Дневник юного покорителя Эвереста. Продолжение. 10

10 день (10 апреля) Переход  Дингбоче — Лобуче.
       Утром, как обычно — зарядка и завтрак. Потом отправились в Лобуче. Шли четыре часа.
        Здесь почти нет никакой растительности. Яки пасутся на огороженых заборами из камней участках земли, где растет трава. А то их потом не найдешь. Яки бывают черного и белого цвета.На скалах сушат ячьи «лепешки» и потом топят ими печки. При встрече с яком на тропе нужно успеть вовремя отойти в сторону, а то толкнут. Яки везут канистры с бензином, баллоны с газом, мешки с сахаром и мукой. Много  всяких пастухов, которые выгуливают здесь своих ослов, коров, яков и джупи (у русских туристов просто «жопы»). Рассказывают, что джупи — это гибрид коров, которые не поднимаются выше 3000 метров, и яков, которые не спускаются ниже 5000. Как их вывели — вообще загадка. И вот когда эти волосатые «жопы» с рогами идут тебе навстречу, приходится впечатываться в гору, вжимая в себя все, что только можно вжать, и изображать наскальный барельеф, пока они не пройдут мимо.
      Надо идти с  такой скоростью, чтобы без остановки идти минут сорок.
          Самое интересное, что при встрече с людьми самых разных национальностей у всех радостные лица, и все стараются уступить дорогу друг другу. И, конечно, отходить нужно в сторону скалы, а не в пропасть.
      Где-то на высоте 4800, недалеко от поселка Дугла, добрались до мемориального камня русским альпинистам. В прошлом году два священника из Троице-Сергиевой лавры вместе с альпинистами прикрепили на нем крест и золотыми буквами написали: «Погибшим альпинистам». Таких памятников здесь было около сотни на разных языках с надписями и без, просто сложенная горкой куча камней вместо надгробия погибшим товарищам.
         За тридцать с хвостиком лет после первого покорения нашими соотечественниками Эвереста 4 мая 1981 года на его склонах погибло более 50 человек. Некоторые из них, незахороненные, лежат на склонах горы до сих пор.
          Мы с отцом и гидом поселились в гостинице. А шерпы с яками где - то у своих местных.Мы - то останавливаемся в самых дорогих, а они  не хотят много платить за ночлег.
         Лобуче (5018 метров над уровнем моря) — это маленькое селение, состоящее только из гостиниц с ресторанчиками. Здесь  уже ничего не растет, кроме мха на камнях, и везде очень много мусора. Ходим в куртках и шапках. Видели куропаток. Они откуда - то неожиданно появляются!
        Лобуче — это не настоящая деревня. Здесь лишь обслуживают туристов, идущих на Эверест или треккеров. А постоянно никто не проживает, слишком холодно и неуютно, чтобы проживать постоянно.
     Ночевали вместе с нашими, альпинистами - любителями из Екатеринбурга. Они оказались треккерами.
— Пошли лучше с нами, будем наше восхождение отмечать.
— А вы что, уже на вершину забраться успели? — удивились мы.
— Не, мы что, «горем убитые» ?Мы до Базового!
        Да уж, в сезон (апрель - март - мая и август - октябрь) здесь собирается около двухсот и более таких, как мы, «горем убитых» со всего мира, которые готовятся здесь покорить самую высокую точку Земли. В этом году из-за большого наплыва альпинистов правительство Непала пригрозило даже ограничить поток туристов, чтобы на подъеме к Эвересту не было — вдумайтесь только! — заторов.А ведь когда - то там не ступала нога человека.
      Я посидели с ними, слушая их рассказы, потом пошел спать. Отец еще задержался, поддержал компанию довольных треккеров.
     И опять анекдот:
Альпинист спрашивает местного жителя:
— Как побыстрее попасть на эту гору?
Тот, подумав, отвечает:
— Могу выпустить своего волкодава...

11 день (11 апреля) Переход в Горакшеп.
        Как обычно, вылезли из спальников, умылись, сделали во дворе зарядку и позавтракали. Двинулись в Горакшеп. А знакомые треккеры — в Дингбоче.
        Горакшеп (5170 метров) переводится, как «мертвый ворон» или «мертвое озеро». Весьма пессимистично! Хотя поселок выглядит порадостнее и поприветливее. Говорят, что раньше он был базовым лагерем. Но сейчас базовый лагерь перенесли на два с половиной часа ближе к Эвересту.
         Итак, Горакшеп — это последний день нашей ночевки в каком - никаком помещении, хотя и неотаплиевом. Дальше — базовый лагерь и, собственно, восхождение.
        Едим все, что варят. Наш с отцом девиз :«лучше обожраться и умереть, чем подохнуть с голоду». Говорят, что во время экспедиции человек теряет десять - пятнадцать килограммов своего веса. У нас собственный гид, он же проводник, повар и врач. И три носильщика.
         Прикольно, что здесь гуляет спокойно живность — снежные индейки. Не боятся людей, ведь шерпам нельзя убивать что - либо живое. Буддисты! Но, ужин был из жареной индейки!
        Хочу рассказать поподробнее про «горняшку». Экспедиция растягивается не зря — акклиматизация, — это увеличивает шанс остаться в живых. У физически здоровых людей есть порог, после которого появляется риск заболеть «горной болезнью» при высоте 4000 метров над уровнем моря. Признаки: общая усталость, апатия, мышечная слабость, сонливость, головокружение. Если это быстро пройдет, то можно считать, что акклиматизация прошла успешно. А если, наоборот, добавятся тошнота, рвота, головная боль, сбивается ритм дыхания, появляется озноб, то дело плохо. Нужно срочно принимать экстренные меры, потому, что потом появляется сильная одышка, набухание кистей рук, носовое кровотечение и потеря сознания. Человеку нужно дать кислород и срочно транспортировать вниз.
        Развитие «горняшки» зависит от индивидуальной устойчивости к гипоксии. От пола : женщины лучше переносят  гипоксию. От возраста : чем старше человек, тем хуже. От быстроты подъема : чем дольше, тем  как нельзя лучше. Не зря говорится, тише едешь, дальше будешь!
         Анекдот про евреев:
«Последние новости: « Группа израильских альпинистов успешно обошла Эверест...».


Рецензии