Мотоэкипировка - быть или не быть, вот в чём вопро

 Мотоэкипировка - быть или не быть, вот в чём вопрос
 Начну, уже по традиции, со своей авторской фразы: "Главный экип - в голове, а именно: правильные навыки вождения, аналитическое, прогнозирующее мышление и чистая, без страха и сомнений психика!" ©. Однако, это совсем не означает, что если у вас, со всем вышеперечисленным, полный порядок, нужно ездить в майке, шортах и шлепанцах! В этом плане, есть очень точная фраза из древней Японской, самурайской культуры: "Даже если меч понадобится один раз в жизни, носить его нужно всегда". ТОЧНО ТАК ЖЕ и у нас с экипировкой, носить её нужно ВСЕГДА, как только мы садимся на мотоцикл, даже если предполагается, минимальной продолжительности поездка в 5-10 минут! Это вызвано целом рядом факторов:

; При любом, даже самом незначительном, казалось бы, ДТП на мотоцикле, можно получить очень существенные травмы, с длительным, дорогостоящим лечением и восстановлением (а это еще и простой в работе). А ведь, как известно, опытным мотоциклистам, любая, даже самая незначительная операция, обойдется дороже, весьма хорошего экипа, который мог бы нас защитить от этой травмы!

; Инфраструктура, дорожное покрытие, даже в крупных мегаполисах, увы оставляет желать лучшего! И если брать, к примеру, Новосибирск, сошедшая вместе со снегом разметка (которую потом дорисовывают пол лета), ямы и выбоины, как после бомбежки, колея и срезанный асфальт повсеместно, кучи пыли и песка, при наезде на которые, мотоцикл ведет себя непредсказуемо... Всё это отнюдь не добавляет уверенности и ПОЛНАЯ, КАЧЕСТВЕННАЯ МОТОЭКИПИРОВКА, становится просто жизненно важной необходимостью!

; Культура вождения в РФ. Данный аспект освещал уже в предыдущей своей статье ("Принцип разумного самоограничения или какая кубатура мотоцикла вам нужна" - 4-й абзац снизу)

; Низкий уровень базовой подготовки байкеров, в первую очередь, из-за откровенно слабых регламентов получения категории А! Последующей САМОУВЕРЕННОСТИ, что раз я получил права "играюче", значит могу водить байк по городу, даже большой кубатуры! Однако реальные навыки езды в городе, к сожалению, ОКОЛОНУЛЕВЫЕ! Так как "площадка" научила лишь маневрам на сверхнизких и низких скоростях, торможению с этих же скоростей, разворотам в ограниченном пространстве и немного, чувствованию габаритов учебного байка! Здесь тоже - экип = жизнь и здоровье.

; Выбор старых байков без ABS или же более свежих, но, не оснащенных этой, во многих случаях, СПАСИТЕЛЬНОЙ системой (о чем, у меня на канале, есть отдельная статья), однозначно снижающей риск и количество ДТП с участием мотоциклистов! А ведь одна из самых частых ошибок начинающего байкера в первые 2 сезона - это пережать передний тормоз и упасть на бок, с заблокированным передним колесом! И это, ОТНЮДЬ не призыв, не пользоваться передним тормозом, упаси Бог! Передний тормоз - "наше все", именно он обеспечивает, в большей степени (чем задний), тормозное усилие и динамику. А как правильно тормозить на мото с ABS и без него, можно научиться на моих авторских курсах в мотошколе Neo Moto School (г. Новосибирск), на личных занятиях, либо же, на курсе по торможению, который проводиться периодически в течении мотосезона.

; Состояние мототехники, особенно моторезины. Часто наблюдаю весьма плачевное состояние данного "узла" мотоцикла. Старые, потрескавшиеся шины, не обеспечивают даже 50% от своих изначальных сцепных свойств. И это уж точно, не тот компонент мотоцикла, на котором стоит экономить! Помните, колес у нас ВСЕГО 2, даже не 4 ; Мотоэкип - необходим как воздух!

 Понимание, зачем нам экип, полагаю, выработали! А теперь давайте разберемся в его типах и компонентах, а также поймем, какая экипировка лучше всего подходит для города. Пойдем сверху вниз:

;; Мотошлем. Крайне важный элемент экипировки. Должен быть закрытого типа (интеграл), без откидывающихся частей (часто шлема типа модуляр, открываются, в самый неподходящий момент, как раз во время ДТП), т.е. подвижная часть - только визор (ну и заглушки воздухозаборников + встроенные солнцезащитные очки, если они есть)! Шлем должен плотно сидеть (быть по размеру) и сначала может слегка или  средне сдавливать щеки. Это норма! Со временем шлем разносится и материал примет более анатомическую форму. Но, ни в коем случае, шлем не должен давить в висках! Если же это давление в области висков есть, при первой примерке, берем шлем, как минимум на размер больше. При тесте - аккуратном, но достаточно интенсивном повороте головы из стороны в сторону, с одетым мотошлемом, он должен следовать за нашей головой (плотно фиксируясь на ней), а не болтаться отдельно. Если болтается "сам по себе", примеряем размером поменьше! Только сертифицированные мотошлема, никаких "ноу-нейм" брендов и копий с Алиэкспресс! Такие шлема лопаются даже от незначительных ударов, не обеспечивая даже минимальной защиты! Как критерий можно поставить, достаточно объективные тесты шлемов по sharp (sharp.dft.gov.uk). Выставляем 4-5 звезд и выбираем из предложенных.

;; Защитный мотоворотник. Обеспечивает дополнительную защиту от травм шеи. Крепиться, как правило, к моточерепахе. Как дополнение - можно использовать. Никакую часть экипа, излишней назвать не могу!

;; Моточерепаха. Её предназначение - гасить удар, рассеивая его энергию по специальным пластинам из ударопрочного, либо же твердеющего при ударе материала (D3O и аналоги). В городе, во время ДТП с участием мотоциклиста, в большинстве случаев, происходит удар о какое-либо "препятствие": ТС, пешеход, поребрик, забор и прочие элементы дорожной инфраструктуры. И здесь, как нельзя кстати, раскрывается СУТЬ моточерепахи - помочь погасить удар при таком столкновении. Ездить без неё в городе - просто нельзя! Конечно, данная рекомендация относиться к тем, кто выступает "за безопасность и долголетие" мотоциклиста и заботиться о себе!

;; Мотокуртка. Имеет, казалось бы, схожие, но вместе с тем ИНЫЕ задачи, нежели моточерепаха. Задача мотокуртки, в первую очередь погасить трение при скольжении, которое возникает после падения с мотоцикла или же вместе с ним, стирая собственную (обязательно сертифицированную!) ткань, либо же кожу (если куртка кожаная), а не кожный покров самого райдера! Как ни странно, задача погасить удар, уже второстепенная функция мотокурток, ведь перед производителями становится просто "невыполнимая задача". Сделать очень прочную (для противодействия трению и высокой температуры от него), в то же время проветриваемую, для езды в жару летом, да еще, по возможности (и тут производители идут на компромиссы, а в сфере безопасности, где речь идет о жизни и здоровье, компромиссов НЕ БЫВАЕТ!) гасить ударную нагрузку. При этом выдержать привлекательный стиль, чтобы эту мотокуртку, собственно, купили! Чувствуете? Говорим сейчас о несколько полярных вещах и о попытке совместить несовместимое! Именно поэтому, внимательно относящийся к своей безопасности райдер, покупает сначала качественную моточерепаху, затем уже, примеряет на неё мотокуртку (чтобы правильно подобрать её размер, ведь он увеличится на 1-3, размерных "шага" - это как минимум) и собственно, убирает в дальний угол все защитные (в 70%+ скудные, недостаточные и, увы, не находящиеся, точь-в-точь, там, где надо) вставки, так как, развитая и главное ПРОФИЛЬНАЯ система гашения ударов, уже одета у него под куртку. Одевать моточерепаху и на неё еще куртку с НЕ СНЯТЫМИ защитными вставками не нужно! Это тот случай, когда перестраховка будет излишней и может лишь навредить.

; Мотокомбинезон - трековый вариант, где 90%+ случаев ДТП заканчивается падением со скольжением и лишь 10% столкновением с другими мотоциклами, или же защитными бортами. Основная задача - погасить возникшее трение, поэтому изготавливаются из толстой кожи, чтобы максимальный долго держать "путь скольжения" без вреда для гонщика, с высоких скоростей, которые развиваются на треке. Есть объемные слайдеры на коленях, менее обширные на локтях и плечах. Но не путайте их, со вставками в моточерепахе, их цель НЕ ГАСИТЬ удар и от него они защищают лишь косвенно, в разы хуже, чем специально предназначенные для этого вставки! Но и ДТП со столкновением, на треке, возникает в разы реже, чем в городе. Т.е. комбинезон, это некая противоположность, варианту черепаха+мотокрутка, с уклоном в мотоспорт и езду на специально отведенных для этого треках. К слову, ближайший к Новосибирску трек расположен примерно в 230 км езды по трассе, в сторону Кемерово. Так что знайте, видя мотоциклиста в трековом комбинезоне в черте города - это не больше, чем "дань моде", внешнему виду и попытка показаться гонщиком из MotoGP или кем-то вроде этого... Даже с пристегнутой внутрь комбинезона, отдельной защитой спины. Как я уже говорил выше, грудь, логти, колени и плечи, остаются при этом, слабо защищенными. Выбор за вами! ;

;; Мотоперчатки. Для города, оптимальны, примерно такие, как используют гонщики MotoGP: длинные (хоть как-то дополнительно поддерживают связки руки), из толстой кожи (здесь текстильные я бы брать не советовал!), с твердыми вставками на костяшках и желательно на фалангах пальцев. Не лишними будут дополнительные вставки, гасящие трение, на ладонях и ближе к запястью, вспомогательные, износостойкие вставки в области ладони, где происходит контакт с ручками руля (грипсами), а также, стяжка, позволяющая подстроить размер и хотя бы минимальные воздушные каналы в виде 0,5 мм отверстий, на тыльной стороне руки. В профессиональных вариантах, мизинец часто пришит к безымянному пальцу, что является абсолютной нормой и дополнительной защитой, как раз-таки, мизинца. Почему не рекомендую текстильный вариант - слишком часто байкеры, по встроенным в нас внутренним рефлексам, при падении, выставляют руки (ладони) вперед, как бы в попытке защитить, другие, более важные части тела. А толстая кожа, дольше способна держать трение и не рваться, - именно поэтому, будет лучшим вариантом! При том, что не могу называть такие перчатки супер-жаркими, опять же, должна присутствовать хотя бы точечная вентиляция.

;; Защита поясницы. Как и защитный воротник, является ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ элементом мотоэкипировки, но не излишним! Одевается, совместно с моточерепахой, при условии, что это будет комфортно вам анатомически, во время примерки, при имитации сидячего положения, а лучше примерке, прямо на мотоцикле. Будет особенно хорошим дополнением, если элемент защиты спины черепахи не закрывает низ спины и зону копчика.

;; Мотоштаны. Изготавливаются из прочного, как и мотокуртка, стойкого к истиранию, сертифицированного материала, с целью погасить то самое трение. Есть варианты мотоштанов (и мотокурток) из кожи, которые, казалось бы, имеют больший потенциал, по гашению трения, но в летние, жаркие месяцы, будут крайне неудобными из-за отсутствия, развитой вентиляции. Поэтому, лично мой выбор, качественные штаны из спец. ткани. Опять же бывают с защитными вставками в области коленей, но как правило, по аналогии с куртками, недостаточными (по площади) и расположенными не всегда идеально под конкретного райдера. На помощь приходят ;;

;; Наколенники. Полноценные, как можно с более жесткой конструкцией (в идеале шарнирной, но цены на качественные, шарнирные наколенники стартуют от 30+ тыс. руб.), без зазоров между частями, при сгибании колена в "рабочее положение", максимально глубоко охватывающие коленную чашечку и плотно фиксирующиеся на ноге. Опять же, сертифицированные, брендовые. Меряются сначала отдельно, с визуальным осмотром, потом уже под мотоштаны и проверкой, "по ощущениям". Потом, можно провести простейший тест наколенников, одев их и ударяя кулаком в разные зоны, сначала аккуратно, постепенно увеличивая силу удара. Если где-то ощущается сильная или резка боль, при ударе, всего лишь кулаком, лучше отказаться от таких наколенников! По объему и длине, закрывают коленную чашечку, максимально глубоко, продолжаются на 5-10 см выше колена, нижняя часть доходит до мотобот или слегка заходит в них.

