13 гранатов с ветки упали
В этот день много-много лет назад ушёл из жизни мой дед.
Вот так случилось, что был у меня и дед, и дедушка. В моем тогдашнем, детском понимании – один был старший, а значит дед. А тот, что помладше – дедушка.
Хотя, оба они были настоящие дедушки – добрые и любимые.
Старший был немногословным, с виду очень строгим, но на деле - добрым и тёплым. Внешне высокий, худой, с острыми скулами и залихватски закрученными белыми усами.
Помню, как он появлялся в начале улицы, а мы с братом, едва завидев его, мчались наперегонки к нему навстречу. Оставив свои игры в кругу дворовых друзей, мы радостно бросались к деду, который принимал нас с распахнутыми руками. А потом, крепко целуя, непременно колол своими видными усами.
Он никогда не приходил с пустыми руками, а всегда был с неизменной авоськой «с дырками», через которые были видны такие же неизменные гостинцы: три коробки воздушной кукурузы, три кулька с семечками и громадные ярко-красные гранаты. Всем троим (мне с братом и старшей сестре) – поровну.
Настоящее богатство!
Помню, я часто спрашивала его: Где растут гранаты, и видел ли он как их снимают с ветки?
На этот вопрос дед только улыбался, и гладил меня по голове.
Конечно, как он мог объяснить дотошной внучке, что никаких веток не было, а покупал он их на базаре, куда всегда отправлялся перед поездкой к нам.
Мы приводили деда в дом, где он всегда с удовольствием ел то, что готовила мама и потом долго пил чай, беседуя с ней. Он любил свою невестку, нашу маму, которая всегда внимательно слушала его и нежно называла папой.
В тот день, такой же весенний, яркий, солнечный он пришёл к нам после обеда. Недолго посидев с мамой, предложил починить ремешки на моих сандалиях. А когда закончил работу - заторопился домой.
Приехавший с работы папа предложил деду остаться на ужин, но он не остался. Всех нас обнял и ушёл. А через часа три позвонил дядя и сказал, что деду плохо. Сердце.
Так день 13 Апреля стал днём памяти Деда. Скромного, немногословного, но очень доброго и родного человека. Он рано остался вдовцам, и будучи вполне завидным женихом, как теперь я понимаю – ни с кем свою жизнь больше не разделил.
Иногда, они встречались у нас дома с дедушкой. Дед был отцом папы, дедушка – отцом мамы. И несмотря на то, что дед был не намного старше дедушки, относился к нему с особым уважением и очень любил слушать его рассказы. Младший дедушка был учёный, и дед всегда поднимал палец вверх, показывая нам «какой у нас умный дедушка», и что мы обязательно должны хорошо учиться и стать такими же, как он.
Хорошо помню тот далекий апрельский день. Как будто это было вчера.
Приход Деда, чаепитие, папу, который провожал деда, и кто же знал, что в таком прекрасном месяце, с чарующими ароматами цветущей вишни и яблонь – уйдёт в начале дед, а через десять лет и мой папа.
Но я все равно люблю все числа – и даже 13 число. Ведь в сумме это четыре.
А ведь как много есть в мире важного с этим числом. И четыре времени года.
И четыре стороны света – иди куда хочешь. С кем хочешь.
Четыре периода жизни длиною в четверть – проживи их все, так столько ещё можно успеть! Сто лет – это не всегда одиночество. Это много-много воспоминаний, правда не всем отпущено столько.
Вот и моему деду дано было далеко не столько. Всего то шестьдесят…
Но и этих, отпущенных, оказалось достаточно для того, чтобы было кому вспомнить и о нем, и о его гостинцах, и о том, что как это здорово, когда у тебя есть или были – дед и дедушка…
А ещё - гранаты, пусть даже не с ветки. Но упавшие, как потом стало ясно -навсегда, в тринадцатый день апреля…
Свидетельство о публикации №223041500174