Савары

---
     Также тюркизированные савиры. Кумы в Северном Дагестане.
     В 20-м веке учёными относились, по большей части, к прикаспийским племенам гунно-тюркского происхождения, родственные также хазарам.
     О них много писал Птолемей во 2-м веке по Рождеству Христову. С 5 по 9 века часто упоминаются византийскими и армянскими хронографами, такими, как Егише, Феофан, Менандр.
     Это были хорошо организованные семейно-родовые союзы на основе ирано-арийского социокульта, после тюркизации представлявшие собой Орду. Это была важная венно-политическая сила на Северном Кавказе, которая часто использовались Византийской политико-религиозной элитой и Иранскими Шахин-шахами в их борьбе за владычество на Кавказе.
---
     Тюрки-савары неоднократно проникали с севера через Дербентский проход в Древнюю Албанию. Постепенно какая-то их часть оседала на Северо-Востоке Албании, где, начиная с конца 4-го века, в раннем средневековье, среди хронистов становится известен город-крепость Шабер-ан, явно имеющий своё происхождение от этнонима савар с суффиксом «ан», оставленным ирано-арийским прошлым савар. Кстати и имя города-крепости Хурс-ан, что располагался южнее Шабер-ана, указывает на историческую связь основавших этот город с аорсами, аланами, саварами и ирано-арийцами. У арийских иранцев суффикс ан означал место, так что место расположения савар называлось как Шабер-ан, а место расположение хурсов, именовалось как Хурс-ан.
     Хурсы, засвидетельствованные Птолемеем, находились рядом с савирами, тюркизированными саварами, которых в северо-восточной Албании исторические анналы зафиксировали рядом друг с другом.
---
     Шабер-ан, согласно археологии, именно как укреплённый город с посадами и ремёслами, возникает в течение 5-го века по Рождеству Христову, чему должна была предшествовать длительная миграция савар в течение не менее 2-х предыдущих веков, что вполне вписывается во временные рамки указаний о саварах Птолемея. Так что Шабар-ан как населённый пункт тогда ещё негородского типа образовался ещё в первые века нашей эры. К тому же албанские савары стали христианами, о чём сообщают арабские авторы, что не могло произойти после проникновения туда арабов и раннесредневековой тюркизации народов Древней Албании.
     Возникновение города Шабар-ан исследователи связывают также с саварами из состава савроматов и сармат.
---
     Птолемей савар размещал среди пагиритов и хорсов, называя савар также тюркизированными савирами. Были ли эти народы родственны друг другу он не сообщал. Жили же все они, по его сведениям, где-то между Венедским заливом, ныне Балтийское море и Рипейскими горами, сейчас это, по всей видимости, Урал. Исследователи наследия Птолемея указывают, что это были на самом деле Приаралье и Западная Сибирь. Ничего себе разброс, тем не менее, он имел в виду именно савар, часто называя их савирами, коих современные авторы по больше части относят к саваротюркскому ответвлению.
     У К.Багрянородного есть несколько загадочного типа сведений о мадьярах, нынешних венгров. Среди них есть указание на то, что мадьяры какое-то время жили в Леведии, и назывались они саварти-асфалами, то есть крепкими савартами.
     Можно предположить, что до К.Багрянородного доходили слухи о том, что под натиском разбитых хазарами печенегов, их ещё называли кангарами. мадьяры вынуждены были оставить эту страну, разделившись на две части, из которых одна двинулась на запад, в Ателькузу, а другая направилась на восток и поселилась в Персии, где ещё во времена К,Багрянородного сохраняла своё название как саварти-асфалы и продолжала поддерживать связь с мадьярами, находившимися уже в нынешней Венгрии.
---
     Бартольд считает савар, он их называет суварами, частью булгарских семейно-родовых орд. Отсюда и замена первоначального этнонима савар на сувар. Носители саварского социокульта жили преимущественно в северо-западном Прикаспии, где вели полукочевой образ жизни, постепенно смешиваясь с тюркоязычными гуннами. Этот момент в истории савар был зафиксирован в исторических анналах ещё в конце 4-го века по Рождеству Христову, когда савары часто именовались гуннами, так как гунны были более известны древним авторам; под этим именем обычно называли и другие племена и этнические общности, входившие в состав гуннов, появившихся в Кавказской Албании в раннем средневековье.
     Армянские и арабские источники знают в Закавказье племена севордик и савардиев, которых некоторые учёные и отождествляют с саварти-асфалами К.Багрянородного.
---
     Савардии в середине 8-го века по Рождеству Христову выступили против арабов и разрушили город Шамхор, который арабские начальники использовали как Кром-град у русских, то есть прятали там свою родню и казну.
     К.Багрянородный не делил савар и мадьяр, и считал их одним народам, к чему у него были основания, поскольку савары долгое время жили по соседству с мадьярами, часто вместе противостояли врагам, отчего описание их социокультов во многом совпадали. В 9-м веке в Персии действительно присутствовали савары, это была та часть савар, которая была роднородственна ирано-арийским племенам, к которым 2,5 тыс. лет тому назад относились и первые савары.
---
     Савары проникали в Закавказье начиная с 4-5 веков по Рождеству Христову, вытесняемые со своих исторических мест на Южном Урале тюркскими племенами. Здесь, в Закавказье савары стали известны как севордик и савардии. Эти названия для закавказских савар позже распространялось и на хазар, появившихся в Закавказье.
     У караимов, считающихся нынешними наследниками иудаистической части хазар слово савар обозначает воинственного скотника, дояра с луком за спиной, пастуха или чабана с мечом в руке.
     Савары были организованы в подвижную воинственную орду, и были долгое время хорошо обученной военной силой на Северном Кавказе, которая часто использовалась Византией и Сасанидским Ираном в их борьбе за владычество на Кавказе.
---
     Впервые организованные кавказские тюркизированные савары, часто называемые савирами, проникли в Малую Азию через Дербентский проход в самом начале 6-го века. В эту исторически важную эпоху для Закавказья савары массами мигрировали Кавказскую Албанию.
     Персидский Шахин-шах Ковад предпринял попытку остановить проникновение тюркизированных савар, построив 360 крепостей на пути северных народов. Эти меры помогли рассеять саварские орды севернее Стены Ковада, отдав им для расселения Кавказскую Албанию.
---
     В конце 6-го века в западном Прикаспии появляется новая орда, аварская, которая сменила в этих местах савар, причём летописи не оставили об этом событии никаких особых заметок. Остаётся ощущение, что и савары и авары не сильно различались своими социокультурными привычками и генокультами, их взаимо-замещение было мирным. Различие же между ними было только в одной букве.
     Летописи оставили несколько сообщений о том, что какие-то савары жили в низовьях реки Кумы и в Северном Дагестане.
     Впоследствии степные савары стали одним из компонентов для формирования боевых отрядов кумыков. Также и в генетике некоторых других народностей Дагестана, можно найти следы саварских социокультов.
---
     С саварами историки связывают множество укреплённых Анов, местностей, где проживали савары. К ним относят Биле-сувар, который ранее называли Пиле-сувар. Ещё в 19-м веке на Северо-Востоке Азербайджана были зафиксированы остатки крепости Галей-сувар, Гилей-суар, селение Суварли.
     В начале второго тысячелетия по Рождеству Христову на юге Кавказской Албании за маскутами ниже по течению реки Вельвельчай до самого Беш-Бармака обитали савары со своим древним Шабараном, хурсы с Хурсаном и таты-хизинцы с Хизаном. Все эти названия этносов в своей первооснове имели ирано-арийскую лексику, но впоследствии были этимологизированы на почве тюркских языков. Редкие языковеды, попадавшие сюда, отмечали, что в говоре сохранившихся здесь савар наблюдается значительный процент скифских собственных имен, которым нет аналогов из иранского.
