Сталинградская битва 5
"Над целью на самолете Девиченко огнем зенитной артиллерии были повреждены рули высоты и направления. На подбитый бомбардировщик накинулись три истребителя противника. Отражая их атаки стрелок-радист С.И.Мельников и воздушный стрелок И.Е.Егоров сбили один "мессершмитт", но в следующий момент Мельников был смертельно ранен, а Егоров ранен в ногу. Летчик Девиченко продолжал вести плохо управляемый самолет. "Мессершмитты" подошли вплотную к беззащитному самолету и огнем отбили у него хвост и смертельно ранили летчика Девиченко. Неуправляемый падающий самолет покинули с парашютами штурман В.В.Журавлев и раненый Егоров, а Девиченко и Мельников упали с самолетом. Истребители противника несколько раз атаковали опускавшегося на парашюте Журавлева, но ему удалось благополучно приземлиться. Через два дня Журавлев вернулся в полк". Нет никаких сомнений, что стрелки сбили именно Лукаса.
Вообще, в то время немцам периодически приходилось страдать от огня стрелков бомбардировщиков. Так, 25 декабря в ходе атаки на Пе-2 был сбит командир 2 отряда JG3 оберлейтенант Георг Шентке, великолепный ас, на счету которого было 90 побед. Он спасся с парашютом, но попал в плен и был в плену убит. Случаи самосуда над пленными лётчиками периодически случались, но далеко не так часто, как указывается некоторыми "историками", скорее как исключение из правила (на это намекает и фильм "в бой идут одни старики"). Шентке сбит при атаке на пару разведчиков Пе-2 из состава 284-го бап. К сожалению, оба разведчика в том бою были сбиты, но стрелки одного из них успели сбить Шентке.
27 декабря состоялся бой, одинаково тяжелый для немцев и для советских лётчиков. Об этом бое повествует Олег Каминский в статье "забытый герой тарана". В бою против пятерки 897-го иап 9 отряд JG3 потерял два самолёта - унтерофицер Франц Тюмер, имевший пять побед, погиб, а командир 9 отряда Вильгельм Лемке был таранен, смог самолет посадить на вынужденную, но самолет был списан. В общем, Лемке в очередной раз потерял свой самолёт. При этом вся советская пятёрка была уничтожена - Гоненко Михаил Никифорович, таранивший Лемке, погиб, погиб и ещё один пилот, трое остальных пилотов посадили изуродованные в бою самолёты на брюхо, после чего их списали. Тюмера сбил пилот Каравай Павел Петрович. Любопытно, что немцы заявили всего одну победу, и ещё любопытнее, что такая странная объективность исходила от JG3, которой она была совсем не свойственна.
В последний день уходящего года 9 отряд JG3 потерял фельдфебеля Вилли Гизе, имевшего 25 побед на счету. Он атаковал небольшую группу штурмовиков из 267-й шад, но слишком сблизился и был сбит огнём стрелков.
3 января шли бои над аэродромом Питомник. Советские лётчики нанесли по нему удар, уничтожив несколько самолётов. В возлушном бою над аэродромом сбит был унтерофицер Курт Хофрат из 2 отряда JG3, имевший 23 победы на счету. Он разбился при неудачном прыжке с парашютом. Сбили его пилоты 563-го или 520-го иап. Точно установить автора победы не удалось.
16 января был сбит оберфельдфебель Франц Гиллхауз из 5 отряда JG52, имевший 25 побед, и погиб. Сбит он был, по данным немцев, огнём с земли, советские истребители также на эту победу не претендуют.
3 февраля был сбит последний ас в рамках Сталинградской битвы. В районе Багаевской эскадра потеряла фельдфебеля Альфреда Крюгера из 4 отряда JG52, имевшего 23 победы на счету. Он сошёлся в бою со знаменитым 9-м гиап. В ходе боя советский ас Дранищев Евгений Петрович атаковал один из бф-109, но и сам был подбит. В свою очередь, на помощь Дранищеву пришёл Лавриненков Владимир Дмитриевич, лётчик, который не нуждается в представлении. Этот выдающийся ас сбил Крюгера и помог Дранищеву, который в итоге смог благополучно приземлиться на аэродроме.
Итак, время подвести итоги. Бои в небе Сталинграда были очень тяжелы и для советской, и для немецкой стороны. Однако именно эти бои стали отличной школой для многих советских пилотов. Прошедшие этот ад асы были в состоянии биться на равных и побеждать любого противника.
Мы видим несколько этапов воздушных боев. Первый этап включал в себя конец июля и начало августа. В то время советские пилоты вели с немцами бои практически на равных, порой даже с позиции силы. Советские полки ещё были укомплектованы полным составом, было много опытных пилотов. Немецкая эскадра JG53 ещё не "раскрутилась", её пилоты на тот момент ещё осваивались, так как в составе "пиковых" на тот момент ещё не было асов экстра-класса, и для многих асов этот период стал роковым. JG3 сильных асов в составе имела, а вот её организация была не на должном уровне. В общем, этот период был особенно сложным для немцев.
Начиная с середины августа, немцы уже захватили инициативу. Советские полки были обескровлены, было в бой брошено много полков, укомплектованных новичками. Немцы, казалось бы, уже выиграли воздушное сражение.
В начале сентября всё снова поменялось. Командование пустило в бой новую 16-ю ВА, в составе которой были полки, имевшие достаточно сильный состав. Немцы же вынуждены были из-под Сталинграда перебрасывать части на другие участки фронта. В этот период немцы снова несли потери существенные. В итоге они постепенно выдохлись и перешли к тактике действий звеньями охотников, так как для полноценных действий сил уже не хватало.
Наконец, последним этапом были бои при Советском наступлении. Бои этого периода шли уже при превосходстве советской авиации в небе. Но, парадокс войны: оказавшись в отчаянном положении, немцы бились порой намного лучше, чем в то время, когда они владели полным перевесом. Истребительные силы советских ВВС были недостаточны, чтобы надёжно прикрыть группы штурмовиков и бомбардировщиков, поэтому, например, Пе-2 почти всё время ходили на задания без сопровождения, отбиваясь грамотно построенным огнём стрелков и делая это достаточно успешно.
Мы должны отметить в заключении прекрасную командирскую работу командира 8-й ВА Тимофея Тимофеевича Хрюкина. Жёсткий, требовательный командарм как нельзя лучше подходил на эту роль. Это был аналог Чуйкова, только в небе. И, как Чуйков отстоял улицы и дома Сталинграда, так Хрюкин отстоял небо на ним. Хрюкин был блистательным организатором, любил порядок. Этим он напоминал командарма 2-й ВА Красовского. Но, в отличие от консервативного Красовского, Хрюкин был новатор. Всё лучшее в технике, в тактике, в организации он перенимал первым. Так, он внедрил в своих частях Ла-5, лучший советский истребитель на тот момент, а также Як-7б. Он первым начал пропагандировать принцип свободной охоты.
Хрюкин не терпел трусости в любом проявлении, не терпел, если истребители бросали штурмовиков в бою. Чего он ещё не терпел, так это завышения результатов боев, поэтому объективность советских пилотов 8-й ВА была на высоком уровне. Все неудачные бои подвергались тщательному разбору. Окажись бы на месте Хрюкина более мягкий командир, и кто знает, чем бы закончились бои в небе Сталинграда.
Свидетельство о публикации №223041500300