Хранители времени

Вслед за стрелками часов, за светящимися цифрами электронного табло, за сыплющимися вниз песчинками песочных часов неумолимо бежит время: минуты, года, тысячелетия… Сменяют друг друга поколения, рушатся и строятся заново города, но летописи, рисунки и книги оставляют свидетельства былой жизни. Наравне с ними, но по-своему, скупо, сухо и точно фиксируют хронику текущих событий документы – с датами, подписями и печатями, которые веками собирают и бережно хранят архивы.

В какие только архивы не приводил меня искательский зуд: в Центральный архив Федеральной погранслужбы под Москвой, в Национальный архив в Минске, в областные архивы Бреста и Витебска, в Государственный архив Российской Федерации, в Российский Государственный архив литературы и искусства. И всюду меня ждало долгожданное открытие: находилась жена пограничника, пропавшая во время войны, мне присылали довоенные документы погибшей от рук немцев родственницы, сообщали неизвестные страницы из послужного списка отца, я своими глазами читала письма писателя Юрия Олеши и его матери.

В нашем старом-престаром городе, который старше Москвы, тоже есть архивы, самые разные. Но те, о которых расскажу, особенные.

  ***

Для начала слово первому послевоенному директору исторического архива Гродненской области КАТКОВУ Алексею Сергеевичу. Разговаривали мы в его кабинете в старинном здании на площади Ленина:

- Когда сразу после демобилизации я приехал в Гродно, чтобы повидаться с братом, вся Советская площадь ещё лежала в руинах… Брат работал в отделе внутренних дел и скоро он уговорил меня остаться и попробовать себя в этой сложной, ответственной работе… В ведении милиции находился тогда и государственный архив.

Как человека достаточно образованного, Алексея Каткова направляют на работу в архив.

- Неизвестная сфера деятельности настораживала и даже страшила, но окончательно согласиться с новым назначением заставил и личный интерес…

Да, в архиве работала девушка, из-за которой таким хорошим и уютным показался Алексею этот город… И вот уже много лет они живут и работают вместе.

- Когда меня направляли в архив, я и не представлял, что это очень интересная работа. А когда столкнулся с подлинными документами, понял, что без них невозможно изучить и описать историю нашей Родины. Находишь порой такие уникальные свидетельства, которых ещё свет не видел…

             Автографы Кутузова и Столыпина

"Всякая строчка из прошлого становится драгоценной для потомства. Мы с любопытством рассматриваем автографы, хотя бы они были не что иное, как отрывок из расходной тетради или записка к портному об отсрочке платежа", - эти слова Пушкина вспоминает заведующая отделом архива Ирина Рябухина, демонстрируя мне уникальные документы. И правда, лаконичное, на полстранички прошение Элизы Ожешко о выдаче ей заграничного паспорта сообщает нам и много другой любопытной информации. Из него мы узнаём, что в ноябре 1892 года гродненским губернатором, к которому обращалась писательница, был Батюшков, что по-российски её имя и фамилия писались "Елисавета Оржешкова", что в услужении у дворянки Ожешко была дворянка же Мария Сасулич, а получить паспорт Элиза доверяла своему гражданскому, а впоследствии законному мужу – титулярному советнику Станиславу Нагорскому. Под прошением писательницы – важная пометка помощника губернатора «В списках разыскиваемых лиц не значится».

Найти такой документ в кипах архивных бумаг - большая удача. Она не раз выпадала сотрудникам и исследователям, работавшим в гродненском архиве. Нынче здесь хранятся десятки обнаруженных автографов известных персон, среди которых польский король Станислав Август Понятовский, российский полководец Михаил Кутузов, государственные деятели Российской империи, а в своё время гродненские губернаторы Михаил Муравьёв и Пётр Столыпин, литератор и график Наполеон Орда, создатель международного языка эсперанто Людвик Заменгоф. В собственноручной расписке, датированной июнем 1896 года, врач-офтальмолог и присяжный Гродненского окружного суда Заменгоф обещал в случае войны исполнять военно-медицинские обязанности, но желательно по месту жительства. А Михаил Муравьёв, будучи уже виленским генерал-губернатором, в ноябре 1864 года ставил в известность гродненского коллегу о розыске в Гродненской губернии русского писателя Александра Герцена, выступавшего в поддержку восстания под предводительством Калиновского.

Впрочем, всё это заинтересованные исследователи могут увидеть своими глазами.

                Родословная

Кто из нас не хотел бы знать свою родословную максимально глубоко? В наше время это вполне возможно. Вот только руки доходят не всегда и не у всех. Тем более заразителен случай, о котором мне рассказали в Национальном историческом архиве Беларуси в Гродно - так сейчас называется старый исторический архив, который, кстати, перебрался из старинного здания на площади Тызенгауза (в прошлом Ленина) в новое, спроектированное специально для архивной службы, на улице Хозяйственной. Сюда из Москвы пожаловал гражданин, который в течение дня разыскал сведения о своём предке, жившем в наших краях аж в XYII веке! И не какое-нибудь седьмое колено, а пятнадцатое! Больше того, найденный родич совсем не дворянских кровей (что, конечно, жаль), а самого простого сословия. Но вот нашли же!

