Глава 3 Церкви Украины Часть 3-4 Богородица

РОСПИСЬ  ВЛАДИМИРСКОГО  СОБОРА  В  КИЕВЕ
ХУДОЖНИКОМ  -   В. М. ВАСНЕЦОВЫМ
БОГОРОДИЦА
Vozlublennaya.mybb.s..

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ УКРАИНЫ  ЧАСТЬ 3-4  БОГОРОДИЦА

«Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма»
В. Васнецов

«…Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течение двух лет со дня подписания сего условия», — значилось в подписанном Васнецовым договоре.

 Но работа растянулась на целых 11 лет.

В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке.  Как повелели, так Прахов и сделал.

Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…

Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.

Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.

Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой.

Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.

Сам Виктор Михайлович считал эту работу главным делом всей своей жизни. «…Глаза всех фигур Васнецова — традиционные глаза византийской иконографии — преувеличенно большие, все одинакового разреза, одинакового цвета. Сплошная чернота окраски делает их бездонными и позволяет воображению населять их глубь всеми оттенками мистических чувствований», — замечает один из исследователей росписей собора.

По завершении работ Виктор Михайлович произнес сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу».

На сайте - Hicarus.ru  есть интересное добавление к вышенаписанному:


«В.А.Сухомлинов, любимый застольный собеседник Николая II, был назначен военным министром  в 11.03.1909 г., он занимал этот пост до 13.06.1915 г., арестовывался и при Николае II, и при А.Ф.Керенском.

В.А.Сухомлинов (1848-1926) в третий раз — в 1904 г. — очень удачно женился на киевлянке Екатерине Викторовне Гошкевич-Буткевич-Сухомлиновой (1882-1921), отбив ее наглым образом, т.е. пользуясь служебным положением генерал-губернатора и не отвечая на дуэльные вызовы, у киевского помещика Буткевича. В.А.Сухомлинов оказался старше своего тестя на 12 лет, не говоря уже о жене, дальше обернувшейся фавориткой Г.Распутина. Мимо Кати и ее папы не прошли великие русские художники.

Екатерина Викторовна в свое время послужила натурой для образа Христа во младенчестве на фреске работы В.И.Васнецова в Киевском Владимирском Соборе. Тесть В.А.Сухомлинова российский ученый-историк, Герой Труда, основатель Херсонского историко-археологического музея Виктор Иванович Гошкевич (1860-1928»).


Росписи Собора проходили под руководством профессора Адриана Прахова более 10 лет. За это время художники сдружились, а дом Прахова стал своеобразным клубом, средоточием их общения.

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.

Нестеров и Врубель были влюблены в харизматичную, не отличавшуюся особенной красотой Эмилию Прахову. Михаил Врубель даже избразил ее в образе Мадонны в Кирилловской церкви.

Чрезмерное увлечение женой патрона стоило Врубелю участия в росписях Владимирского Собора. Его эскизы были отвергнуты. Васнецов же, как видим, ограничился прелестным детским портретом, изобразив дочь Прахова в образе Серафима.

Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.
Источник:
Radiant-kristal-livejour

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии