Игнатий Антиохийский - священномученик и Богоносец

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодохновенне, в видения восход, сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Игнатие. Моли Христа Богаспастися душам нашим.
Тропарь святителю Игнатию Богоносцу, епископу Антиохийскому, глас 4

Апостольских нравов подражателю и престола их снаследниче,  архиереев удобрение и мучеников славо, богодухновенне, на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси,  священномучениче Игнатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Иной тропарь святителю Игнатию Богоносцу, епископу Антиохийскому, глас 4

Светлых подвиг твоих светоносный день предпроповедует всем в вертепе Рожденнаго: Сего бо жаждая от любве насладитися, потщался еси от зверей снеден быти,  сего ради и Богоносец нареклся еси, Игнатие всемудре.
Кондак святителю Игнатию Богоносцу, епископу Антиохийскому, глас 3

                С именем святого Игнатия Богоносца мы переносимся в «век мужей апостольских» – христианских проповедников, лично знакомых с апостолами и евангелистами и учившихся у них, земная жизнь Иисуса Христа не была отделена от них веками и тысячелетиями, а слова распятого и воскресшего Мессии передавались изустно. Мужи апостольские были живыми свидетелями и хранителями апостольского Предания, они не были ученейшими богословами и экзегетами – толкователями Священного Писания – от Пятикнижия Моисеева, книги Иова и Псалтыря до евангельских притч Христа Спасителя, в этом плане их нельзя сравнить по силе богословской рефлексии с величайшими богословами Православной Церкви – святителем Григорием Богословом, святым Максимом Исповедником, преподобным Иоанном Дамаскиным и преподобным Симеоном Новым Богословом, но они были учениками апостолов и продолжили миссию апостольской проповеди Церкви, их умы были отданы молитве и Богомыслию, в их сердцах пылала неугасимая вера, делающая их бесстрашными и верными Христу до конца – их не страшили ни гонения, ни пытки, ни клевета, ни даже смерть, они с радостью шли на мученичество ради Бога, а их произведения – послания святого Климента Римского, святого Игнатия Антиохийского и святого Поликарпа Смирнского – были написаны в эпистолярной форме «по образцу» апостольских посланий, они изложены ясным языком, являясь вдохновенными увещеваниями проповедников. Сочинения мужей апостольского века слово написаны киноварью из мученической крови, их листы напоены молитвой и овеяны благодатью Святого Духа, они дышат благоуханием святыни, в них ощущается непоколебимая вера и радость надежды на Бога, глубокое спокойствие и особая величественность речи, в них ставятся и разрешаются богословские вопросы, касающиеся христологию и экклесиологии, в них звучит пророческое вдохновение и чувствуется сила веры, которую не смогли сломить ни гонения, ни темницы, ни звери римского Колизея, ни сам Ад, выступивший на борьбу с Церковью. К числу знаменитых мужей апостольского века принадлежал и святой Игнатий, нареченный «Богоносцем» за его верность Христу, высокую нравственность, одухотворенность и святость жизни, он – ученик апостолов и епископ Антиохии – царственного и живописного города Селевкидов, одного из величайших и самых богатых городов Римской империи, памятного в истории Церкви тем, что именно здесь уверовавшие во Христа Спасителя стали первыми именовать себя христианами.  В Деяниях сказано об апостоле Варнаве в Антиохию, «целый год они собирались в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами». По слову святителя Димитрия Ростовского: «В то время, как Траян вступил на римский престол, епископом в Антиохийской Церкви был святой Игнатий, Богоносец по своему прозванию и делам, принявший епископию после святого Евода, преемника Апостола Петра. Великолепная столица Сирии была величайшим городом после Рима в пределах Римской империи и имела около 200 000 жителей. Она была поприщем проповеднических трудов св. Апостолов Петра и Павла, а по смерти их ее коснулась и деятельность св. Апостола Иоанна в Малой Азии… Так святой Игнатий и был назван Богоносцем, потому что он был носим руками Воплощенного Бога, а также и потому, что он носил Бога в сердце своем и в устах, будучи сосудом, подобным святому апостолу Павлу, сосуду избранному, чтобы носить имя Божие перед народами и царями». Время и место рождения Игнатия Анхиохийского овеяны тайной, но слог его посланий свидетельствует о том, что он был сириец по происхождению, а церковное Предание гласит, что святой Игнатий Богоносец был тем самым ребенком, которого Христос поставил в пример Своим ученикам – апостолам, сказав им: «Если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное, и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф.18:2-5). Сказание о том, что Иисус Христос поставил святого Игнатия Богоносца, пребывающего в возрасте ребенка, в пример апостолам, впервые встречается у Симеона Метафраста, откуда перешло и в Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского. Впрочем, надо сказать, что святитель Иоанн Златоуст, воспитывавшийся и проходивший свое священнослужение в Антиохии, где в I веке архиерействовал святой Игнатий Богоносец, высказывал мысль, что он не видел лица Иисуса Христа во плоти. До нас дошло мало сведений о жизни святого Игнатия Антиохийского – из семи его посланий и из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, следует, что Игнатий был вторым епископом Антиохии после Еводия, за исповедание Христа Богочеловека он был отправлен из Сирии в Рим под надзором строжайшей охраны, и был отдан в Риме на растерзание львам, а по пути он укреплял верующих беседой и увещеваниями, убеждал их беречься от ересей и крепко держаться апостольского Предания, обращал язычников в христиан, останавливался в Смирне, где написал четыре послания к Ефесянам, Магнезийцам, Траллийцам и Римлянам, а затем в Троаде, где были написаны еще три послания – к Миладельфийцам, Смирнянам и Поликарпу Смирнскому. По замечанию профессора С.В. Троицкого святой Игнатий Богоносец мог свободно проповедовать и писать послания даже под стражей десяти солдат направляясь по пути из Антиохии в Рим, чтобы быть растерзанным зверями, и это «объясняется главным образом совершенством организации империи, исключавшей возможность бегства, а затем уверенностью стражи, что страстно желающий умереть за Христа узник не попытается скрыться».
                Символично, что имя «Игнатий» происходит от латинского слова «ignis» – огонь, а его сирийское имя «Нуроно» – означает «огненный», ведь по натуре своей святой Игнатий Антиохийский был пылким человеком, ревнителем благочестия, его можно образно назвать Серафимом и Херувимом во плоти, стоящим на страже апостольского Предания и христианской веры. Именем «Богоносец» называли Игнатия Антиохийского уже современники и он сам так именовал себя в своих посланиях, а в беседе с императором Траяном, дошедшей до нас благодаря мученическим актам, Игнатий говорил, что название «Богоносец» – означает человека, «имеющего Христа в сердце», возлюбившего Бога всем сердцем и готового умереть за Него. В своей «Хронике» Блаженный Иероним причисляет святого Игнатия Антиохийского к слушателям и ученикам апостола и евангелиста Иоанна Богослов, святитель Иоанн Златоуст в своем похвальном слове называет Игнатия Богоносца «общником апостолов  в речах и в том, что неизреченно», непосредственным или вторым преемником апостола Петра в Антиохии. В  «Постановлениях апостольских» сказано, что святой Игнатий был рукоположен апостолом Павлом, а после Еводия стал епископом Антиохийским. Блаженный Феодорит предполагал, что Игнатий Антихийский был поставлен на архиерейское служение «десницею великого апостола Петра», а святитель Афанасий Великий был убежден, что Игнатий Антиохийский непосредственно связан с апостолами Петром и Павлом, проповедовавшими в Антиохии, он являлся их учеником и преемником, продолжателем апостольского дела. По рассудительному разъяснению протоиерея Петра Преображенского: «Кто был наставником Игнатия в вере христианской, об этом древние писатели говорят неодинаково: одни называют его учеником апостола Петра, другие – Павла, иные Иоанна Богослова. Впрочем эти разногласные показания не исключают одно другого, потому что Антиохия была поприщем проповеднических трудов обоих апостолов – Петра и Павла, а по смерти их деятельность апостола Иоанна в Малой Азии не осталась чуждою и Церкви сирийской». Церковный историк Сократ Схоластик рассказывает о том, что святой Игнатий Богоносец был тайнозрителем – в таинственном видении он созерцал как Ангелы воспели Святую Троицу в антифонах, а затем – украсил церковное богослужение антифонным пением, состоящим из пения ветхозаветных Псалмов, исполняемых попеременно двумя хорами. Протоиерей Георгий Флоровский писал, что «попеременное пение было в употреблении в иудейской псалмодии. Плиний Младший сообщает о вифинских христианах, что они прославляли Христа как Бога в «попеременных песнях»… Может быть, в Антиохии этот обычай был утвержден святым Игнатием Богоносцем. Не случайно святой Игнатий в переносном смысле призывает ефесских и римских христиан «образовать хор» и воспевать Отца через Христа Иисуса».  В течение своего сорокалетнего управления Антиохийской Церковью, святой Игнатий Богоносец был образцовым архиереем – он проповедовал благую весть о Христе Спасителе и утешал скорбящих, обращал в христианскую веру язычников силой пламенного слова и вдохновенного убеждения, а во время Домицианова гонения на христиан он стал  «кормилом молитв и поста, неутомимостью в учении, ревностью духа противодействовал волнению, чтобы не потонул кто-либо из малодушных или неопытных».