;; Мотоботы. Только ВЫСОКИЕ, желательно ШАРНИРНЫЕ (опять же, качественные шарнирные мотоботы, начинаются примерно от 25 тыс. руб. и выше). Ни в коем случае, не останавливайте свой выбор, на модных сейчас, мотокроссовках и коротеньких ботинках, только полноценные, высокие! Максимальную степень защиты обеспечивают ЭНДУРО-САПОГИ с 3-4 стяжками, но ходить в них крайне неудобно. Поэтому, если передвигаться пешком в них, все-таки планируете, остановите свой выбор на спортивных или же туринг-ботинках МАКСИМАЛЬНО похожих визуально на эндуро-боты. Хорошие, качественные шарниры в мотоботах обеспечивают защиту стопы от противоестественного скручивания, от которого возникает надрыв связок ноги. Подобные повреждения очень часто возникает при любом ДТП на мотоцикле. Связки заживают от полугода и дольше+деньги на лечение+простой в делах, полагаю математика здесь крайне проста! Если все-таки, остановили свой выбор, на бесшарнирный варианте, выбирайте мотоботы с максимально жесткой и менее подвижно колодкой. В стопе человека содержится очень большое кол-во мелких и весьма хрупких костей и их нужно защитить соответствующим образом. Но главный риск, как уже писал выше - связки, поэтому НИКАКИХ мотокед, мотокроссовок, коротких ботинок (если между ботинком и наколенником остается внушительное расстояние, хотя бы 5-6 см, либо мотоботы коротки, либо наколенники недостаточны по своей длине).

 В идеально подобранной и максимально БЕЗОПАСНОЙ экипировке - вы будете выглядеть как средневековый рыцарь в доспехах и да, она безусловно будет ограничивать вашу подвижность. Но и защита у такого экипа будет на несколько порядков выше, чем у компромиссных вариантов, в которых, относительно удобно двигаться. Помните, очень удобно, значит, по безопасности, производитель, где-то пошел на компромисс... А готовы ли вы к этому компромиссу?!
По подбору мотоэкипировки, АБСОЛЮТНО СКЕПТИЧЕСКИ, относимся к словам и предложениям продавцов в магазинах, маркетологов с их безусловно хорошими "для своих целей" советами и откровенной рекламой, которые идут вразрез с ПРОВЕРЕННОЙ информацией и рекомендациями, представленными в данной статье! Наша ключевая задача - БЕЗОПАСНОСТЬ вождения, ключевая задача бизнеса и продавцов - ПРИБЫЛЬ, помним об этом!

 По брендам, можно приглядеться к таким, как Leatt, Alpinstars, Berik, Shoei, Shark, Dainese, AGV, Arai, Airoh, HJC, Rukka, Zandona, Rev'it и другим, сертифицированным для использования в качестве мотоэкипировки.
Сомневаетесь, какой именно экип купить (конкретные модели), что покупать в-первую очередь, что во-вторую, а с чем можно ещё хоть сколько-то повременить - эти и другие вопросы вы можете задать мне лично, на курсах по городскому, безопасному, контраварийному управления байком!

 Так же, помните, что весь экип, какой бы он не был качественный, работает эффективно до скорости примерно в 50-60 км/ч. На более высоких скоростях, увы, если происходит удар о препятствие (которых в городе предостаточно), экипировка конечно рассеивает удар, но СИЛА УДАРА, порой, слишком критическая, чтобы остаться невредимым. И снижение эффективности мотоэкипировки из-за возрастающей силы удара (и неспособности рассеивать его энергию) напрямую связана с УВЕЛИЧЕНИЕМ СКОРОСТИ движения и такой "рост", увы происходит, по экспоненте! Конечно есть передовые разработки, с системами подушек безопасности, но пока настолько нераспространенных в России, часто одноразового применения и весьма дорогостоящих (50 тыс.+ за элемент), что говорить об этом, как некой норме, на момент написания статьи, не приходится! Однако это не значит, что именно вы, не сможете стать первопроходцем, повысив свою безопасность, использованием подобных, новейших разработок в области ЗАЩИТНОЙ мотоэкипировки! Отрасль защиты мотоциклистов не стоит на месте, что не может не радовать и сделала весьма ощутимый рывок, по сравнению с предыдущим столетием!

 Будьте внимательными, прокачивайте свой скилл езды, тренируйтесь под руководством профессионалов своего дела, держите такую скорость, с которой позволяют справиться ваши навыки, всегда одевайте полную защитную мотоэкипировку, ведь "береженого Бог бережет!" Всем прогнозируемой удачи на дорогах! ;


Рецензии