Разбираем притчу о сеятеле из Матфея

Дорогой читатель! Я публикую свою давнюю статью, направленную на прославление Единого Бога и Его Единородного Сына, Который пришел на эту землю, прожил безгрешную жизнь и был несправедливо распят, с единственной целью - чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Моей целью не ставится порицание чьего-либо учения или мнения, но разбор слова так чисто и ясно, как это написано в Библии и как мне уже открыто. Моя борьба не против людей, но против повсеместных заблуждений, не подверждающихся Божьим словом и существующих в наши дни. Прочие статьи вы сможете прочитать в сборнике "Размышляя над словом Божьим" на моей странице.

Разбираем притчу о сеятеле (Матфея 13:3-8)
Я приветствую всех читающих мои размышления, сегодня я предлагаю вам чуть подробнее коснуться притчи о сеятеле, некогда рассказанной Иисусом Своим ученикам и народу. В тринадцатой главе Евангелие от Матфея Христос не просто рассказывает притчу, но и дает толкование Своим словам, однако, я предлагаю не просто прочитать значение, но и сделать конкретные выводы для нас, как для современных христиан. Что полезного мы можем вынести и чему научиться?

Читаем притчу и её толкование в Библии
"Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!" (Матфея 13:1-9).
И сразу с 18 по 23 стих прочитаем толкование: "Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать".

Приступаем к детальному разбору притчи
"Вот, вышел сеятель сеять"
Под сеятелем же здесь подразумевается Божье слово и Иисус Христос, который проповедует Своим учениками и народу о Царствии Божием, о покаянии и принципах Божьей любви по отношению к каждому из нас. Вполне можно допустить, что этим словом можно также упомянуть каждого человек, кто называет себя Его последователем, кто добросовестно трудится во слава Богу и распространяет благую весть спасения среди неверующих людей. Тот, кто сеет доброе семя на поле Божьем.

"и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге."
Одно семя упало же при дороге, иными словами - весть о спасении и Божьей любви услышал человек, который не разумеет сказанного, не понимает смысл.  Насколько я понимаю, это не просто человек который не может понять весть Евангелие в силу своих умственных способностей, ибо мы знаем, что распространение благой вести Господь зачастую доверял не мудрым мира сего, ибо мудрость мира есть безумие перед Богом (1 Послание к Коринфянам 3:19), но простым труженикам, многие из которых не имели высшего образования и занимались низкооплачиваемым физическим трудом. В Евангелие от Матфея 19:14 Христос говорит такие слова: Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.
Почему именно дети? Потому что в раннем возрасте человек не имеет лукавства в своем сердце, он искренне доверяет словам взрослым и принимает все за правду. Такому человеку будет проще войти в Царство Небесное, человеку, который не ищет противоречий в Божьем слове и не спорит о Его подлинности, но с открытым и чистым сердцем принимает все сказанное Богом.
Отсюда мы приходим к выводу, что первое семя, первый человек, слушающий Слово, но не разумеющий есть тот, кто сознательно не принимает Христа в свое сердце. Семя только сеется, но приходит сатана и тут же забирает его, навязывая сомнения, противоречия и презрение к благой вести.

"иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется."
Иное же семя упало на каменистую местность, что означает человека, которому открывается истина, он с большим удовольствием принимает ее, но непостоянен в своих делах. "Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих" (Иакова 1:8). Такому человеку может быть выгодно временно принять веру для своих корыстных целей, пока он видит прибыль или преимущества для себя. Возможно, он и не против веровать во Христа, но не готов отказаться от мирских увлечений, не готов соблюдать Божий закон и бороться со грехом, ведь это все продолжительный и упорный труд. Такую веру можно принять под страхом перед чем-то, на эмоциях, "за компанию с другом", выслушав красивые слова, но не вникнув в их суть. Христос также говорит: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
Отсюда мы приходим к выводу, что столкнувшись с тяжелыми испытаниями в своей жизни человек не взирает больше на Бога и уповает на свои силы, или еще хуже - начинает винить Господа в произошедшем. Готов любить Бога тогда, когда все хорошо. Гонения за слово уже неоднократно происходили в нашей истории, особенно широко это имело распространение во времена реформаторов: Мартина Лютера, Джона Уиклифа, Ульрих Цвингли и других, когда многие отдавали жизни за Божье слово, но были и те, кто перед страхом смерти сдавали и отрекались от своих убеждений.
Будем ли мы готовы встретиться со всеми испытаниями, скорбями или гонениями если/когда история повторится? Не отрешимся ли от Божьего слова в выборе между смертью или жизнью? Очень просто любить Господа когда не имеешь ни в чем нужды и проблем, но когда придут испытания, будем ли мы готовы к этому?

"иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно."
Третий же человек, сердце которого коснулась благая весть, но мирские заботы и желание разбогатеть оказались сильнее. Здесь не сказано, что такой человек полностью отвергает Божье слово, однако что-то из вне заглушает слово и оно бывает бесплодно. Это ключевая характеристика на которую мы должны обратить внимание, ведь именно это описание может касаться многих современных христиан, нас с вами. Мы можем принимать Божье слово и веровать во Христа, но быть отягощенными поиском собственного благополучения во временном мире и ставить его превыше Бога. Такой человек мог бы принести большие плоды для Господа, распространить Живое слово и спасти души от погибели, но он предпочитает занимать пассивную позицию и не приносить плодов. Христос однажды сказал: "жатвы много, а делателей мало;" (Матфея 9:37). Это распространенная проблема современного христианства, она касается и меня, в том числе. Те таланты, способности и время которые у нас есть мы могли бы в полной мере тратить на распространение Евангелие и шанса на спасение для погибающих душ, но слишком увлекаемся повседневными заботами и желанием к собственному благополучию. Как итог - забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

"иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать."
Человек, который всем сердцем принимает Иисуса Христа своим спасителем и начинает стремиться к праведной жизни. Он чувствует внутреннее побуждение служить Богу и распространять слово Его любви к нам. С каждым человеком Бог работает индивидуально, не каждый может и должен быть проповедником или пастором, но каждый может приносить добрый плод: своим послушанием и ведением праведного образа жизни, приносящего славу Богу Творцу. Именно к этому мы должны с вами стремиться: не к собственному благополучию, известности и величию, но работать вместе с Господом и стараться спасти погибающие души современного века. Посвятить всего себя Отцу и исполнять Его волю.
"И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу" (К Колоссянам 3:23-24).


Рецензии
Любопытная статья, и она подвигла меня написать критическое эссе толкования церковниками этой притчи.

Привожу основные мысли:

4. Зерно, посаженное в "хорошую" почву конечно прорастёт, но что такое хорошая почва? Это конечно, судя по смыслу притчи – легковерие, лишённое способности к анализу услышанного или прочитанного.

Если человек верит всему тому, что ему говорят, то это конечно самая лучшая почва – «чернозём», но это и плохо! Ведь на этой почве может вырасти и сорняк, который убьёт все всходы хороших семян…

Заложенный попами религиозный смысл в эту притчу – это тот «сорняк», который конечно легко может прижиться в неокрепших и легковерных умах, и именно к этому и призывает эта притча: «верить не задумываясь».

Но стоит подойти к выбору «семян» критически, и найдётся очень мало людей, которые позволят религиозным семенам-сорнякам, прорасти в своей душе, и тем более дать бесполезный урожай…

Виктор Гаврилов Степ   14.04.2023 04:52     Заявить о нарушении
Спасибо за оставленный комментарий!

Иван Кларк   14.04.2023 15:13   Заявить о нарушении