Илья Петрушевский о цахурах Джаро-Белоканской обла
Илья Павлович Петрушевский (1898–1977) — советский историк-востоковед, заслуженный деятель науки АзССР, автор труда «Джаро-Белаканские вольные общества в первой трети XIX столетия. Внутренний строй и борьба с российским колониальным наступлением» (Тифлис, 1934 г.).
В данной работе И.П. Петрушевский оставил немало сведений об этнических цахурах, об ареале их обитания и некоторые другие важные сведения касающиеся общей истории Дагестана. Особую ценность работа И. Петрушевского представляет ещё и по тому, так как опровергает некоторые исторические мифа в отношении в частности цахурцев, лезгин и аварцев, которые широко распространились в последние десятилетия в дагестанской историографии.
«Цахуров принято было считать выходцами из Дагестана. Великодержавные русские историки XIX в. (Линевич, Эсадзе и др.) называли их, как и всех дагестанцев, «лезгинами» и считали пришельцами-завоевателями, захватившими эту часть территории Кахетинского царства в XVII в. Эта в такой же мере наверно, как и легенды о «хищническом вторжении» в Кахетию аваров. Как и авары, цахуры жили и до XVII в. в нагорных частях восточной Кахетии более или менее значительными родовыми общинами, обязанными военной службой мастным грузинским моуравам. От царевича Вахушти мы узнаем, что уже в XVI в. цахурских поселений здесь было много. Нет никаких данных для утверждения о переселении или вторжении цахуров значительной массой в какой-либо один период. Падание власти грузинских феодалов в данном районе не было связано на с «хищническим вторжением» цахуров, а с укреплением в восточном Закавказьи власти Персии, в связи с этим, со сменою состава части феодальной верхушки здесь.
Цахуры заселяли сплошь оба склона Главного Кавказскаго хребта и северную, и среднюю (пористую) часть территории султанства. Они составляли четыре вольных общества (джамаата)—Цахурское (на сев. склоне Главного хребта), Сувагильское, Карадулакское и Илисуйское (всего 26 селений). Общества состояли из тухумов, с социально-правовым укладом, аналогичным всем дагестанским тухумам. В отличие от джаро-белоканских вольных обществ, цахурские общества не владели кешкельными крестьянами и имели право групповой сеньории по отношению к мугальским и ингилойским селениям. Не суждено им было играть и сколько-нибудь значительной политической роли и даже сохранить независимость: они сами оказались в положении вассалов султана Илисуйского. По вопросу об образовании Илисуйского султанства существуют различные предположения. Цахурское предание считало Илисуйских султанов потомками беков Цахура (на сев. стороне Главного хребта). В сел. Цахур, действительно, уже с половины XVII в. были беки, может быть, выделившиеся из рядов тухумной знати. Они пользовались феодальными правами и над некоторыми грузинскими селениями, по-видимому, в виде бенефиця за службу кахетинским царям. В 1562 г. персидский шах Тахмасп I закрепил за Ади-Куркулу-беком цахурским феодальные права над селениями Кахского моуравства Бабало, Шотавар и Кураган на правах иммунитета (речь идет не о Кахетии, а о сёлах Ках). В 1592 г. тот же Ади-Куркулу-бек получил уже от турецкого султана, завладевшего тем временем Закавказьем, фирман на пожалование ему селений Ках и Мешебаш. В сел. Ках существовало предание, что в начале XVII в. Цахур был подчинен хицскому (в Дагестане) беку Али, потомками и преемниками которого будто бы являлись султаны Илисуйские. По цахурскому же преданию, жители Цахура, выведенные из терпения притеснениями беков и их стремлением уничтожить джамаатную организацию, в начале XVII в. составили заговор и вырезали все семейство бека; спаслась только одна беременная женщина, бежавшая в Илису. От её сына будто бы и вели начало султаны Илису. По третьей версии, основанной на сообщении царевича Вахушти, султаны были потомками (или, во всяком случае, наследниками) грузинского моурава Элисенского Вахахишвили, признавшего себя вассалом Персии и принявшего ислам».
Касаясь вопроса ошибочного обобщения этнонима лезгин применительно ко всем народам Дагестана того периода, И. Петрушевский справедливо замечает, что «русско-грузинская феодальная традиция изображала дагестанских горцев (всех их без разбора, в том числе» и аваров, и цахуров, историки-великодержавники упорно именовали «лезгинами») «разбойниками», «коварными хищниками», чуть ли не исключительным занятием которых были набеги на культурные области Закавказья».
Что, до т. н. «Джаро-Белаканских лезгин», то И. Петрушевский под ними понимает современных аварцев и цахур, тем самым опровергая современный исторический миф о том, что под «джаро-белоканскими лезгинами» подразумевали предков современных аварцев.
«Российская экспансия в области «горских народов» (в том числе и «джаро-белоканских лезгин», т. е. аваров и цахуров) изображалась, как акт защиты культуры от варварства».
Автор: ‘Али Албанви
Литература
1. Петрушевский И.П. Джаро-Белаканские вольные общества. В первой трети XIX столетия. Внутренний строй и борьба с российским колониальным наступлением // Труды научно-исследовательского института кавказоведения. Тифлис. Т. I. 1934. С. 2; 10; 14; 62–64. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/gk3Lb, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.04.2023). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №223041501703