Сказка про то, как Хашмаил обидел Время

В маленьком высокогорном ауле Эль Тюбю жил хороший и крепкий ремесленник Хашмаил. За что бы он не брался, всё у него получалось красиво и на века. Основной его работой было изготовление кожаных сёдел, сбруй, уздечек для лошадей. Шорником он был знатным на всю округу. Горцы уважали его за мастерство.

Заказывать конскую амуницию к нему приезжали не только жители родного ущелья, но и соседних. Работа была кропотливая, трудоёмкая, требующая умение шить кожу, красить, инкрустировать сбрую серебром, золотом. Горские князья и уздени (дворяне) очень любили устраивать скачки на лошадях. Там они не только демонстрировали своих лошадей и джигитскую ловкость, но и хвастали красивой лошадиной упряжью и седлами. 

Потому у Хашмаила всегда было много работы и мало времени. Он рано вставал и поздно ложился. Жена как могла старалась помочь мужу. Она вкусно готовила, угождала во всем и хлопоты о детях полностью взвалила на свои плечи. Хашмаил утром вкусно позавтракал бишляк-бишкенем (картофельное пюре сваренное с тёртым сыром) и пошёл в мастерскую. Ему надо было к очередным скачкам закончить седло для молодого князя Ахмата. Молодой шестнадцатилетний юноша унаследовал княжеское достоинство после внезапной смерти отца. Чтобы появится среди равных на скачках, Ахмат захотел новое седло, с золочением и другими украшениями.

Шорник спешил, чтобы не подвести молодого знатного заказчика. Ахмат зашёл к обеду в мастерскую, чтобы убедиться в надлежащем исполнении работы.
-Да будет твой день ясным! – князь приветствовал мастера.
-Заходи Ахмат, заходи! И твой день пусть тоже будет светлым и удачным. Решил посмотреть, каким будет твоё первое седло? – ответил шорник.
-Ты прав Хашмаил. Натерпеться получить седло и надеть его на моего прекрасного Кёккеза. – сказал князь.
- Не сомневайся Ахмат, твоему седлу будут завидовать другие князья и уздени. По моему ощущению изделие получается очень удачным. Было бы у меня чуть больше времени, твоему бы седлу равных не нашлось бы во всём белом свете. К сожалению времени в обрез, до скачек нужно смастерить ещё два седла и одну уздечку. – печалился Хашмаил.

- Ну хорошо, хорошо мастер, не стану тебя отвлекать от дел. Вижу, что дело идёт.  Когда зайти за седлом? – спросил юноша.
-Да, через два дня сможешь забрать. Приводи коня, и мы здесь наденем седло. – сказал мастер.

Гость ушёл, а Хашмаил посмотрел ему вслед и подумал: «Вот же жизнь какая разная для каждого. Он родился сыном князя и самая его большая забота участие на ближайших скачках. Никуда не торопиться, а в свои 16 лет даже железный пробойник для кожи в руках не держал. А мне же вечно не хватает времени, времени… Хоть бы оно остановилось, это глупое время и у меня бы появилось больше возможностей».

Вдруг из-за калитки послышался чей-то голос: «Хозяин, отвори дверь».
Жена быстро пошла и открыла двери, хотя они и так не были запертыми. На пороге стоял пожилой человек, с очень длинной бородой. Не местный конечно же. На грека был похож, которые приходили в балкарские горы и рассказывали про Иисуса Христа и учили греческой грамоте учеников.
 
-Заходи путник, гостем будешь. – пригласила аксакала женщина.
-Спасибо тебе добрая женщина. Мне-бы хотелось увидеть твоего мужа. – сказал старец.
-Пройди уважаемый в его мастерскую. Он там работает. – ответила жена Хашмаила и указала на мастерскую.

Старец неспеша пошёл в мастерскую. Женщина подумала: «Зачем старику седло? Неужели собрался ездить верхом? Хотя может внуку в подарок хочет заказать».
Человек вошёл в мастерскую и молча встал на пороге ожидая внимание хозяина. Через пару секунд Хашмаил обратил на него взор. Увидев старшего по возрасту человека, шорник встал и сказал: «Да будет светлым твой день седобородый! Входи, присядь с дороги. Чем я могу быть тебе полезным уважаемый».

-Мастер, я пришёл к тебе с вопросом. Ты давеча очень ругался на время. Говорил, что оно такое глупое и его всегда тебе не хватает. – молвил старец и присел на скамейку возле двери.
-Ну да, а ты откуда это слышал. Здесь тебя не было, когда я об этом сожалел. – сказал со смехом Хашмаил.
-Дело в том, что я и есть Время. Обидел ты меня мастер, глупым назвал. А мне миллионы лет. Чем-же я, так провинился перед тобою? – спросил странник.
-Как Время? Я не знал, что Время живое и вот так может прийти ко мне, к обычному человеку. – сказал очень удивленный шорник.
-Все планеты, все живые существа живут во мне, во Времени. Живут и умирают. Я их разрушаю. Как же тогда я, Время, могу быт не живым? Время, это самое живое и вечное. Вот ты мастер, делаешь свою работу, кузнец свою, муравей свою, а я свою. – объяснил старец.
-Так почему же мне, простому шорнику, всегда не достает времени? Можешь объяснить?  – спросил Хашмаил.
-От жадности твоей мастер. Ты хватаешь все заказы и вечно спешишь их выполнить. Если же я тебе дам времени столько, сколько ты просишь, тогда его не хватит другим. Я распределяю всем времени столько, сколько им положено. И я не виноват, что ты мастер хочешь в отпущенное тебе время втиснуть столько дел, сколько в отпущенное тебе время не сможет поместиться. – объяснил аксакал.
-Разве нет какого-нибудь выхода? – не унимался шорник.
-Конечно же есть лазейка. Бог оставил её. Многие люди в своих молитвах просят Бога добавить годы жизни. Приносят ради этого в жертву животных, раздают лакомства, деньги. И бывает так, что Богу некуда деваться и Он говорит мне: «добавить жизнь некоторым, кто сильно молился и просил дополнительное время». Но никто из тех людей не подумал, откуда это время убавиться, чтобы им прибавилось. Если ты так хочешь добавлю тебе время жизни. Могу взять часть времени у твоих детей, или жены, выбирай…

Хашмаил потупив взгляд опустил голову. Такого поворота он никак не ожидал. Тут подоспела жена мастера с кружкой айрана, который она протянула путнику.


Рецензии