Сэр Джон Фальстаф - кавалер, довольный собой во вс

 Сэр Джон Фальстаф - кавалер, довольный собой во всех отношениях

"Фальстаф", опера Верди, новая сцена Мариинского театра, 11 апреля 2023 года

Дирижер – Валерий Гергиев.
Фальстаф – Магеррам Гусейнов.
Наннетта – Айгуль Хисматуллина.
Алиса Форд – Оксана Шилова.
Миссис Мэг Пейдж – Екатерина Сергеева.
Миссис Квикли – Анна Кикнадзе.
Фентон – Евгений Ахмедов.
Форд – Владимир Мороз.

Вердиевский "Фальстаф" из тех опер, которые могут увлечь только в отличном исполнении, и, в первую очередь, здесь требуется харизматичный главный персонаж. В этом театральном сезоне нашелся артист, сумевший вдохнуть в него настоящую жизнь - Магеррам Гусейнов. И спекталь стал динамичным, бесконечные диалоги заиграли музыкальными красками и даже мрачная депрессивная постановка перестала раздражать.
Хотя опера и итальянская, написана великим Верди на шекспировский сюжет, но для меня она полна трудно понимаемого типично английского юмора, когда в том месте, где, по замыслу автора истории, надо смеяться, становится грустно или даже временами хочется плакать. И музыка в ней совсем не похожа на привычного Верди, когда, независимо от событий либретто, звуки захватывают и увлекают, мелодии радуют и восхищают. В "Фальстафе" не так: вокализированные диалоги, монологи, редкие всплески лирических мотивов и еще более редкие традиционные арии. И в главном герое нет ничего героического или романтического - комическая и даже вызывающая брезгливость фигура неряшливого толстяка в замызганной одежде, вечно под хмельком, обедневшего дворянина с большими амбициями и завышенной самооценкой, вышедшего в тираж кавалера, довольного собой во всех отношениях! Эдакий гоголевский Плюшкин английского разлива. Подкупает в нем лишь его неистребимое раблезианское жизнелюбие и энергия, с которой он пускается в разные сомнительные удовольствия. Обычно меня не вдохновляют ни такие сюжеты, ни такая музыка, ни такие герои. Поэтому "Фальстаф" не входит в число моих любимых опер. Послушав ее пару раз, я решила, что на нее можно спокойно больше не ходить.
Но Магеррам Гусейнов сотворил невозможное - теперь я с интересом слушаю с его участием не самую свою любимую оперу! Он сделал для меня понятной и привлекательной и непривычную музыку Верди, которая прежде не вызывала у меня особого энтузиазма, а теперь я словно открыла ее для себя заново!
Прекрасно звучащий во всех регистрах голос Магеррама Гусейнова высвечивает интересный мелодический рисунок партии, подчеркивает звуковые шутки композитора, воплощает в пении содержательную часть роли. У него неутомимый раблезианец Фальстаф замечателен во всех отношениях! Такой самодовольный кутила, мнящий себя роковым соблазнителем. Люблю слушать красивый голос Магеррама Гусейнова и смотреть на его забавного незадачливого добродушного увальня!
И в таком варианте опера мне нравится, хотя веселой по-прежнему не кажется. Так и хочется, порой, пошутить, что в ней должен быть дирижер не только для музыкантов и певцов, но и для публики, чтобы знала, где, по мнению авторов, надо смеяться.
Женская часть исполнителей в "Фальстафе" всегда была на уровне. И в этот раз тоже: в ролях виндзорских кумушек и проказниц, склонных к нешуточным розыгрышам, - блистательная Оксана Шилова, прекрасная Анна Кикнадзе, очаровательная Айгуль Хисматуллина и замечательная Екатерина Сергеева. Вся эта дружная дамская удалая компания уравновешивала своей неуемной резвостью и изобретательностью некоторую неповоротливость и простоватость мужских персонажей - господина Форда (Владимир Мороз), доктора Кайуса (Николай Гассиев), слуг-приятелей Фальстафа Пистоля и Бардольфа. И их, и Фальстафа проказницы легко обводят вокруг пальца, без труда вовлекают в свои розыгрыши, хитростью добиваются своих целей. Лишь романтический Фентон – (Евгений Ахмедов) еще пребывает в женском тактическом лагере. Ведь только при дамской поддержке и хитроумной проделке он смог жениться на Наннете.
Особенно хороша была финальная часть оперы с розыгрышем в лесу, где, якобы, бродит призрак Черного Охотника. Красиво прозвучала нежная ария лесной феи в исполнении Айгуль Хисматуллиной. Ее прекрасно дополнила беззаботная песенка Алисы Форд, весело спетая Оксаной Шиловой. Большой печальный монолог Фальстафа (Магеррам Гусейнов), выразительно исполненный, в начале этого действия рождала сочувствие к злоключениям героя и ожидающим его новым испытаниям. Ведь не зря же миссис Квикли (Анна Кикнадзе) с трепетом рассказывала затевающей каверзу с Фальстафом компании зловещую историю про Черного Охотника.
Удивительно звучит завершающий оперу ансамбль солистов с хором: вся жизнь - шутка! И все участники музыкальной истории во главе с сэром Джоном Фальстафом и господином Фордом вмиг мирятся, обнимаются и собираются впредь жить дружно. В общем, как в сказке, счастливый конец - делу венец! С прекрасными солистами эта опера доставляет удовольствие. Долгая овация после спектакля - красноречивое тому доказательство.


Рецензии