Глава 3 Церкви Украины Часть 3-3 Крещение князя Вл

ФРЕСКА   -  «КРЕЩЕНИЕ  СВЯТОГО   КНЯЗЯ   ВЛАДИМИРА»
В. М.  ВАСНЕЦОВ    ВЛАДИМИРСКИЙ   СОБОР   (КИЕВ)  КОНЕЦ   1880-х
Visobor.com

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ УКРАИНЫ  ЧАСТЬ 3-3     КРЕЩЕНИЕ   КНЯЗЯ   ВЛАДИМИРА


Летописное повествование о "выборе вер" ("испытании вер") Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного "латинского" христианства, но Владимир после беседы с "греческим философом" остановился на православии.

Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит "немцам": "Идете опять, яко отцы наши сего не прияли суть" (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они "еле спаслись".

Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя Буладмира, желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так историк аль-Марвази (начало XII в.) сообщает: "Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырех человек из приближенных их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир - подобно тому, как царь тюрков называется хакан [...] И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама."

Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении "по закону греческому". В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Te согласились только в случае крещения князя. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к "тавроскифам", как называли византийские авторы той эпохи русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть."
Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II (правил 976-1025) и его брата-соправителя Константина VIII (976-1028). Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II, что отметил византийский историк Иоанн Скилица, и благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года.

Дед Анны, император Константин Багрянородный написал для сына в 949 году трактат "Об управлении империей", в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов:

"Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу ..."

При встрече Анна убедила Владимира принять христианство поскорей. После крещения тут же совершили по христианскому обряду бракосочетание. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к крещению народа.

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, "построив многие церкви". В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: "сгадав аз с своею княгинею Анною" Анну в летописи именовали не как обычно - княгиней, но царицей, сохраняя за ней достоинство члена Византийской императорской семьи.

Багрянородная - по словам византийского хрониста Михаила Пселла это означало рождённая в багряных пелёнках. Багряный цвет считался императорским, рождённый во время правления своих императорских родителей обладал несомненным правом на византийский престол. Синоним - порфирородная.

Детали хронологии - на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне - были утеряны в Руси в начале XII века, во времена составления "Повести временных лет", о чём летописец прямо сообщает. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня (дядя князя Владимира), оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой.
В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей). Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным - в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии