Начинаются дни золотые

В отдельном нотном издании, выпущенном в нотопечатне П. И. Волкова в период после августа 1914 года до орфографической реформы 1918 года, автором «песенки» (именно так обозначен ее жанр) записан плодовитый и довольно известный в то время (на пару с композитором Виктором Гавриловичем Пергаментом) создатель опереток и эстрадных миниатюр Чуж-Чуженин (псевдоним Николая Ивановича Фалеева [1872- 1941]):

ОЙ, ВЫ, КОНИ МОИ ВОРОНЫЕ*1
 
(Начинаются дни золотые)

[Начинаются дни золотые
Молодой беззаветной любви.
Ах вы, кони мои вороные,
Черны вороны — кони мои!*2]

Устелю свои*3 сани коврами,
В гривы алые*4 ленты вплету,
Пролечу, прозвеню бубенцами
И тебя на лету подхвачу.*5

Мы ушли от проклятой погони!
Перестань, моя радость, рыдать!*6
Нас не выдали черные кони,
Вороных им теперь не догнать!*7

Начинаются дни золотые
Молодой беззаветной любви.*8
Ах*9 вы, кони мои вороные,
Черны вороны — кони мои!*10

*1 Авторский вариант заглавия: «Эх вы, кони мои вороные!..»
*2 В авторском варианте песня начинается со второго куплета.
*3 Авторский вариант: «мои».
*4 Авторский вариант: «конские».
*5 Авторский вариант: «Да тебя подхвачу на лету...». После этого куплета в авторском тексте имеется еще три:

Не хитри и глаза голубые
Ты не прячь от меня, не таи...
Эх вы, кони мои вороные!
Черны вороны кони мои!..

Колокольчик, как звон погребальный!...
Замолчи, не дрожи, бубенец!..
Ты бледна под фатою венчальной,
Ждет тебя подневольный венец!..

Слышь? я знаю дороги степные...
Как вернешься в покои свои,
Крикни: кони мои вороные!
Вороные вы кони мои!...

*6 Авторский вариант: «Перестань, моя птичка, дрожать!»
*7 Авторский вариант: «Нас теперь никому не догнать!»
*8 Авторский вариант: «Воровской непродажной любви!». Именно эта строка, видимо,  положила начало легендам о том, что воровской вариант песни был первичен, в дальнейшем закрепленным разнообразными изданиями по следам передачи «В нашу гавань заходили корабли». Относительно недавние переделки с «жемчугами» и «стыдливостью» являются, скорее, данью потакания непритязательным вкусам современной публики.
*9 Авторский вариант: «Эх». Вариант: «Ой».
*10 Авторский вариант: «Вороные вы кони мои!.../ Вороные вы черти мои!..».


Рецензии