О возможностях и редких документах архива рассказывает мне его директор Татьяна Юрьевна Афанасьева:

- Дореволюционные архивы всех областей республики хранятся в Минске. И только архив Гродненской области по традиции хранится в самом Гродно. Начало его архивному фонду было положено одновременно с образованием губернии  в 1802 году. Был момент, когда архив насчитывал свыше миллиона документов, но войны 1812 года и 1914-го, эвакуация архива в Россию, пожар в Москве очень его истощили. А в годы Великой Отечественной немцы, устроившие в архиве госпиталь, просто выбросили все бумаги на Советскую площадь, откуда они перекочевали во двор тюрьмы и её камеры. Что сохранилось, архивисты собирали уже после войны. Сейчас у нас на учёте свыше 1200 фондов.

- Архив и сегодня пополняется старыми историческими документами?

- Представьте, да. Хотя самая крупная находка относится еще к 1961 году, когда в подвалах гродненского Бригитского костёла наши сотрудники обнаружили документы XYI - XIX веков. А сейчас чаще приносят пропавшие из архива в годы войны документы, причём все хотят их продать... Но есть и дарители. Из Санкт-Петербурга привезли старые карты Минской и Виленской губерний, которые мы отреставрировали и оставили у себя. Во время ремонта кинотеатра "Звезда" рабочие нашли старые газеты 1930 - 1940-х годов, в нашей лаборатории привели их в порядок и передали в областной архив, где хранятся документы послереволюционного периода.

- С необычными просьбами к вам обращаются?

- Бывает. Недавно просили карты 1812 года: "Хотим клад искать". Но даже если бы у нас были карты кладов, вначале мы предложили бы их государству. Приходят люди - обновляют надгробие, а старые даты стёрлись. Помогаем найти.

- Какими документами вы располагаете, если нужно отыскать давние даты жизни и смерти, затерявшуюся в веках ветвь рода, а то и принадлежавшие некогда зажиточному семейству имущество или землю?

- Таких документов немало. С 1861 года после отмены крепостного права составлялись уставные грамоты, где описывались наделы земли, состав семьи, повинности, фигурировали акты покупки - продажи земли. Есть списки рекрутских наборов, материалы переписи населения, начиная с 1795 года. В хранящихся у нас метрических книгах (иные относятся к XYI - XYII векам), которые вели церкви, костёлы, мечети и синагоги, значатся даты рождения, бракосочетания, смерти, указывается вероисповедание и социальное происхождение, есть и списки прихожан. Немало генеалогической и имущественной информации в документах органов сословного самоуправления, финансово-налоговых учреждений. Есть три фамильных фонда с историей рода помещичьих семей Слизней, Быховцов и Булгариных за время с XYI века по 1939 год.

- Надо же!.. Но что нужно знать, чтобы найти следы своего рода или родственника в минувших столетиях?

- Где родился тот, кого вы ищете, когда, в каком храме его крестили. Либо когда и где он закончил земной путь. Если у вас есть данные о родственниках, проживавших на Гродненщине до 1930 года, то найти род наверняка можно. Причем по метрическим книгам вы сами можете поискать свою родню. Если же необходимы другие источники - вам помогут сотрудники архива. Оплата этой услуги зависит от объёма работы и результата. Признаюсь, - говорит Татьяна Юрьевна, - если еще не так давно у нас было много лежащих фондов, то сейчас все в движении!

На снимке: прошение Элизы Ожешко, 1892 год.
Фото автора.


Рецензии
Приветствую Вас, Татьяна!
А какой замечательный почерк у этой Элизы!
Об архивах мало что знал, хотя работал в том же здании, где находился городской архив.
Как только Украина стала ощущать свободу, то есть в первые годы самостоятельности, два борзых журналиста организовали свою довольно критическую газету. Потом один увёл у другого жену и остался учредителем. Ему помогали, за аренду особняка платил гривну в месяц.
Но власть крепла, критиковать себя уже не позволяла, аренду предъявили, подписчики исчезли, редактор ещё немножко побыл в оппозиции и проголодался. Пошёл на поклон, клянчал и клялся. И дали ему должность - заведующего архивом. И пошли другие песни! Вывод: плетью обуха не перешибёшь!
А вам спасибо за публикацию.
Всех благ!
Василий.

Василий Храмцов   14.04.2023 16:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий. Во времена Элизы Ожешко, пожалуй, у всех образованных людей был каллиграфический почерк - этому тогда придавалось большое значение. И свои повести и романы она, скорее всего, писала от руки. В 1905 году выдвигалась на Нобелевскую премию по литературе одновременно со Львом Толстым, но получил премию Генрик Сенкевич. Её именем названа центральная улица Гродно, на которой она жила, сохранился и дом, там сейчас библиотека и мемориальные комнаты писательницы.
Всего доброго!

Татьяна Никитина 7   15.04.2023 00:00   Заявить о нарушении