                С прекращением гонений Игнатий Богоносец радовался о мирной жизни своей паствы, но скорбел о том, что не достиг надлежащей любви к Иисусу Христу и не отдал за Него свою жизнь. Сердце его пылало неугасимой любовью ко Христу Искупителю, он пламенно желал явить свою исповедание апостольской веры и запечатлеть свое служение Богу и Его святой Церкви мученической смертью – засвидетельствовать свою любовь к Богу жертвой, чтобы обрести венец мученика и навеки соединиться с Господом. В книге Екклесиаста сказано, что всему свое время – настало время и святому Игнатию Богоносцу засвидетельствовать свою веру во Христа и пламенную любовь к Искупителю мученической смертью – исполнилось то, о чем молила его святая душа и что запечатлено в мученических актах, которые отличаются искренностью и любовью к святому Игнатию как к великому исповеднику Истины. Когда в тяжелой войне со скифами император Траян одержал победу, то, упоенный своим триумфом, он решил возблагодарить языческих богов и устроить повсеместные жертвоприношения – повелевая приносить жертвы языческим идолам как язычникам, так и христианам, и угрожая нарушителям смертной казнью. Отправившись со своим войском в поход против армян и парфян император Траян прибыл в Антиохию, где до него дошел слух о том, что святой Игнатий Богоносец проповедует веру в Иисуса Христа, осужденного Пилатом на смерть и распятого на кресте, «устанавливает законы о сохранении девства», учит «о презрении к богатству и всему, что приятно в жизни». Как «доблестный воин Христов» и архипастырь Антиохии, святой Игнатий Богоносец сам явился к императору Траяну, чтобы или отговорить его от гонений на христиан или умереть мучеником за имя Христово. Император Траян встретил епископа Антиохии словами: «Кто ты, злой демон, что стараешься нарушать наши законы, да и других убеждаешь к тому же, чтоб они погибли несчастно». Но святой Игнатий Антиохийский возразил: «Никто Богоносца не называет злым демоном: злые духи бежат от рабов Божиих: если же ты называешь меня злым для этих демонов, потому что я неприязнен им, я согласен».  С недоумением император Траян спросил: «Что значит название твое Богоносец?». Святой Игнатий ответил: «Носящий Иисуса Христа в сердце своем именуется Богоносцем». «Что же мы, по твоему мнению, не носим всегда наших богов в памяти и не имеем их помощниками против врагов?» – спросил император Траян. Игнатий Богоносец ответил: «Горько мне, что ты называешь идолов богами, потому что Един есть Бог Истинный, Создатель неба, и земли, и моря и всего, что в них находится, Един Господь Иисус Христос, Сын Божий Единородный, и царству Его не будет конца. Если бы ты познал Его, царь, то порфира твоя, и венец, и твой престол были бы еще более могущественными». «Игнатий! – воскликнул император. – Оставь то, что ты говоришь, и послушай лучше моих слов: если желаешь сделать мне угодное и быть в числе моих друзей, то принеси с нами жертву богам и тотчас же будешь у нас первосвященником великого Юпитера и назовешься отцом синклита». Но святой Игнатий возразил: «Какая польза мне быть первосвященником Дия, когда я – архиерей Христа, Коему всегда приношу хвалу и стараюсь всецело принести себя в жертву, чтобы иметь в себе подобие добровольной Его смерти». Император Траян спросил: «Кому ты хочешь принести себя в жертву? Тому ли, кто был пригвожден ко кресту Понтийским Пилатом?». Святой Игнатий Богоносец ответил: «Пусть я буду жертвою Тому, Кто пригвоздил ко кресту грех, сокрушил начальника греха дьявола и Крестом победил всю его силу». С изумлением император Траян сказал: «Мне думается, Игнатий, что ты не имеешь здравого ума и правильного рассуждения: ты не прельстился бы так христианскими писаниями, если бы хорошо понимал, как выгодно повиноваться императорской воле и приносить со всеми жертвы богам». С воодушевлением сердца и спокойствием духа святой Игнатий Богоносец  изрек: «Если ты отдашь меня на съедение зверям, или распнешь меня на кресте, или предашь мечу или огню, то я все-таки никогда не принесу жертвы бесам. Не боюсь я смерти и не ищу временных благ, но желаю одних вечных и всячески стремлюсь только к тому, чтобы прийти ко Христу Богу моему, благоизволившему умереть за меня. Господь мой и Бог, Иисус Христос, нас ради вочеловечился и для нашего спасения добровольно принял распятие на кресте, смерть и погребение, потом воскрес в третий день, низверг и низложил силу врага, вознесся на небеса, откуда сходил, чтобы восстановить нас из падения и опять ввести в рай, из которого мы были изгнаны, и даровал нам благ больше, чем мы имели прежде. А из почитаемых вами богов ни один не сотворил подобного». Когда Игнатий Антиохийский произнес эти слова, то император Траян велел бросить его в темницу, где святой провел всю ночь, а утром император распорядился  отвести Игнатия Богоносца в оковах в Рим под воинскою стражею и там во время праздника, при собрании всего народа, отдать его на растерзание львам. Услышав смертный приговор, Игнатий Богоносец с радостью воскликнул: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоил меня засвидетельствовать совершенную любовь к Тебе и благоволил связать меня железными узами так же, как апостола Твоего Павла». С радостью Игнатий Анхиохийский возложил на себя железные оковы, словно драгоценное и прекрасное ожерелье из перламутрового жемчуга, с которым он желал бы воскреснуть в будущей жизни. С молитвой вручив Богу оставляемую паству, Игнатий отравился в Рим в сопровождении десяти воинов, которых за жестокость он назвал «леопардами», чтобы принять мученической смерть за Христа. Все христиане Антиохии горько плакали и молились о нем, а иные, привязанные к святому Игнатию горячей любовью, пошли следом за ним чтобы не оставлять своего архиерея. В своих посланиях Игнатий Богоносец призывал помнить и молиться о Сирийской Церкви, молиться за Антиохию, в которой после его исшествия в Рим не осталось епископа, но у христиан остался Небесный Архипастырь – Сам Христос.
                Начался крестный путь святого Игнатия Богоносца – путь скорбей и терпения, но в то же время и путь славы исповедника и торжества христианской веры. По справедливому замечанию протоиерея Георгия Флоровского то, что святой Игнатий Богоносец отправился в долгий и длинный путь из Антиохии в Рим на смертную казнь – это неоспоримый исторический факт, ибо многие римские историки рассказывали о том, как множество несчастных подвергали самой жесткой смерти на аренах и амфитеатрах, а то, что Игнатий во время путешествия мог встречаться с христианами, проповедовать Слово Божие и даже написать семь посланий – не вызывает сомнений, ведь узы не мешали и апостолу Павлу заниматься проповедническим служением и благовествовать о Христе Искупителе. Известно, что в Селевкии, при морской гавани, находящейся недалеко от Антиохии, святой Игнатий Богоносец сел на корабль, и после долгого и опасного плавания прибыл в Смирну, где встретился с епископом Смирнской Церкви – Поликарпом, учеником апостола и тайнозрителя Иоанна Богослова, там он беседовал и с представителями малоазийских Церквей, увещевая их беречься ересей и хранить чистоту апостольской веры, молиться за страждущих собратьев и  содействовать его мученическому подвигу своими молитвами, чтобы Бог удостоил его великой чести стать священномучеником. В Смирне святой Игнатий Богоносец написал четыре послания – в Ефес, Магнезию, Траллы и Рим, в них он писал о том, что Ефесская Церковь тесно связана с апостольской памятью, называл христиан Ефеса «сотаинниками апостола Павла», твердыми в вере и преданными Богу, утешал их любовью, а сильнее всего хвалил Римскую Церковь – римскую общину христиан, называя ее «председательствующей в любви» – в любви к Богу и ближним, служащей основой духовной жизни христиан и единства Церкви, здесь он просил римских христиан не затворять ему дверь к мученической кончине и молиться, не впадать в малодушие не препятствовать ему соединиться с Иисусом Христом через мученический подвиг: «Игнатий Богоносец Церкви, помилованной величием Всевышнего Отца и Единого Сына Его Иисуса Христа, возлюбленной и просвещенной по воле Того, Которому благоугодно все, совершившееся по любви Иисуса Христа, Бога нашего, – церкви, председательствующей в столице области римской, богодостойной, достославной, достоблаженной, достохвальной, достовожделенной, чистой и первенствующей в любви, Христоименной, Отцеименной, которую и приветствую во имя Иисуса Христа Сына Отчего, – тем, которые по плоти и духу соединены между собою во всякой заповеди Его, нераздельно получили полноту благодати Божией, чистым от всякого чуждого цвета, желает премного радоваться во Иисусе Христе, Боге нашем. По молитве к Богу я получил то, о чем много просил, чтоб увидеть ваши богодостойные лица. Связанный за Христа, я надеюсь целовать вас, если воля Божия удостоит меня достигнуть конца. Начало положено хорошо: сподоблюсь ли благодати – беспрепятственно получить мой жребий? Ибо я боюсь вашей любви, чтобы она не повредила мне, потому что вам легко то, что хотите сделать, а мне трудно достигнуть Бога, если вы пожалеете меня. Желаю, чтобы вы угождали не людям, но Богу, как вы и благоугождаете Ему. Ибо ни я уже не буду иметь такого удобного случая достигнуть Бога, ни вы – ознаменовать себя лучшим делом, если будете молчать. Если вы будете молчать обо мне, я буду Божиим, если же окажете любовь плоти моей, то я должен буду снова вступить на поприще. Не делай не для меня ничего более, как чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогда составьте любовию хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе, что Бог удостоил епископа Сирии призвать с востока на запад. Прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтобы в Нем мне воссиять. Вы никогда никому не завидовали, и других учили тому же. Желаю, чтобы вы подтвердили делом, что преподаете в своих наставлениях. Только просите для меня у Бога внутренней и внешней силы, чтобы я не говорил только, но и желал, чтобы не назывался только христианином, но и был на самом деле. Если я действительно окажусь им, то могу и называться им, и только тогда могу быть истинно верным, когда мир не будет более видеть меня. Ничто видимое не вечно: «видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.;4:18). Бог наш Иисус Христос является в большей славе, когда Он во Отце. Христианство – не в молчаливом убеждении, но в величии дела, особенно когда ненавидит его мир. Я пишу церквам и всех извещаю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я – пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтобы они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду поистине учеником Христа, когда даже тела моего мир не будет видеть. Молитесь о мне Христу, чтобы я посредством этих орудий сделался жертвою Богу. Не как Петр и Павел заповедую вам. Они – апостолы, а я – осужденный: они – свободные, а я – доселе еще раб. Но если пострадаю, – буду отпущенником Иисуса и воскресну в Нем свободным. Теперь же в узах своих я учу не желать ничего мирского или суетного. На пути из Сирии до Рима, на суше и на море, ночью и днем я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, то есть с отрядом воинов, которые от благодеяний им оказываемых, делаются только злее. Оскорблениями их я больше научаюсь, но этим не оправдываюсь (1Кор.4:9). О, если бы не лишиться мне приготовленных для меня зверей! Молюсь, чтобы они с жадностью бросились на меня. Я заманю их, чтобы они тотчас же пожрали меня, а не так, как они некоторых побоялись и не тронули. Если же добровольно не захотят, – я их принужу. Простите мне, я знаю, что мне полезно. Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое, – ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробление костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки дьявола пусть придут на меня, – только бы достигнуть мне Христа. Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всей землею: «Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит» (Мф.;16:26). Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего. Я имею в виду выгоду: простите мне, братья! Не препятствуйте мне жить, не желайте мне умереть. Хочу быть Божиим, не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет, чего желаю, и окажет сочувствие мне, видя, что занимает меня. Князь века сего хочет обольстить меня и разрушить мое желание, устремленное к Богу. Пусть же никто из вас, там находящихся, не помогает ему. Лучше будьте моими, то есть Божиими. Не будьте такими, которые призывают Иисуса Христа, а любят мир. Зависть да не обитает в вас. И если бы даже лично стал я просить вас о другом, не слушайте меня: верьте больше тому, о чем пишу вам теперь. Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь распялась и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне изнутри: «Иди к Отцу». Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И питие Божие желаю, – крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная. Не хочу более жить жизнью человеков. А это исполнится, если вы захотите. Захотите же, прошу вас, чтобы и вы снискали себе благоволение. Кратким письмом прошу вас. Поверьте мне, а Иисус Христос – неложные уста, которыми истинно глаголал Отец, – откроет вам, что я говорю истину. Молитесь о мне, чтобы я достиг. Не по плоти я написал вам это, но по разуму Божию. Если пострадаю, значит, вы возлюбили, если же не удостоюсь, – вы возненавидели меня. Поминайте в молитве вашей Церковь Сирийскую: у нее, вместо меня, пастырь теперь Бог. Один Иисус Христос будет епископствовать в ней и любовь ваша. А я стыжусь называться одним из ее членов, ибо недостоин того, как последний из них и как изверг. Но если достигну Бога, то по милости Его буду чем-нибудь. Приветствует вас дух мой и любовь Церквей, принимавших меня во имя Иисуса Христа не как прохожего. Ибо даже и те церкви, которые не находились на пути моего плотского странствования, выходили навстречу мне в город. Пишу вам это из Смирны через достоблаженных Ефеся… Укрепляйтесь до конца в терпении Иисуса Христа. Аминь».
                Из Смирны святой Игнатий Богоносец прибыл в Троаду, где получил радостную весть, что гонение утихло в Антиохии и мир возвратился Церкви, здесь он усердно молился за свою паству и написал три послания – к Филадельфийцам, Смирнянам и к Поликарпу, епископу Смирнскому, прося его отправить кого-нибудь из клира в Антиохийскую Церковь для утешения ее христиан и призывая его написать Церквям Востока, чтобы они не оставляли Антиохию в своих молитвах и деятельной любви. Из Троады Игнатий Богоносец отплыл в Македонию, затем посетил Филиппы,  после – через Адриатическое море  попал в Италию, а в завершении – с воинами, спешившими к началу публичных зрелищ – сатурналий, прибыл в Рим. Вскоре весть о том, что епископ Антиохии прибыл в Рим разнеслась во всему городу и римские христиане, полные как радости, так и глубокой скорби, надеялись уговорить народ отказаться от кровавого зрелища – мученической смерти праведника, но святой Игнатий Богоносец молил их не делать этого, и, преклонив колена, взмолился Христу о Церкви и прекращении гонений, о сохранении взаимной братской любви между христианами. Настал час и святой Игнатий Антиохийский был отведен в амфитеатр, где его ожидала мученическая смерть. Святой Игнатий Богоносец верил, что всемогущий Бог являл Свою чудодейственную силу к сохранению или прославлению мучеников, а потому он молился Всемогущему не о том, чтобы спасти свою земную жизнь, а о том чтобы явить высочайший подвиг жертвенной любви ко Христу Спасителю, засвидетельствовать свою веру, неодолимую никакими гонениями, истязаниями и самой смертью. Поставленный в амфитеатре Игнатий Богоносец не пал духом и обратился к народу с предсмертной речь о том, что с радостью принимает смерть за Христа: «Римские мужи, взирающие на настоящий мой подвиг! Вы знаете, что не ради какого-нибудь злодеяния я принимаю казнь и не за какое-нибудь беззаконие осужден на смерть, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому я сильно стремлюсь. Я – Его пшеница, и буду смолот зубами зверей, чтобы быть для Него чистым хлебом». Как только святой исповедник произнес эти слова, то на арену были выпущены разъяренные львы – они набросились на Игнатия и растерзали его. Так окончилась земная жизнь священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, такова была сила его веры и пламенность любви к Богу. Очевидцы мученической кончины святого Игнатия писали: «Мы, видевши это собственными глазами, всю ночь провели дома в слезах, и с коленопреклонением и молитвою просили Господа утешить нас о случившемся. Когда потом мы немного заснули, некоторые из нас увидели, как святой Игнатий вдруг явился к нам и обнимал нас, другие видели его молящимся за нас, иные же – облитым потом, как бы после великого труда, и предстоящим Господу. С радостью увидевши это и сообразив сонные видения, мы воспели хвалу Богу, подателю благ, ублажили святого мужа, и заметили для вас день и год его кончины для того, чтобы, собираясь в день его мученичества, иметь нам общение с подвижником и доблестным мучеником Христовым». По замечанию архимандрита Киприана Керна: «Церковная традиция и историческая наука согласны в том, что мученический венец он воспринял в 107 году. Восточная Церковь празднует его кончину 20 декабря, тогда как латинская – 1 февраля. Кроме того, Православная Церковь отмечает 29 января как день перенесения его святых мощей». По церковному Преданию, когда львы съели святого Игнатия Антиохийского, то они оставили нетронутым его сердце, которое язычники с насмешкой рассекли надвое, помня слова святого о том, что в сердце своем он носил Христа, но как только сердце было рассечено, то на обеих внутренних сторонах обнаружилась надпись золотыми письменами, гласящая – «Иисус Христос», тем самым Господь явил миру, что Игнатий по своему имени и  по жизни своей, в самом сердце своем носил Иисуса Христа и был истинным Богоносцем.
                Литературное наследие святого Игнатия Богоносца составляют семь его посланий – к Ефесяна, Магнезийцам, Траллийцам, Римлянам, Филадельфийцам, Смирнянам и Поликарпу Смирнскому, написанные во время пути в Рим в Смирне и Троаде. Литературный стиль священномученика Игнатия Антиохийского необычайно экспрессивен – он с радостью шел на смерть за Христа и жаждал мученического венца, желал сораспяться Сыну Божиему, не страшился страданий и смерти и веровал в жизнь будущего века, огонь его сердца излился в словах, а каждое его слово заряжено огромной силой, оно заострено и отточено как меч, слова летят как стрелы, лаконизм сменяется бурными потоком изящных изречений, чувствуется искренность веры и радость надежды, глубина и ясность мысли, речь образна и полна метафор и антитез, напоминает послания апостола Павла и проникнута образами Нового Завета и таинства Евхаристии. Когда читаешь послания святого Игнатия Антиохийского, то изумляешься тому, с какой торжественной радостью он шел на мученическую смерть – его послание к Римлянам проникнуто жаждой мученического венца, мистическим пафосом подражания страждущему Иисусу Христу, а само мученичество понималось как сораспятие Сыну Божиему, героизм духа и жертва во имя Христово, величайший подвиг самоотречения и любви, ибо нет любви большей, чем положить жизнь свою за Христа. По свидетельству мученических актов святой Игнатии Антиохийский «в назидание Церквам, встретившим и приветствовавшим его чрез своих предстоятелей, отправил к ним благодарственные послания, источающие вместе с мольбою и увещанием духовную благодать». В своем послании к филиппийским христианам Святой Поликарп Смирнский писал о многих посланиях Игнатия Богоносца: «Послания Игнатия, присланные к нам от него и другие, сколько их есть у нас, мы отправили вам, по вашему требованию, вместе с сим моим письмом; вы можете почерпнуть из них большую пользу, потому что они содержат в себе веру, терпение и всякое назидание в Господе нашем». Ученик Поликарпа Смирнского – изобличитель ересей и лжеучений святой Ириней Лионский, свидетельствует, что Игнатий Богоносец – священномученик  и цитирует  его слова из послания к Римлянам: «я пшеница Божия и измелют меня зубы зверей, чтобы стать чистым хлебом». Религиозный философ и богослов Ориген Александрийский упоминает о том, что Игнатий Антиохийский принял мученическую смерть в Риме – был растерзан зверями, и цитирует его строки из послания к Ефесянам – «от князя этого века было сокрыто девство Марии», и послания к Римлянам – «любовь моя распялась». Церковный историк Евсевий Кесарийский ясно свидетельствует о том, что на пути в Рим святой Игнатий Богоносец написал семь посланий: «предание говорит, что он за исповедание Христа был отправлен из Антиохии в Рим на съедение зверям. Хотя он был веден под крепкою стражею, однако же, в каждом городе азийском, чрез который проходил, назидал Церкви беседами и увещаниями... Из предосторожности он почел необходимым даже записать свои увещания, отходя на мученичество. Итак, когда он прибыл в Смирну, где был Поликарп, то написал послание к Церкви ефесской, в котором упоминает об ее пастыре Онисиме; другое – к Церкви Магнезии, что на Меандре, и в нем упоминает об епископе Дамасе, – еще к Церкви траллианской, предстоятелем которой называет Поливия. Кроме этих, он написал также послание к Церкви римской, в котором увещевает римских христиан, чтобы они не вздумали отвратить от него мучение, и чрез то не лишили его вожделенной надежды… Когда же, вышедши из Смирны, достиг Троады, – отсюда он беседовал чрез письма с филадельфийцами, с Церковью Смирнской и особо с предстоятелем ее Поликарпом». Протоиерей Петр Преображенский обратил внимание на то, что язычник и сатирический писатель Лукиан Самосатский, живший во II веке, в своем сочинении о смерти Перегрина, в лице которого он хотел осмеять последователей цинической школы и христиан с их самоотвержением и готовностью на мученическую смерть, представил в карикатурном виде святого Игнатия Антиохийского: «Так Перегрин – по рассказу Лукиана – обратившись в христианство, изучил всю «дивную мудрость» христиан и скоро превзошел своих учителей; он изъяснял священное писание христианам, и сам сочинял много, и написал к знаменитейшим греческим городам послания с своими распоряжениями; прошедши низшие степени священнослужения, он сделался предстоятелем  и пользовался величайшим уважением. Когда он попал в темницу, то христиане имели случай выразить к нему свою необыкновенную преданность и почтение. Ему щедро приносили всякого рода дары; в его темнице совершались вечери любви; азийские христиане отправляли послов засвидетельствовать ему свое сочувствие. Такие черты, приписанные Перегрину Лукианом, показывают, что этому писателю были известны подробности жизни святого Игнатия из устного предания или письменных памятников, и во всяком случае подтверждают исторический характер личности Игнатия и сказания об его мученичестве, равно – как и подлинность написанных им писаний. Таким образом должно признать исторически достоверным то, что Игнатий на пути в Рим писал послания к христианам разных Церквей».  Существует три редакции посланий святого Игнатий Антиохийского – пространная, краткая и средняя: 1) пространная редакция помимо семи подлинных посланий священномученика Игнатия, включает и восемь подложных посланий – три из них были написаны на латинском языке – два к апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и одно к Пречистой Деве Марии, их написание восходит к XII веку, а пять оставшихся написаны на греческом языке – к Марии Касссобольскй, к Тарсянам, к Антиохийцам, к Ирону и к Филлипийцам, скорее всего они были написаны  IV веке и являются аполллинарианской фальсификаций, носящей неоспоримые следы догматического неправомыслия, ее автором возможно был Евсевий Эмесский – богослов, живший в бурную эпоху догматических споров и занимавший среднее место между православными и арианами; 2) краткая редакция существовала лишь в сирийском переводе и содержала всего три послания священомученика Игнатия Богоносца – к Ефесянам, Римлянам и к Поликарпу, приводящихся в сокращенном виде; 3) средняя редакция – подлинное рукописное наследие святого Игнатия Антиохийского, содержащее в себе семь посланий, которые дошли до нас  в двух греческих манускриптах X – XI веков. Как справедливо замечает профессор А.И. Сидоров: «Написанные в сравнительно короткий промежуток времени, послания святого Игнатия поражают своей искренностью и чистотой религиозного чувства. Кроме того, они являются и ценнейшими источниками, отражающими ту конкретно-историческую ситуацию, в которой находилась Церковь в конце I – начале II веков». Семь посланий священномученика Игнатия Антиохийского – это бесценный исторический документ и драгоценная жемчужина, вошедшее в церковное Предание, это – золотое ожерелье с семью сверкающими бриллиантами раннехристианской письменности и мудрости, свидетельство о силе веры первых христиан, готовых отдать свою жизнь за Христа – умереть во имя Истины. По широте и глубине своей богословский мысли, по тонкому чувствованию самой сущности христианского благовестия и апостольской вдохновенности святой Игнатий Богоносец занимает самое значимое место среди всех апостольских мужей, о чем верно писал и выдающий русский патролог Н.И. Сагарда: «по своей духовной силе, по выдающимся чертам содержания послания Игнатия составляют достойное продолжение новозаветных посланий. Пылкое благочестие Игнатия, чистота и непоколебимость веры, непритворное смирение, энтузиазм в служении Господу, конечно, общи у него с некоторыми другими писателями этого периода. Но особенная энергия и выразительность его языка, в чисто восточной форме, не чуждого некоторого рода преувеличений, однако совершенно свободного от риторической искусственности, придают его речи исключительно очаровательную силу; в то же время спокойная сила его убеждения, возвышенность его идеала и твердое сознание, что Дух Святой с ним, придают торжественное величие его свидетельству о Христе, которое чувствуется с возрастающей силой при каждом новом прочтении посланий».
                Святой Игнатий Богоносец – архипастырь Антиохии и совершитель святых таинств Церкви, устроитель антифонного пения и образец благочестия, он – священномученик, засвидетельствовавший свою любовь ко Христу мученической кончиной своей; он – исихаст и мистик, возвещающий, что богооткровенные истины веры – это «тайны, вопиющие из молчания Бога», что тот, кто «владеет словом Иисуса, тот поистине может молчание Его слышать»; он имел дар прозорливости и имел высокий духовный опыт Богообщения за который протоиерей Георгий Флоровский назвал его «тайнозрителем», западные ученые именовали его «мистиком среди христианских мучеников», а профессор А.И. Сидоров указал на то, что существенная грань его миросозерцания раскрывалась в его «тайнозрительном богословии», которое в лаконичном виде было изложено в его семи посланиях, где говорится о молитве как таинственной встрече с Богом, о мученическом подвиге как жертвенном приобщении Христу Искупителю, о таинстве Евхаристии и о том, что наша земная жизнь скоротечна и суетна, а истинное любомудрие – заключено в том, чтобы помнить о смерти, непрестанно молиться, отречься от мирской суеты, чтобы всецело пребывать с Богом и служить Всевышнему. Протоиерей Георгий Флоровский утверждал, что святой Игнатий Богоносец был исповедником, а не богословом, на том основании его послания – это не богословские рассуждения, а язык – образен и экспрессивен, напоминает стиль Иоанна Богослова – апостола Малой Азии, но здесь следует заметить, что в православном понимании богослов – это не столько рассуждающий о Боге, сколько исповедующий богооткровенные истины веры – догматы, а потому каждый христианский богослов – исповедник; богословие – это не только слово о Боге, но и слово к Богу – молитва, а потому каждый христианский богослов – молитвенник; для того, чтобы выразить сокровенные Божьи тайны христианские богословы используют не только философские понятия и четкие догматические формулировки, но обращаются к притчам и парадоксам, образам и символам, которыми полна Библия; наконец, богослов – это человек, очищающий сердце свое от страстей и просвещающий умом Словом Божиим, он – хранитель церковного Предания и продолжатель апостольского дела, он знает, что вера – это таинство и имеет личный духовный опыт Богообщения через молитву и участие в таинствах, таковым был Игнатий Богоносец, молящийся за Церковь, готовый умереть за веру во Христа и стоящий на страже чистоты Православия.  Архимандрит Киприан Керном писал о том, что эпоха «мужей апостольских» отличалась «богословской нечувствительность», а церковными писатели этого времени «далеко отстают от прозрений апостола Павла и евангелиста Иоанна Богослова, не достигли до мистических дерзаний святого Григория Нисского или Максима Исповедника», и надо сказать, что в этих критических строках есть доля истины так, как христиане первого века, видевший учеников Иисусовых и являвшиеся учениками апостолов, занимались не столько умозрительным богословием, сколько пастырско-нравственными проповедями, мужи апостольские были проповедниками Евангелия и исповедниками веры во Христа, их пламенная вера – это вера людей, возлюбивших Бога больше жизни, готовых умереть за Христа и с радостью принять венец мученический, в их писаниях и в самом деле нельзя найти метафизики и утонченных богословских умозрений как у святителя Григория Богослова и преподобного Максима Исповедника, но в каждом их слове дышит ясная вера во Христа Искупителя и духовная любовь к Богу, а стиль Игнатия Богоносца особенно напоминает стиль апостольских посланий; он был пастырем Церкви и архиереем Антиохии, мистиком и священномучеником, богословствующим не как Платон и Аристотель, а как апостол Павел и апостол Иоанн Богослов, затрагивая вопросы о бессмертии души, скоротечности и бренности земной жизни, неотвратимости смерти, о грехопадении и Боговоплощении, об искупительной жертве Христа Спасителя и Его Воскресении, о единстве святой и апостольской Церкви и святейшем таинстве Евхаристии, о конце времен и Страшном Суде Господнем, а потому его послания имели нравственно-мистическую и эсхатологическую тональность. Во всех своих посланиях святой Игнатий Богоносец опирался на апостольские писания – особенно на послания апостола Павла, а еще более на писания евангелиста и тайнозрителя Иоанна Богослова, унаследовав его возвышенное представление о любви и христологию, радость от созерцания Бога во плоти и мистическое чувство единения со Христом через веру, молитву и Евхаристию, делающее нас причастниками Божественной Жизни. Святой Игнатий Богоносец исповедует веру в Святую Троицу – он верует в Небесного Отца и проповедует о нераздельности Духа Святого и Иисуса Христа, имея в виду единую Сущность всех трех Божественных Ипостасей, замечая, что  ветхозаветные пророки были учениками Христа – единственного Учителя «по Духу Божиему», и благовествуя о том, что Святая Троицы участвует в деле нашего спасения, поэтому верующие суть «камни храма Отца, уготованные для здания Бога Отца»; они «поднимаются вверх» посредством крестной жертвы Иисуса Христа Креста, и как бы «канатом», поднимающим их наверх, является Сам Святой Дух, действующий в Церкви и свершающий ее таинства через архиереев и иереев. Обращаясь к христианам с наставлением, священномученик Игнатий Антиохийский писал: «Вы истинные камни, уготованные в здание Бога Отца, возносимые на высоту орудием Христа, то есть Крестом, при посредстве Святого Духа».
                В  противоположность гностикам Игнатий Антиохийский признает единство  и боговдохновенность двух Заветов – Ветхого и Нового, а на замечание иудеев –  «Если не найду в древних писаниях, то не поверю в Евангелие», он отвечал: «Для меня древнее – Иисус Христос, непреложно древнее – Его Крест, Его смерть, Его воскресение и вера, которая от Него». «Божественные пророки жили по Христу Иисусу». «Не христианство,– уверовало в иудейство, а иудейство в христианство, уверовав в которое, всякий язык приводится к Богу». В понимании святого Игнатия Богоносца Ветхий Завет – боговдохновенное писание, а пророчество и священство Израиля – благо, но Новый Завет выше – здесь исполняется то, что предрекалось в пророческих книгах, Иисус Христос – Сам вочеловечившийся Бог, Он – Небесный Архиерей, в апостолах таинственно действовал Святой Дух – они выше пророков, через Христа им открылись сокровенные и величайшие тайны Царства Небесного, они – благовестники Господне для всех народов земли, ибо христианство универсально и имеет вселенское значение, а Церковь собирает все человечество, объединяя его верой во Христа и любовью к Богу и ближним, христиане – соль земли, Евангелие имеет абсолютную ценность, архиереи и иереи Церкви выше ветхозаветных священнослужителей и левитов, человечество через Христа собирается в Новозаветную Церковь, она – новый Израиль. По свидетельству Евсевия Кесарийского во дни архиерейского служения святого Игнатий Богоносца Вселенская Церковь вступила в тяжелую борьбу с ересями и лжеучениями, а послания Игнатия Антиохийского красноречиво говорят о том, что он вел стойкую богословскую борьбу сразу на два фронта: 1) с одной стороны он порицал иудействующих, почитавших христианство  дополнением к иудейству и слепо привязанных к Ветхому Завету и уничижительно отзывающихся о Христе Спасителе и Евангелии, поэтому в послании к Филадельфийцам  он писал – «Если кто будет проповедовать вам иудейство  не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, чем от необрезанного – иудейство»; 2) с другой стороны в посланиях к Траллийцам и Смирнянам он изобличает лжеучение докетов, отвергавших истинность Боговоплощения и учивших о призрачности плоти Христа Богочеловека, не признававших в Нем ничего человеческого, отрицавших действительность Его воплощения, страданий и воскресения – «К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие; ибо они подают смертоносную отраву в подслащенном вине», «они удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей благости». Если иудеи отвергали Божественность Иисуса Христа и не признавали Его истинным Мессией, то докеты утверждали, что будучи бесстрастным Бог не мог пострадать на Кресте, а будучи трансцендентным, не мог стать человеком – вочеловечиться, они полагали, что материя есть творение не всевышнего Бога, а низшего Демиурга, поэтому в их понимании все материальное – тленно и не спасется, тело – темница мни могила души, а Христос обладал лишь призрачной телесностью – не вступал в контакт со «злой материей». В лекциях по патрологии выдающийся русский ученый-патролог  С.Л. Епифанович писал, что в своих посланиях Игнатий Богоносец увещевает верующих, заботиться о единении и согласии в Церкви, избегать еретических лжеучений и ставить Евангелие выше Ветхого Завета, исповедовать веру в рождение, смерть и Воскресение Христа Богочеловека, хранить веру, надежду и любовь как зеницу ока, являя себя христианами не на словах только, но и в делах, уподобляясь Сыну Божиему, быть смиренномудрыми и кроткими по нраву, помнить о смерти и собираться ради богослужения, отвечать на зло – добром, молиться за язычников и иудеев, призывая их уверовать во Христа Спасителя. Всем сердцем веруя в Иисуса Христа – распятого и воскресшего Мессию, священномученику Игнатию Богоносцу было больно слушать о распространении лжеучений, отрицавших исторический факт Боговоплощения, страдания и смерть Сына Божиего на Голгофе и Его воскресение из мертвых, веру в искупительную жертву Богочеловека  и святейшее таинство Евхаристии, он зорко видел опасность, надвигающуюся на Церковь со стороны ересей и стойко стоял на страже чистоты христианской веры. По своему нраву святой Игнатий Антиохийский был кротким и добродушным человеком, но он являлся ревностным христианином  и бескомпромиссно изобличал всякое отступление от апостольской веры и церковного Предания, называя ереси – «дьявольским зельем», «ядовитой мазью князя мира сего», а ересиархов – «отравителями душ» и «злыми волками», расхищающими паству Христову, он призывал всех христиан удаляться от еретиков и хранить единство в вере, надежде и любви, повиноваться епископам и участвовать в богослужениях и таинствах Церкви – в святейшем таинстве Евхаристии: «Некоторые имеют обычай коварно носить имя христиан, между тем делают дела недостойные Бога: от них вам должно убегать, как от диких зверей; ибо это бешеные псы, исподтишка кусающие». «Умоляю вас не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одною христианскою пищей, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь: к яду своего учения еретики примешивают имя Иисуса Христа... они подают смертоносную отраву в подслащенном вине».  «Вступивши в сожительство с Богом, оказывайте друг другу уважение, и никто не взирай по плоти на ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего такого, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и председящими...».