---
     По всей видимости, язык савар, изначально ирано-арийского происхождения, правильнее, наверное, арийско-сибирского, с середины 1-го тысячелетия н.э. стал подвергаться тюркизации. Античные авторы уже к началу нашей эры отмечают бывшие скифские, сарматские и саварские племена сибирского происхождения, пришедшие в Причерноморье и на Северный Кавказ как тюркские, часто называя савар савирами. Среди них Страбон называл панксан, пачанаков, Плиний говорил о басилах, оранах, турках, кабарах, Птолемей и Дионисий Периегет упоминали савар, салов, хурсов, гуннов.
---
     К началу первых веков древние хронисты относили савар на территории Иранского Азербайджана к аранам тюркского происхождения. Сюда они причисляли, кроме савар, оранов, кангаров, дондаров, садаков, булгар, печенегов, хурсов. Названия этих относов отмечаются также и в топонимике Ирана.
     Что касается именно савар, к этому этнониму восходят топонимы на территории Южного Азербайджана и в некоторых других останах Ирана середины 1-го тысячелетия по Рождеству Христову, такие, как Бала-савар, Савар-Калате, Савара-бад-бала, и Савара-бад-поин, Савар-ан, Савар-чи. В этих названиях к арийским корням уже начинают добавляться тюркские суффиксы типа чи.
     Интересно то, что гунны, в составе которых были и савары, в первые века н.э., по крайней мере в северо-восточной Албании были частично христианизированы. Причём, в источниках гунны назывались саварами и северными племенами. Они, якобы, носили наносили знаки с крестами на свою одежду и знамёна. Гуннские христианизированные савары северо-восточной Албании в Закавказье до 6-го века обитали в Шабране. Это название также восходит к этнониму савар, а центр гуннского христианства был в городе Чол.
---
     Арабские источники часто упоминают местность Савал-ан и Сабар-ан, в науке оформившаяся как оронимы, грубо говоря топонимы с со своим именем. Языковеды Кавказской Албании относят это именование местности к этнониму савар с добавлением ирано-арийского суффикса ан. Сюда в первые века н.э. массово переселялись савары иранским Шахин-шахом Хосровом Ануширвапом. Есть в Азербайджане ещё один ороним Савал-ан в районе Кабалы, названный в арабских источниках Кабала-Савар.
     Начиная с 8-го века по Рождеству Христову на территории Иранского Азербайджана на основе прибывавших сюда с первых веков н.э. скифов, саков, а позже тюркизированных чулов, гуннов, савир и хазар, начинает складываться единый общеразговорный древнеазербайджанский язык.
---
     По всей видимости название хазарского города 9-го века Савг-ар, упоминаемый в письме царя Хазарии Иосифа, тоже следует отнести по своему происхождению к этнониму сав-ар. Об этом городе сообщают также Ибн-Хордадбех и автор "Худуд-ал-Алам". Его местонахождение пока в точности определить не удалось. Рыбаков ставил его на месте города Салтов. Филологи связывают этот город городами Сарада 12-го века, Салтановский 16-го века, Салтов 17-го века.
     Они доказывают, что у разных тюркоязычных племён произношение согласных "л" и "р" сливалось в один звук, так что город Савга мог произноситься изначально и как Савгалрт, и как Салрада. К этому городу призраку можно отнести и современное чувашское селение Савруши. Думается, что селяне не будут возражать.
     К поздней истории савар часто относят и Савур-Могилу на Украине. О ней упоминается в «Легенди i перекази Нижньоi Надднiпрянщини» в авторстве Упорядника В.А. Чабаненко.
---
     С древнейшей историей савар, когда они переживали первую волну тюркизации, связана судьба известного хана Западно-тюркского Каганата Савэ, как его называл Фирдуоси, по другим источникам Шаба. Был он по чину Янг-су-тегином, Дулуй.
     Савэ числился вторым сыном Дяньгу Дату-хана, могущественнейшего из Западно-тюркютских каганов, с которым Византия имела союзные отношения.
     Савэ возглавлял тюркскую коалицию во главе с саварским семейно-родовым кланом, когда в конце 6-го века по Рождеству Христову они присоединились к Византии и выступили против Ирана. Савары во главе с ханом Савэ удерживали за собой восточный фронт против Ирана.
     Часть савар в это же время выступала с севера в составе первых, ещё не государственных, хазар, из земли Древней Албании.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии