Глава 3 Церкви Украины Часть 6 Андреевская церковь

Спуск к Андреевской церкви в Киеве.
wp-s.ru

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ УКРАИНЫ  ЧАСТЬ 6   АНДРЕЕВСКАЯ  ЦЕРКОВЬ И ВЕСЬ КИЕВ

Для простоты изложения (повторенье - мать ученья) я повторю здесь уже однажды написанное в одной из предыдущих глав, где я уже упоминала об экскурсиях по этим местам.
 
  ".......... Люблю Украину. Может быть, потому что в Киеве прошла часть моего детства, а, может быть, за её красоту и колорит..."

Но вот сейчас мне придётся здесь написать о двух событиях, произошедших в Киеве в 1961-ом году. И сразу же нахлынули воспоминания, связанные с этим городом и Андреевской церковью...

18 апреля в Киеве состоялась демонстрация верующих против закрытия Андреевской церкви.

И мне сразу же вспомнилась эта Андреевская красавица. Где-то в 80-ых годах мне приходилось по работе неоднократно бывать в Киеве в составе комиссий по приёмке в эксплуатацию подсистем ОАСУ-ХИМ (отраслевая автоматизированная система управления химической промышленности).

И каждый раз, для комиссии, кроме заключительного обеда (банкета), устраивалась экскурсия по достопримечательным местам столицы Украины. Причём, в качестве экскурсовода часто выступал главный инженер КОКБА (Киевское ОКБА) - Игорь Степаненко. С этой ролью он справлялся в совершенстве. И в маленьком микроавтобусе возил нас по самым-самым достопримечательностям, в то время, как специализированные экскурсии по городу осуществлялись по определённой узкой тематике.

В обязательном порядке в программу входило посещение смотровой площадки, с которой открывался вид на Андреевский спуск и Подол. Андреевский спуск - это название улицы, связывающий Верхний город (старый Киев) и Нижний город (Подол).

Эта улица напоминает мне наш Старый Арбат, (такой, каким он был раньше).
Улица, на которой расположились художники, народные умельцы, и даже уличные артисты. Каждый экскурсовод обязательно говорил - "Поверните головы направо. Вон внизу, на той стороне улицы, в доме № 13 жил писатель Михаил Булгаков. Теперь там находится его музей. А теперь все дружно посмотрите вверх. Вы видите Андреевскую церковь, куда мы обязательно сегодня попадём. От Андреевской церкви идёт вниз живописный Андреевский спуск. Андреевская церковь стоит над Днепром на высоком холме, поэтому вид на неё открывается с любой точки града Киева.

Но мы попадём в эту жемчужину стиля украинского барокко, с Андреевского спуска, по чугунной лестнице, ведущей к церкви. Храм построен в виде креста и стоит на стилобате - двухэтажном фундаменте высотой 14 метров. В углах креста размещены декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль своеобразных контрфорсов. Здание окружает терраса, с которой открывается живописная панорама. Церковь достигает в длину 32 метра, в ширину - 20, в высоту от террасы до вершины креста - 50 метров. Впрочем, вы всё сейчас увидите сами...".

И мы дружно направлялись к чугунной лестнице.
И каждый раз с этими экскурсиями я бывала в Андреевской церкви.

С Андреевской церковью связана, пожалуй, самая древняя легенда о Киеве. Что в этой легенде соответствует исторической действительности, а что нет - точно сказать не могут даже историки, серьёзно занимающиеся изучением библейских текстов.

В повести временных лет летописца Нестора (12 век) упоминается следующее.

Двенадцать учеников Иисуса кинули жребий и разделили с его помощью между собой земли, в которые им предстояло отправиться с евангельскими проповедями, для обращения язычников в христианство.

Апостол Андрей начал свою деятельность с побережья Чёрного моря. Возвращаясь из Синопа через Корсунь, апостол Андрей узнал, что совсем недалеко отсюда находится устье Днепра.

Согласно легенде, на том месте, где в наши дни протекает Днепр, когда-то было море. Апостол Андрей на пути своём остановился на ночлег на живописных холмах. Поднявшись на холм, установил на нём крест, после чего воды морские отступили. Некоторая же их часть спряталась под Андреевской горой. Утром Апостол Андрей сказал своим ученикам, что место это благословенно самим Богом, и вырастет здесь когда-то великий прекрасный город со множеством церквей.

Начиная с 12 века, на указанном Андреем Первозванным месте, стали строить церкви, которые сменяли друг друга по мере их ветшания и разрушения. Последняя из них - Крестовоздвиженская церковь. Когда она сгорела при нападении татар, туда была перенесена Богоявленская церковь из Братского монастыря, получившая на новом месте название Андреевской, в честь Андрея Первозванного. Но и этот храм разрушился в 1724 году. На его месте был установлен крест.

Когда здесь строили первую церковь, будто бы обнаружили родник. Примечательно, что в Андреевской церкви нет колоколов. Считалось, что стоит только прозвучать удару колокола, как проснувшаяся вода затопит не только весь Киев, но и Левобережье, которое в то время ещё не было городом. Колокольный звон вызовет второй всемирный потоп.

В середине 18 века на Старокиевской горе, на холме, называемом Андреевской горкой, на месте, где стоял крест, по приказу Елизаветы Петровны начали строить каменную Андреевскую церковь.

Андреевскую церковь в Киеве называют последним шедевром - "лебединой песней" выдающегося архитектора Бартоломео Растрелли. Именно он разработал в 1748 году проект Андреевской церкви, а воплощал его идеи в жизнь известный московский архитектор Иван Мичурин, который вложил немало своих идей в проект Растрелли. Инициатива возведения на холме церкви наткнулась на нежелание местного духовенства убирать освещенный крест, и некоторое время ушло на урегулирование этого конфликта. Строительные работы велись с 1749 по 1754 годы, были задействованы специалисты из Киева, Москвы, Санк-Петербурга.

В проекте был предусмотрен фундамент на сваях, но И. Ф. Мичурин заменил их на столбовые. Причём, по причине сложных гидрогеологических условий местности (высокая вероятность осадки грунта, высокий уровень грунтовых вод), фундаменты пришлось делать разной глубины. Кроме того, Мичурин заменил деревянные конструкции купола на кирпичные, и выстроил деревянную лестницу вместо подъезда к церкви. В 1844 году эту деревянную лестницу сменили на чугунную.

Работами по оформлению внутреннего интерьера руководил сам Расстрелли, его руке принадлежит проект иконостаса и рисунок-шаблон в натуральную величину. Большую историческую и художественную ценность представляет живопись Андреевской церкви. Большинство росписей - это часть икон иконостаса, кафедры, купол (купольные картины написаны масляными красками на холсте), выполнены в Петербурге художником И. Вишняковым и его учениками. Также большой вклад в создание неповторимого облика этой церкви в Киеве внесли художники И. Романский, И. Чайковский, а также - А. Антропов.

Несмотря на то, что живопись Андреевской церкви, как и полагается, посвящена религиозным сюжетам, по манере исполнения она ближе к светской. В изображениях преобладают яркие краски, нарядные одеяния, пейзажи, натюрморты и множество бытовых деталей. Всё в комплекте: резьба, живопись, лепные украшения - создают легкую и жизнеутверждающую атмосферу, лишенную мрачного аскетизма.

После смерти Елизаветы Петровны (1763 год) императорский двор не поддержал её интерес к киевским храмам, и Андреевская церковь уже в течение нескольких первых лет с момента окончания строительства пришла в запущенное состояние. Освятили храм лишь в 1767 году. На протяжении своего существования Андреевская церковь использовалась по назначению очень мало.

Крайне неудачное место, постоянная угроза сдвигов почвы и обрушения здания не раз ставили её под угрозу. Потребность в очередной реставрации возникла в начале 20-го века, и её осуществляет архитектор Владимир Николаев, использовав чертежи Растрелли.

В период с 1917 по 1953 годы не раз проводились работы по укреплению холма и фундамента Андреевской церкви в Киеве, а также по реставрации и сохранению её интерьера.

Проводились регулярные работы по укреплению склонов холма: высаживались растения с глубокими ветвистыми корнями, применяли дренажные приспособления. Самые масштабные работы подобного рода были осуществлены в 1923 - 1926 годах, когда вокруг церкви было построено обводное дренажное кольцо. В 1949-1960 г. г. в церкви действовала Киевская духовная семинария и хранила мощи святой великомученицы Варвары.

Главной святыней Андреевской церкви является частица мощей Андрея Первозванного, привезённая из Италии. Хранится она в специальном ковчеге. Среди других реликвий этого киевского храма - Евангелие в драгоценном окладе, дарованное церкви императором Александром.

Можно предположить, что в 1961 году, после последних укрепительных работ 26-го года, спустя 35 лет, действительно возникла необходимость закрытия Андреевской церкви. Против закрытия церкви и была проведена демонстрация верующих.

В 1961 году Андреевскую церковь закрыли по причине аварийного состояния.
И только с 1968-го года Андреевская церковь была объявлена музеем, службы в ней прекратились.

В 1970-72 годах, склоны укрепили на глубину до 20 метров железобетонными сваями.

В 1970 году, когда Андреевская церковь входила в состав заповедника - "София Киевская", заповедник сделал запрос в Венский музей, и получил фотокопии чертежей Растрелли. Именно по этим чертежам архитекторы Киева восстановили первоначальные очертания купола. И он стал таким, каким его задумал Растрелли, и каким видела его я во время экскурсий.

На все ремонтные работы со временем утрачивают свою эффективность и сегодня случаи провалов грунта участились. В стенах и фундаментах появились сквозные трещины, которые увеличиваются в размерах. Немало этому способствует активное точечное строительство в районе Андреевского спуска и Подола, которое увеличивает нагрузку на склоны холма. Печально, что в 21-ом веке, когда технологии достигли небывалого развития, может бесследно исчезнуть редкий по красоте памятник истории, который сумели сберечь предыдущие поколения.

В 2008 году президент В. Ющенко передал Андреевскую церковь с баланса национального заповедника "София Киевская" - Украинской автокефальной православной церкви................................".

 
Ну, вот, пожалуй, рассказ об экскурсиях по историческим местам столицы Украины я уже перевыполнила.
ПРОЩАЯСЬ С Киевскими достопримечательностями, пожалуй, можно ещё немного повспоминать, например о Киевском Крещатике, который в свободное от работы время мы все исходили вдоль и поперек, и без сопровождающих знали все магазины и особенно - Бесарабский рынок.

Ну, а мне был знаком не только Крещатик, но и большая часть Киева времен 1945-47 годов, когда наша семья жила там. Наш дом был на улице Саксаганская, недалеко от вокзала.

Несмотря на то, что я много походила по улицам Киева и в 80-ые годы, всё-таки точную последовательность улиц и исторических зданий и мест мне не удастся воспроизвести, поэтому, я прибегаю к помощи ВИКИПЕДИИ.

Я перечислю здесь все достопримечательные улочки, памятники и – другие места…  «Пробежав» по ним глазами, у Вас на слуху, может быть, останутся некоторые названия… Это – всё Киев, прекрасная столица Украины…

Близко от улицы, на которой мы жили, находился бульвар Тараса Шевченко. Тогда там стоял памятник графу Александру Бобринскому, вдохновителю и организатору строительства железной дороги в Киеве. В 1954 году на этом месте установили памятник красному командиру Николаю Щорсу.

Свернув на бульвар Тараса Шевченко мы можем увидеть Софиевский собор.

По правую сторону расположился старый ботанический сад, в который мы - ребятишки любили бегать и там играть.

Свернув на улицу Владимирскую, можно увидеть такие достопримечательности Киева, как театр Оперы и балета, Театральную площадь, Золотые ворота - памятник фортификационного строительства 9 века.

На Михайловской площади находится памятник княгине Ольге, выдающейся правительнице периода Руси. Памятник был сооружен по проекту скульптора Ивана Кавалеридзе. В композиции четыре фигуры из белого мрамора: апостол Андрей Первозванный, Княгиня Ольга, просветители - Кирилл и Мефодий. Памятник был разрушен в 20-е годы 20 века и восстановлен лишь в 1996 году, учениками Ивана Кавалеридзе.

От Михайловского собора можно по улице Десятинной или Владимирской пройти до Андреевского спуска, о котором мы уже упоминали.

Свернём направо от Михайловского собора на улицу Михайловскую.

Михайловская - одна из улиц-лучей, которые ведут к Крещатику.

Когда-то давно, внизу была долина, крестообразно пересеченная оврагами. С начала 19 века там появляются первые дома, и эта улица получает название Хрещатой, практически сразу же получив статус главной улицы Киева. Позже улица стала называться Крещатиком - такое название она носит и сейчас.

Крещатик был практически полностью разрушен в период Великой Отечественной войны. Советские войска при отступлении заминировали центр Киева, и затем, когда Киев был захвачен немецко-фашистскими войсками, прогремели взрывы, которые продолжались в течение нескольких дней.

 Крещатик был восстановлен уже после Великой Отечественной Войны.

На Крещатике - 3 площади. Правая - Европейская в начале улицы. Вторая Бессарабская - в конце, и главная площадь - Майдан Незалежности, раскинувшийся по обе стороны Крещатика.
Справа можно увидеть здание гостиницы Козацкой, а также купола торгового центра Глобус. Перед куполами установлен оригинальный Памятник влюблённым фонарям. На этой же стороне высится арка, а на вершине её - архистратиг Михаил - небесный покровитель Киева.

По ту сторону Крещатика заметно выделяется здание гостиницы Украины, а также колонна Независимости.

Памятник был установлен в 2001 году. В это время мы уже на Украину не выезжали, поэтому воочию эту колонну мне лицезреть не пришлость.

Возведение колонны Независимости было приурочено к 10-летию Независимости Украины. Монумент был открыт 23 августа 2001 года президентами Путиным, Квасневским и Кучмой.
Колонна одета в белый итальянский мрамор, высота колонны 62 метра. На вершине в бронзе отлита фигура женщины-берегини, покровительницы Украины.

Майдан Незалежности раскинулся по обе стороны Крещатика. В погожие дни - это излюбленное место отдыха киевлян и гостей города. Здесь также часто проходят концерты, митинги, прочие массовые мероприятия.
Ну, а какие - прочие, знает теперь весь мир...

Если идти по Крещатику в сторону Европейской площади, мы увидим по левую сторону - здание Национальной филармонии и Украинского Дома (бывшего музея Ленина), в котором сейчас проводятся различные выставки, ярмарки, конференции и прочие мероприятия.


Справа расположилось здание гостиницы Днепр, построенное в 1966 году, а также Крещатый парк, в котором находятся Музей воды, Кукольный театр, а вблизи расположен стадион общества Динамо. Стадион рассчитан на 18 тысяч зрителей. Сейчас он носит имя Валерия Лобановского, на территории стадиона установлен памятник выдающемуся тренеру.

14 июня 1892 года с этой Европейской площади на Подол прошёл первый в России и второй в Европе трамвай. Прекратилось трамвайное движение по этому маршруту лишь в 1982 году. Свернув налево у здания филармонии, мы продолжаем прогулку по Киеву вдоль улицы Владимирский спуск.

Эта улица проходит вдоль Днепра. Всего через Днепр в районе Киева переброшено 7 мостов. Самый северный - Московский. Справа открывается панорама левого берега Днепра - третьей по величине (Волга, Дунай, Днепр) реки Европы. Длина Днепра составляет 2285 километров, а ширина в районе Киева - от 400 до 1500 метров.

Слева находится место, на котором более тысячи лет назад князь Владимир крестил киевлян. Памятник князю Владимиру был установлен на Владимирской горке в 1853 году. Дальше можно увидеть здание киевского порта и церковь Рождества Христова, а также фуникулёр - вид городского транспорта. Фуникулёр был открыт в мае 1905 года и работает до сих пор. Вагончики начинают движение строго одновременно, двигаются с одинаковой скоростью, встречаются у развилки в центре и там меняются местами, продолжая движение.

Дальше путь лежит через Почтовую площадь, на Подол. Справа остаётся Труханов остров - старейшее место отдыха киевлян. Подол - самая старая заселённая киевская территория. Судя по данным археологических раскопок, люди здесь жили задолго до возникновения города Киева.

Главная улица Подола - улица им. Сагайдачного. До начала 19 века Подол был полностью застроен невысокими деревянными усадьбами и очень часто горел. Последний страшный пожар был в 1811 году, его устроил ребёнок, играя с огнём. Пожар полыхал 3 суток и от Подола остались только дымящиеся головешки. Все, что мы видим вокруг - это Подол после Пожара, построенный по проекту человека, который никогда не был в Киеве - петербургского архитектора шотландского происхождения Вильяма Гесте. Из-под его карандаша вышли чертежи классических прямых улиц. Но и Подол 19 века для нас все равно памятник.

Главная площадь Подола - Контрактовая площадь. В скверике установлен памятник гетману Сагайдачному, за ним - арочная конструкция Гостиного двора, построенного в начале 19 века. Справа - греческий монастырь Святой Екатерины. 1000 лет тому назад Контрактовая площадь называлась Торжищем, а с конца 18 века - Контрактовой, потому, что сюда перевели контрактовые ярмарки. В советский период площадь называлась Красной.
 
Из заметных и интересных достопримечательностей, которые стоит осмотреть на Подоле можно назвать ещё памятник Григорию Сковороде, фонтан Самсон, церковь Богородицы Пирогощи, Флоровский действующий женский монастырь, Притиско-Никольская действующая церковь. Построенная в конце 17 века, церковь ни разу не разрушалась за всю свою историю.

Есть в этом районе и, так называемый, домик Петра I. На самом деле это дом киевского войта - магистрата, руководителя выборного органа самоуправления, сейчас - это должность мэра. Здесь в 1706 году у киевского войта останавливался царь Петра I, и с тех пор дом стали называть его именем.

От Европейской площади, оставив по левую сторону Крещатый парк можно проехать по Парковой дороге мимо Мариинского дворца, дальше по Печерскому району Киева. Когда-то на месте парковой дороги была сплошная гора. В 1911 году гору разрыли, проложили Парковую аллею и разбили Центральный Парк, который тремя террасами спускается к Днепру. Тянется парк 10 км - от Подола до моста Патона.

Слева внизу можно увидеть Аскольдову могилу. По легенде, здесь, на окраине Киева на берегу Днепра в 9 веке князь Игорь со своими дружинниками убили правителей Киева, князей Аскольда и Дира.

Если продолжить движение, придерживаясь правого ответвления дороги, том вскоре можно увидеть Купола Лавры и Родину-Мать - памятник, установленный в музее ВОВ. Монумент был открыт в 1981 году. Общая высота постамента и фигуры - 102 метра.
Желающие могут подняться на смотровую площадку, которая работает на самом верху памятника, и полюбоваться захватывающим видом на Киев.

Но это впереди, а пока, с левой стороны, под холмом, на котором расположился большой развлекательный центр, располагается памятник Леониду Быкову. Актёр здесь изображён в образе летчика-истребителя из кинофильма "В бой идут одни старики".
Миновав Парк Славы, сворачиваем влево, на улицу Ивана Мазепы. Слева можно увидеть памятник, установленный в память о жертвах голода, погибших в 30-е годы.

Если прогуляться по бульвару Леси Украинки, можно дойти до центра Киева, осмотреть Дом с химерами или Бессарабский крытый рынок.

О Бесарабском рынке, однажды написа следующий текст, я готова его повторять снова и снова…

И сейчас повторю его «в сотый раз»…

.....Бессарабский рынок мне запомнился особо. Он сравнительно небольшой - меньше нашего крытого Рижского рынка в Москве. Но очень уютный.
  Входя туда, я сразу же направлялась влево от входа, где был прилавок, на котором в ряд были выстроены банки с варенцом. Для желающих полакомится здесь, также, как и сейчас, стояли граненые стаканы с варенцом, на которых сверху лежала аппетитная запеченная пенка. Я не упускала возможность доставить себе такое удовольствие, как - полакомится варенцом.

Потом я покупала плетеную корзину, и, постелив вниз листы бумаги, начинала ходить по рядам, и прицениваться к лежащим на прилавке россыпям яркой ароматной клубники. Приходилось выбирать. Переспелая клубника до дома целой не доедет, и утрясенная тремером поезда, ещё и даст сок, который через прутья корзины пролезет, и оставит следы везде, где побывает корзина.

А, если взять недозрелую, она может оказаться невкусной. В общем, приходилось выбирать и пробовать, пробовать и - выбирать.
Можно было, правда, купить клубнику вместе с корзиной, в которую она уже была уложена. Но тоже был риск - в середину могли подложить и помятую.
Как бы то ни было, в конце концов, с рынка уходила я в день отъезда с корзиной в руках.

Можно было представить радость всех домашних, когда я возвращалась в Москву с Киевским тортом и ягодами, которые в Подмосковье ещё не созревали.

Я помню, как мне же по приезде домой, приходилось перебирать эту клубнику, очищать от хвостиков, и раскладывать сначала по принципу - крепкая и отдельно мятая, а потом отборную ягоду я делила на всех, и раскладывала в глубокие тарелки. И каждый ел "от пуза". Ну, а мне, как всегда, доставалась - мятая. Но зато она была самая сладкая...


Рецензии