В посланиях священномученика Игнатия Антиохийского звучит тревога за целостность Церкви – он непоколебимо верует, что Церковь есть столп и утверждение Истины и ее не одолеют врата адовы, ибо Сам всемогущий Христос – краеугольный камень ее бытия, но словно в пророческом видении предвидя бушующее море лжеучений, которое обрушится на Церковь, он призывает всех христиан к единодушию и единомыслию в вере и любви – «будьте все заодно нераздельным сердцем», «составляйте из себя все до одного хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии заданным от Бога тоном единства, вы бы единым гласом возносили песню Отцу через Иисуса Христа, дабы Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно для вас быть в безупречном единстве, чтобы всегда сопричаствовать Богу». По словам профессора А.И. Сидорова заветная мысль Игнатия Богоносца о том, что все верующие должны жить в «созвучии любви» и быть созвучны как струны в кифаре составляют саму суть православной экклесиологии, где Бог – Небесный Регент, а монахи, миряне и клир в их «неслиянном единстве» – Его хор, где каждый член Церкви исполняет свою особое служение. В основе мистического и религиозного единства Церкви лежит вера во Христа и любовь к Богу и друг другу, ибо вера наша есть вера, действующая любовью, а любовь – исполнение двух главных заповедей Евангелия, единение с Богом и жизнь по святой воле Вседержителя, она – совокупность всех нравственных совершенств, венец всех добродетелей и «высшее благо, выше которого уже ничего нет». На страницах своих посланий святой Игнатий Богоносец напоминает, что  воскресший Христос простер Свое победное знамя – Честный и Животворящий Крест, для иудеев – соблазн, а эллинов – безумие, чтобы собрать всех верных со всех концов земли – от обрезанных и необрезанных, от еврее, эллинов, скифов и всех иных народов, ибо святая кровь Христа пролилась во искупление всего рода человеческого и каждому человеку открыты врата Церкви, дабы разрозненное человечество собралось в «единое тело Церкви».  Как замечает А.Л. Дворкин в своих «Очерках по истории Вселенской православной Церкви»: «Святой Игнатий первым в истории христианства употребил это выражение кафолическая Церковь. В его понимании оно не имело смысла географической универсальности, а относилось к полноте Церкви ;;;;;;; согласно целому. Сегодня Церковь чаще всего воспринимается, как громадная организация с прямой системой подчинения: приход епархия поместная церковь. Но кафолическая сущность Церкви может реализовываться даже в общине, состоящей из двух людей. Все зависит оттого, с какой целью они собрались. Для того чтобы это собрание стало Церковью, необходимо присутствие Христа, а для этого, в свою очередь, нужен епископ залог присутствия Христа среди своего стада. Для святого Игнатия каждая поместная община есть Церковь. Церковь это евхаристическая община, подлинная природа которой раскрывается лишь тогда, когда она совершает таинство Плоти и Крови Господа Евхаристию. Но Евхаристия может совершиться лишь в каждой конкретной общине, собранной вокруг своего епископа; и на каждой Евхаристии присутствует весь Христос, а не часть Его, поэтому каждая местная община, совершающая Евхаристию каждое воскресение, является Церковью во всей ее полноте. Отсюда все поместные Церкви равны и идентичны друг с другом. И все епископы равны, ибо все они предстательствуют за одного и того же Христа, совершая одну и ту же Евхаристию всегда и повсюду. Все различия между епископами митрополит, архиепископ, патриарх носят чисто административный характер».
                Тайна Церкви связана с тайной Боговоплощения – предвечный Бог Слово воплотился и вочеловечился, Христос Богочеловек пришел в мир – это исторический факт, а потому Церковь как мистическое Тело Христово метафизично и исторично – невозможно быть христианином без участия в таинствах видимой Церкви, образовавшей в день Пятидесятницы, когда в огненных языках Святой Дух Божий сошел на апостолов. Единство Вселенской Церкви – одна из ключевых тем посланий святого Игнатия Богоносца, он излагает мысли о церковной иерархии, призывает к единению всех христиан и предостерегает от расколов, напоминает, что Церковь основана Самим Христом и в ней действует и дышит Святой Дух, ее таинства – священны, а вера – истинна, она – мистическое Тело Христово, и как Христос пострадал и был распят на Кресте, так и Церковь будет страдать в мире, лежащем во зле, но как Христос воскрес и прославился, так и Церковь восторжествует – воинствующая на земле, она торжествует на небесах, а в эсхатологической перспективе – восторжествует на новом небе и на новой земле. Христос есть единственный Божественный Учитель и Небесный Архиерей Вселенской Церкви, Он – Таинник Божиих Советов и Дверь, через которую в Царство Небесного Отца входят верующие; ветхозаветные патриархи, пророки и апостолы, мученики и исповедники – это слава Церкви, она соединяет в себе небесное и земное, Бога и человечество, Ангелов и людей, существуя в двух аспектах – небесном и земном, видимом и невидимом. По воззрению Игнатия Антиохийского торжествующая Небесная Церковь – это архетип и первообраз земной Церкви – странствующей и воинствующей с «сатанинской ратью», к Небесной Церкви относятся Христос и Пресвятая Дева Мария, Ангелы и почившие святые – ветхозаветные патриархи, пророки и апостолы, а к земной – все христиане, живущие на земле, имеющие великую честь через веру, молитву и таинства соединяться в любви со Христом и исполняться Святого Духа, очищать свои души и возрастать в духовно-нравственном совершенстве. Для святого Игнатий Богоносца Церковь есть мистическое Тело Христово и единый храм Отца Небесного на земле, а верующие во Христа – живые камни, из которых она созидается, они – сопутники, восходящие по пути веры, надежды и любви в Царство Небесное,  путь – Сам Христос, «где Иисус Христос, там и Вселенская Церковь», а все верующие призван быть богоносцами и храмоносцами, крестоносцами и святоносцами, украшенными заповедями Христа. Как справедливо замечает профессор М. Д. Муретов: «Параллели: епископ и Христос Иисус, народ (множество) и кафолическая Церковь – со всей очевидностью дают видеть, что термин взят в смысле всей целокупности Церкви, или ее соборности, так как он стоит в параллели с «народ», как «Христос Иисус» – с «епископ», т.е. в живом и действительном единении Христа, иерархии и народа». Единство Церкви зиждется на вере во Христа, любви верующих к Богу и друг другу, на таинстве Евхаристии, воспроизводящей Тайную Вечерь, ибо Церковь есть евхаристическая община христиан, она собирает всех верующих вокруг Евхаристической Чаши, кроме того святой Игнатий Бгоносец напоминает, что без епископов, пресвиторов и диаконов нет Церкви, а посему – каждому верующему «надлежит согласоваться с мыслию епископа». Ничего не делайте без епископа и пресвитеров; и не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе; но в общем собрании да будет одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной». «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, и один епископ с пресвитерством и диаконами». «Где будет епископ, там должен быть и народ, так, как где Иисус Христос, там и Вселенская Церковь». Как Господь без Отца, будучи соединен с Ним, ничего не делал ни Сам Собою, ни через апостолов, так и вы ничего не делайте без епископов и пресвитеров». «Почитайте диаконов как заповедь Иисуса Христа, а епископа как Иисуса Христа, Сына Отца; пресвитеров же как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви». В послании к святому Поликарпу Смирнскому священномученик Игнатий Антиохийский писал: «Старайся о единении, лучше которого нет ничего... Ничего не должно быть без твоей воли; но и ты ничего не делай без воли Божией». В понимании святого Игнатий Богоносца епископ – это центральная фигура, вокруг которой собирается поместная Церковь, он изображает Христа, пресвитеры – образ апостолов, а диаконы – служители Господних. Священномученик Игнатий Антиохийский подчеркивает, что признак истинных христиан – повиноваться епископам, которые поставлены Божьей волей как архипастыри и владыки поместных Церквей, они имеют благодать от Всесвятого Духа Божиего: «кто Иисус Христовы, те с епископом, которые все должны следовать епископам, как Иисус Христос Отцу. Кто обманывает епископа, обманывает Самого Бога», отсюда – «прекрасное дело знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу. Где епископ, там и Церковь». «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно». По важному замечанию протоиерея Георгия Флоровского для Игнатия Богоносца «епископ не есть внешний начальник, владычествующий во имя начала власти. Он несет служение, и несет его в неразрывном единстве со всею Церковью. Внешним проявлением этого единства служит совет старейшин, окружающий епископа». Размышляя об устройстве Церкви, святой Игнатий Антиохийский говорит о том, что высшее назначение епископов – пастырское душепопечение и свершение таинств и богослужений, наставление  верующих и забота о вдовах и сиротах, утешение скорбящих и изобличение лжеучений, хранение чистоты апостольской веры, и, подобно тому, как Иисуса Христа окружали апостолы, так и епископа должны окружать пресвитеры, образующие «духовный венец» и «синедрион епископов», как потом скажет святой Иоанн Златоуст, они – пастыри Церкви и наставники верующих, соучастники в литургическом служении и советники епископа, который согласует с ними все свои решения. На третьем месте – после епископа и пресвитеров – стоят диаконы, они подчинены епископу и пресвитерам, они призваны заботиться о бедных, служить евхаристической трапезе и нести особое служение Господне – «служение тайн Христовых», они – проповедники Слова Божиего и образ живой связи Церкви с народом. В своей книге «Введение в святоотеческое богословие» протоиерей Иоанн Мейендорф, обращая  внимание на то, что святой Игнатий Богоносец ничего не говорит об апостольском преемстве епископской власти, пояснял, что в раннехристианской литературе – в том числе и в семи посланиях святого Игнатия Антиохийского – служение епископа понималось как руководство поместной Церковью, а апостольская миссия – это проповедь Евангелия всем народам земли, поэтому «апостольское преемство» епископата именуется таковым потому что «оно восходит ко временам апостолов и к апостольскому рукоположению силой Святого Духа (См. Деян. 20:28), но епископы – это не апостолы», ведь апостолы были миссионерами, а деятельность епископов всецело связана с жизнью поместных Церквей.
                С громогласной речью святой Игнатий Богоносец предостерегает епископов о том, что на них лежит колоссальная нравственная ответственность за поместную Церковь и каждый из них дат ответ Богу на Страшном Суде о своем архиерейском служении, а потому священномученик Антиохии советует всем епископам быть смиренномудрыми и относиться к людям с любовью и вниманием, не надмеваться высоким положением, но молиться за всех и заботиться о каждом, помнить, что «кротостью низлагается князь века сего», постоянно молиться и в молитвах просить о мудрости, как делал царь Соломон, ибо каждый епископ – это наставник христиан и руководитель поместной Церкви, он призван быть твердым в вере как адамант, бескомпромиссно изобличать всякую ересь, заботься о вдовах, не пренебрегать рабами, совершать таинства и богослужения. Святой Игнатий Богоносец предостерегает, что нет спасения вне Церкви  и невозможно быть христианином, не исповедуя веру во Христа, не исполняя заповеди Евангелия и не участвуя в таинствах. Называя святую Церковь – домом Отчим, а ее храмы – местом жертвоприношения, священномученик Игнатий Богоносец учил о Евхаристии как о «хлебе Божием, который есть плоть Иисуса Христа, от семени Давидова, и питие, которого он жаждет, есть кровь Христа, и это есть нетленная любовь». «Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, страдавшая за наши грехи». «Евхаристический хлеб есть лекарство бессмертия, залог неумирания в вечной жизни в Иисусе Христе». Вне Церкви нет Евхаристии, а вне Евхаристии нет Церкви, поэтому надо «пользоваться одной Евхаристией, ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении Его крови; один жертвенник, как и один епископ вкупе с пресвитерством и диаконами». По убеждению святого Игнатий Богоносца Евхаристия ест врачевство бессмертия, она не только предохраняет от смерти, но и дарует вечную жизнь в Иисусе Христе, ибо мы причащаемся святой Крови и пречистого Тело пострадавшего за наши грехи Спасителя, Которого Отец в Своей любви воскресил из мертвых. В посланиях святого Игнатий Богоносца с апостольской вдохновенностью и силой возвещается о евхаристичности Церкви, Церковь и Евхаристия неразрывно взаимосвязаны, а евхаристический символизм святой Игнатий применяет в своем рассуждении о смысле мученичества: «Я пишу Церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым... Если я пострадаю буду отпущенником Иисуса и воскресну в Нем свободным. Теперь же в узах своих я учу не желать ничего мирского или суетного... Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки дьявола придут на меня, только бы достигнуть мне Христа... Не хочу более жить жизнью человеков». «Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всей землею: «Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит» (Мф.;16:26). Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего. Я имею в виду выгоду: простите мне, братья! Не препятствуйте мне жить, не желайте мне умереть. Хочу быть Божиим, не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего.  В понимании святого Игнатия Антиохийского духовная жизнь христианина – это подражание Иисусу Христу – все люди призваны уверовать во Христа и креститься, «хранить крещение как щит, веру – как шлем, любовь – как копье, терпение – как доспехи», быть кротки и великодушными, прощать врагов и молиться за всех, исполнять заповеди Евангелия, а самые стойкие в вере и совершенные могут явить высочайший подвиг – сораспяться Иисусу Христу, умереть во имя Христово и мученичеством своим засвидетельствовать бессилие смерти и торжество несокрушимой веры:  «Будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он Отцу Своему». «Плотское не может жить духовной жизнью, а духовное не может жить плотской жизнью... Но даже то, что вы делаете во плоти, духовно, ибо Вы делаете все в единении со Христом». «Поскольку все имеет конец, то одно из двух ожидает нас, смерть или жизнь, и каждый пойдет в свое место; ибо, как есть две печати, одна Божия, другая мирская, так каждая из них отпечатлевает собственный образ: неверующие получают образ мира сего, а верующие в любви – образ Бога Отца через Иисуса Христа». «Если мы добровольно не умерщвляемся во образ страдания Христа, то жизни Его нет в нас». Для святого Игнатия Богоносца христиане – это люди, уверовавшие во Христа и «идущие путем Божиим», для них вера, надежда и любовь – «начало и конец жизни», они ищут не мимолетных земных благ, а горних сокровищ Царства Небесного и прежде всего – Богообщения, являясь духовными людьми. По воззрению священомученика Игнатия Богоносца высшая миссия священнослужителей – свершение таинств Христовых и утверждение единства Церкви, собирающейся вокруг евхаристического жертвенника – единый алтарь, единая Евхаристия, единое богослужение связывают всех верующих и образуют единый хор, через крещение люди усыновляются Богу Небесному Отцу, через покаяния омываются от грехов, через Евхаристию – становятся причастниками Божественной Жизни и мистически соединяются со Христом духовно, душевно и телесно, а богослужение – это жизнь Церкви, оно – молитвенная симфония, в которое стройно и гармонично сливаются голоса и души всех верующих, молитва всех вменяется за каждого, молитва каждого – за всех, и каждый христианин призван молиться Богу и обрести неизреченную радость от духовного и таинственного общения со Христом.
                Миросозерцание священномученика Игнатия Антиохийского христоцентрично – Христос в центре всех его дум, чувств и молитв, надежд и упований,  он хотел быть со Христом – жить, служа Сыну Божиему, и умереть за Христа с Его именем на устах и в сердце, засвидетельствовав свою пламенную любовь к Господу: «Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу». Духовная жизнь христианская имеет своим центром чудесную и таинственную Личность Иисуса Христа, Он – наш Спаситель и истинный Богочеловек, Он – наша жизнь и наше спасение, источником новой, истинной и вечной жизни, Он обитает в сердцах верующих, а посему – все настоящие христиане являются богоносцами. По церковному воззрению святого Игнатия Антиохийского Христос есть предвечный Бог Слово воплотившийся и вочеловечившийся, чудесно и непорочно зачатый рожденный от Святой Марии Девы и Святого Духа, Он – истинный Сын Божий и истинный Сын Человеческий, Он – единственный Сын «высочайшего Отца», совечный Отцу и Святому Духу и единый с Ними по Божественному естеству Своему, Он имеет две природы – Божественую и человеческую, являясь Богочеловеком и нашем Спасителем, пришедшим на землю, чтобы добровольно принести Себя в жертву ради искупления грехов мира, Он – истинный Мессия, исполняющий мессианские пророчества Ветхого Завета, и пришедший исполнить план спасения человечества, от вечности сокрытый в неизреченной премудрости Божией – в молчании Бога Отца, и осуществляемый через Слово и Святой Дух, но при этом «Един есть Бог, явивший Себя чрез Иисуса Христа, Сына Своего». Христос воплотился и пострадал на Кресте, ибо Бог восхотел избавить человечество от власти «князя мира сего», Он приуготовлял спасение человечества через ветхозаветных пророков, а их чаяния нашли исполнение во Христе Богочеловеке. Вся христология святого Игнатий Богоносца глубоко православна, она отличается ясностью и четкостью формулировок и является блестящим церковным ответом на ересь докетов, отрицавших реальную человеческую природу Христа Спасителя и утверждавших, что Его страдания и смерть на Голгофе, равно как и воскресение из мертвых – только видимость. По своему характеру христология святого Игнатий Антиохийского антииудейская и антидокетская, он провозглашает реальность Боговоплощения – жизни, страданий, смерти и Воскресения Иисуса Христа, возвещает, что искупление имеет сотериологическое значение, оно есть наше освобождение и разрушение власти дьявола, смерти и Ада над нами,  что нетление и жизнь вечная – дары Христа Искупителя и Святого Духа, , что  «Господь для того принял миро на главу Свою, чтобы Церковь дышала нетлением».   «Если, как говорят иные безбожники, т.е. неверующие, Он страдал только призрачно, – сами они призрак, – то зачем же я в узах? Зачем я так пламенно желаю бороться со зверями? Стало быть я напрасно умираю? Стало быть я действительно говорю ложь о Господе?». «Если кто будет вам проповедовать иудейство, не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание слушать христианство, нежели от необрезанного иудейство. Если же ни тот ни другой не говорят об Иисусе Христе, то они по мне столпы и гробы мертвых, на которых написаны только имена человеческие». «Итак, не слушайте, когда кто-нибудь будет вам говорить не так об Иисусе Христе, Который из рода Давидова, от Марии истинно родился, ел и пил, истинно был гоним при Понтии Пилате, истинно был распят и умер пред лицом небесных, земных и преисподних ... Который истинно восстал из мертвых, будучи воскрешен Своим Отцом; подобно Его воскресению, Отец Его воскресит в Христе Иисусе и нас верующих в Него, без чего мы не имеем истинной жизни...». «Я прославляю Иисуса Христа Бога, так нас умудрившего, ибо я знаю, что вы усовершенствовались в неколебимой вере, как будто бы вы пригвоздились на кресте Господа Иисуса Христа плотию и духом и утверждены любовью в крови Христовой, уверившись вполне в Господа нашего, Который подлинно по плоти из колена Давидова, Сын Божий по воле и силе Божией воистину родился от Девы, крестился от Иоанна, чтобы исполнить всякую правду от Него. Воистину при Понтии Пилате и Ироде четвертовластнике пригвоздился нас ради плотию, плодом чего и мы спаслись от Его богоблаженного страдания, чтобы Он мог воздвигнуть условный знак во все времена через Его воскресение для святых и верных Его рабов, будь то Иудеи или язычники в одном теле Церкви Его». По глубокомысленному замечанию Епифановича: «В возвышенном воззрении на Сына Божия св. Игнатий примыкает к логологии святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он называет Его «Словом, изшедшим из молчания», «мыслью Божией» и этим показывает, как древние христиане понимали таинственное наименование Сына Божия Словом: они рассматривали Его, как истинное начало Откровения, явление Которого открыло нам тайны «Божественного безмолвия» как слова человека открывают его мысли».
                По верному и справедливому умозаключению профессора К.Е. Скуратова: «Сотериологические взгляды святого Игнатия, епископа Антиохийского, тесно связаны с христологическими. По его мнению, основой спасения являются пришествие на землю, страдания и воскресение Христа; средством к достижению спасения – Евхаристия; целью – воскресение и жизнь нетленная. Сотериологии святого Игнатия неразрывно соединена с его учением о нравственной жизни христиан, имеющей примером для себя Иисуса Христа». Обличая еретиков, святой Игнатий Антиохийский учил, что Христос есть истинный и единственный Исцелитель, Он – Бог во плоти и Учитель апостолов, наш Небесный Первосвященник и Сотаинник Божиих Советов, дверь к Отцу и Начальник Церкви, в Нем – наше спасение и вечная жизнь. На языке парадоксов православного богословия святой Игнатий Богоносец провозглашает предвечность Иисуса Христа по Его Божеству –  «Иисус Христос был прежде веков у Отца и наконец явился видимо», Христос – Бог и Господь, Сын и Слово, бывший у Отца прежде возникновения времени, Сущий едино с Ним – совечный Ему, но в то же время Он Сын Святой Девы Марии и происходит из царского рода Давидова по воспринятой плоти Своей,  Он стал совершенным человеком и явился в образе человеческом через чудо, совершенное Святым Духом и  добровольное согласие Девы Марии: «Бог наш Иисус Христос зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого». Христос есть бесстрастный и всемогущий Господь по Божеству своему, и страждущий Мессия по человечеству Своему, Он «истинно произошел от Девы», хотя и сохранил ее девство в зачатии и рождении, «Он истинно крестился от Иоанна, истинно распят был за нас плотию при Понтии Пилате и Ироде тетрархе и пострадал истинно, как истинно и воскресил Себя, а не так как говорят некоторые – призрачно», Он – Мессия, страдавший на Голгофе, но не подвластный более страданию после Своего Воскресения – «Его воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни», Он победил смерть и Ад, воскрес из мертвых и, придя к ученикам Своим, сказал: «возьмите осяжите меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный», а затем Он ел и пил, как имеющий плоть, но после Воскресения плоть Его стала преображенной и нетленной. По великой и неизреченной любви Своей возжелал спасти всех нас, Бог Отец отдал самое дорогое – Своего Единородного Сына, а Сын Божий воплотился и вознесся на Крест, через распятие Он избавил нас от власти дьявола и разрушил державу смерти, рассеял мрак идолопоклонничества и дал нам возможность жить новой жизнью во Христе. Святой Игнатий Богоносец утверждал, что Евангелие – это житие Иисуса Христа, благая весть о Его победе над смерть, Адом и дьяволом, дьявол же не предвидел дела Христова – он не знал ни тайну приснодевства Марии, ни о рождении от Нее Сына Божиего, ни о том, что крестной смертью умер Сам Господь – великих тайн, сокрытых в молчании Божием, но Воскресение Христово показало славу Сына Божиего, разорвавшего узы смерти и сокрушившего врата адовы, ставшего единственной нашей Надеждой и Спасителем всего рода человеческого. Как Небесный Архиерей и непорочный Агнец Христос «Самого Себя принес за нас в приношение и жертву Богу» ради разрушения царства смерти и искупления наших грехов. Если бы Христос не пострадал и не умер на Кресте, то Он бы не искупил грехи рода человеческого и не даровал бы нам таинства Евхаристии, которое есть «плоть Спасителя нашего Иисуса Христа», а потому целью христианской жизни является спасение, средством к тому – Евхаристия, а основа сего таинства –  крестные страдания Христа Богочеловека. Величайшая святыня Церкви – это Крест Христов, поднимающий нас к небесам, Крест – соблазн для неверующих, а для верующих – спасение и вечная жизнь. С молитвенным изумлением и священным трепетом святой Игнатий Богоносец восклицал – «Мой дух – в прахе перед Крестом», эти сильные и исповедальные слова спустя почти два тысячелетия митрополит Трифон Туркестанов процитирует в своем великолепном акафисте «Слава Богу за все». В завершении надлежит сказать, что для святого Игнатия Антиохийского Христос есть величайший Идеал, Он – высший образец любви и смирения, Он больше всех Священных Писаний, Им исполнились пророчества Ветхого Завета, о Нем благовествует Новый Завет, а люди разделяются на тех, кто уверовал во Христа и избрал жизнь и на тех, кто отверг Христа и обрек себя на погибель: «Так как все имеет конец, то одно из двух предлежит нам, смерть или жизнь, и каждому предстоит удалиться «в свое место» (Деян.;1:25). Ибо есть как бы две монеты: одна – Божия, а другая – мирская, и каждая имеет на себе собственный образ; неверующие носят образ мира сего, а верующие в любви – образ Бога Отца через Иисуса Христа». Касаясь самой таинственной области – эсхатологии, святой Игнатий Богоносец предостерегает, что лжеучителя и все, кто их слушает, равно как и язычники и иудеи пойдут в вечный огонь, если не покаются и не уверуют в Сына Божиего, а все верные Христу – унаследуют Царство Небесное, достигнут уготованной им вечной жизни и славы, ибо в последний день мира всемогущий  Господь воскресит их не для осуждения, а для прославления и вечного блаженства.
                Святой Игнатий Антиохийский, возвышенно названный «Богоносцем», является великим проповедником и молитвенником Церкви, он – приемник апостолов и ревнитель благочестия, стоящий на страже чистоты апостольского Предания и христианской веры; он – изобличитель еретиков и утешитель скорбящих, архипастырь и священномученик, не убоявшийся ни гонений, ни пыток, ни диких зверей римского Колизея, верный Христу в жизни своей, он засвидетельствовал пламенную любовь к Господу своей мученической смертью, убежденный, что лучше умереть со Христом и обрести спасение души, чем властвовать над миром, но навеки разлучиться с Богом; он – вдохновитель мучеников и исповедников, творцов акафистов и слагателей песнопений, оказавший сильное влияние на святого Иринея Лионского, святого Мефодия Патарского и священномученика Киприана Карфагенского; он – один из мужей апостольских и первых богослов, ясно и четко выразивший догмат о Богочеловечестве Иисуса Христа, глубоко проникший в тайну искупления, являющийся образцовым христианином и примером для всех христиан от первого века и до последних дней нашего мира.


Рецензии