тридцать. Тогда долго не протянешь.
Валера присел, положил руки на колени. И заснул.
Ему снился белоснежный пляж. Песок был сухой и прохладный. С моря дул освежающий ветерок. На подступах к городскому пляжу кавказцы жарили шашлык и люля-кебаб. Запахи жареного мяса разлетались над разложенными на лежаках голыми людьми. Просторная женщина в голубой накидке продавала сахарную вату и лимонад.
- Надень ласты, - папа похлопал Валерку по плечу, - и маску не забудь. Здесь потрясающие морские пейзажи. Такое первозданное великолепие необходимо видеть своими глазами. Камеры и фотографии не передадут буйства красок живой природы.
- Хорошо, - Валерка улыбнулся и щурился от солнца.
- Не заплывай далеко, - предупредила мама, - Сергей, Валерке не рано плавать одному? Может, лучше с тобой?
- Не горюй, Маша, у нас взрослый сын. Он справится. Я в него верю.
- Я тоже верю, - пожала плечами мама, - и все же он еще маленький.
- Это я-то маленький? Я смогу! Смотри, мама!
Валерка с разбегу кинулся в набегавшую двухметровую волну. Сложив руки рыбкой, врезался в почти вертикальную стену воды.
- Ой! – испугалась мама…
Звуки внешнего мира потускнели, Вселенная преобразилась. Пространство вокруг стало плавным, вязким и мутным. Валерка в круговороте морской воды потерял ориентацию. Он не понимал, где верх, где низ и куда надо плыть, чтобы выбраться на воздух. Кругом закручивались струйки песка и воздушных пузырьков, мелькали рыбьи хвосты и клешни, потерявших связь с дном крабов.
Не понимая куда плыть, Валерка поплыл вперед. Странно, но ему не было страшно. Если не сдаваться и куда-то плыть, то обязательно выплывешь. Никогда нельзя останавливаться. Сейчас волна схлынет и проявится дно. Надо немного подождать. Тогда станет мелко. Можно встать на ноги и с облегчением вздохнуть.
Минута. Две... Вода почему-то не уходила. Просвет с воздухом над водой не появлялся. Мутная вода одинаковой освещенности во все стороны – все, что видел Валерка. Тогда он заметил одну странность: воздух в легких не заканчивался. Валерка не задыхался и потому спокойно плыл дальше. У него появилась надежда и одновременно цель: если можно плыть и не тонуть, то надо плыть.
Пару гребков руками, и закончилась мутная вода. Появились очертания дна. Камни, обросшие кораллами, сонные водоросли, рыбки-клоуны и медузы. Валерка совсем успокоился. Он понял, где верх. Но выныривать из воды не хотелось. Потому что впереди проявились очертания пирамид и колонн древнего затопленного города.
- Валерка, - сквозь толщу воды услышал он тревожный голос отца.
Валерка оглянулся, рядом никого. Наверное, родители его ищут и кричат с берега.
- Валерка-а-а-а, - повторился протяжный и еле слышный родительский зов.
«Еще минутку, - мысленно ответил Валерка, - мне только рассмотреть, что здесь прячется. И я вернусь».
С каждым гребком открывалась сказочная картина с перламутровыми колоннами и поросшими кораллами скульптурами. Мимо медленно проплывали скаты и кальмары. Валерка увидел луч зеленого света, исходящий из черного полированного гранитного куба.
- Валерка-а-а-а, - голос отца, казалось, усилился.
Валерка проснулся, открыл глаза.
- Валерка-а-а-а!
«Это не голос отца», - отметил Валерка.
- Мишка! – узнал зов друга Валерка, - Мишка! Я здесь! Я здесь!
- Я слышу его! Ура! Он где-то рядом! - и Витька был здесь.
- Ребята, я здесь! – кричал и прыгал от счастья Валерка.
В колодце немного потемнело, оттого что Мишка и Витька склонились над входом.
- Ты здесь?
- Парни, как я рад вас видеть. Скорее вытаскивайте меня отсюда!
- Как ты сюда попал?
- Случайно.
- Как тебя достать?
- Не знаю. Лестница нужна или веревка.
Мишка побежал за подмогой. Витька остался с Валеркой. Друг сидел наверху, свесив ноги в колодец и рассказывал, что на юбилей бабы Клавы тетя Оля из Орла привезла здоровенный торт с клубникой и вишней.
Потекла слюна, и Валерка понял, что проголодался.
Витька рассказал, что на самом интересном месте к нему пришел Мишка. Сказал, что не по-товарищески бросать друга. Валерка пошел на стройку один, и это не хорошо. Надо помочь другу. Иначе нельзя...
Мишка вернулся не один. Со взрослыми, с лестницей, с родителями Валерки.
Вечером был домашний разбор полетов. Мама плакала. Отец сурово отчитал сына. Валерка глупо улыбался.
Непутевому сыну объявили домашний арест на целый день. Без компьютерных игр.
- Вот, - кинул отец книгу перед Валеркой.
- Что это?
- «Таинственный остров» Жюля Верна. Прочитаешь, расскажешь содержание. Проверю.
- Спасибо, пап, - Валерка улыбался, глядя на маму и папу, все еще до конца, не веря в чудесное спасение.
Валерка забрался под одеяло на веранде, раскрыл книжку:
«— Мы поднимаемся?
— Нет! Напротив! Мы опускаемся!
— Хуже того, мистер Сайрес: мы падаем...»


Рецензии