Поликарп Смирнский и его послание к Филиппийцам

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодохновенне, в видения восход. Сего ради, слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Поликарпе, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Тропарь священномученнику Поликарпу, епископу Смирнскому, глас 4

Плоды словесныя Господеви принося, Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,  темже и от Бога достоин иерарх прославился еси. Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы, воспеваем твою достохвальную памятъ, славяще Господа.
Кондак священномученнику Поликарпу, епископу Смирнскому, глас 1

                Священномученик Поликарп Смирнский – один из мужей апостольских, он – ученик апостола и евангелиста Иоанна Богослова и учитель святого Иринея Лионского – одного из крупнейших богословов II века нашей эры и борца с ересями; он – связующее звено между апостолами и святыми отцами и учителями Церкви, хранитель апостольского Предания и выразитель малоазиатской традиции богословия, учивший, что в основе нашего спасения лежит искупительное дело Христа и вера, действующая любовью; он – друг и сподвижник священномученика Игнатия Богоносца, собравший и издавший его письма, духовный наставник и архиерей Смирны. В I веке нашей эры Смирна была самым красивым из городов Асии, расположенным на берегу залива Эгейского моря, по бокам его улиц росли зеленые рощи, здесь был центр наук и медицины, а кроме того Смирна – один из городов, претендующих на право называться родиной Гомера. В самой таинственной книге Библии – в Апокалипсисе апостола и тайнозрителя Иоанна Богослова Сам Христос обращался со словами утешения к Ангелу Смирнской Церкви – к Церкви  гонимой и страдающей за исповедания веры в Сына Божиего, к Церкви мучеников и исповедников: «И Ангелу Смирнской Церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр.2:8-11). Смирнская Церковь – одна из двух Церквей (наряду с Филадельфийской Церковью), которую Господь не укоряет в недостатках, и тем самым еще более ясным становится насколько высоко Спаситель ценит подвиг мученичества и исповедничества, насколько славят и прославляют его Ангелы на небесах, ибо воистину нет более великой, жертвенной, святой и благословенной Господом любви, чем душу положить за Бога своего и отдать жизнь свою за свою веру и святую Церковь. Таинственные слова Иисуса Христа, услышанные тайновидцем Иоанном Богословом на Патмосе можно пророчески отнести и к священномученику Поликарпу – епископу Смирнской Церкви, которого именовали «учителем Азии и отцом христиан», ревностным хранителем и бесстрашным исповедником веры, идущей от Мессии и Его апостолов, пастыря, пребывающего верным Богу до конца – до мученической смерти, увенчавшей его служение. О жизни и личности святого Поликарпа Смирнского до нашего времени сохранилось немного исторических сведений, но каждое – несказанно драгоценно, а наиболее ценными являются сообщения его ученика – святого Иринея Лионского; из творений самого Поликарпа до нас дошло только его послание к Филиппийцам, а что касается «Жития Поликарпа», составление которого приписывали Пионию, пострадавшему в Смирне при императоре Декии (249–251), то, по утверждению современных исследователей, оно было написано только в IV веке, что впрочем не лишает его ни церковной ценности, ни исторической достоверности, ибо передаваемое в Церкви веками устно было изложено письменно.
                Земная жизнь святого Поликарпа Смирнского овеяна тайной – мы не знаем точно даты его рождения и смерти, но историки предполагают, что он родился около 70 года, а исходя из мученических актов, где говорится, что он пострадал за веру во Христа и умер в возрасте 86 лет, можно предположить, что время его смерти – 155 – 156 год. Мало известно о событиях земной жизни святого Поликарпа до того, как он стал епископом Смирны, но по церковному Преданию – к благочестивой и богатой вдове по имени Каллиста, у которой не было детей, явился Ангел Господень и велел ей взять на воспитание отрока-сироту – Поликарпа, которому она дала образование и которого с любовью воспитывала в христианском благочестии как родного сына. Когда Поликарп вырос, то вдова отдала ему ключи от всех своих хранилищ, а затем отлучилась от дома. В ее отсутствии к святому Поликарпу стали стекаться вдовы, сироты и обездоленные, одни получали от него хлеб, иные – вино, третьи – елей, и все – сострадательную любовь и утешение. Когда спустя некоторое время Каллиста возвращалась домой, то к ней навстречу выбежал один из слуг и стал жаловаться на то, что Поликарп раздал все имущество бедным и хранилища его приемной матери опустели. Сильно опечаленная этой вестью и безрассудным, как ей казалось, поступком своего приемного сына, Калллиста возвратилась домой и тотчас отправилась в хранилища, ожидая увидеть их пустыми, но в изумлении нашла там множество сокровищ. В тот момент, когда Поликарп из любви к бедным раздал имущество своей приемной матери, он взмолился Богу: «Господи Боже, Ты, Отец возлюбленного Сына Твоего, наполнивший при пророке Твоем Илии сосуды вдовы Сарептской, услышь меня, чтобы во имя Христово здесь все оказалось наполненным». По великой благости и неизреченной премудрости Своей всемогущий Господь откликнулся на молитву благочестивого юноши и исполнил его прошение. Увидев хранилища, наполненные сокровищами, Каллиста хотела наказать своего слугу за клевету, но Поликарп защитил его и сказал своей приемной матери: «Молю, не наказывай за меня другого, но лучше меня подвергни его наказанию, ибо он не солгал, но достоин похвалы за верность госпоже; я же не зло расточил имение, но на бедных, и Бог, Отец возлюбленного Иисуса Христа, и бедных, напитал и Ангела своего послал восполнить все твое имущество, чтобы и ты, по своему обычаю, имела, что дать убогим». С удивлением услышав слова своего приемного сына и изумляясь его добродетельности, Каллиста стала более прилежной в вере и добрых делах, а после ее смерти Поликарп остался наследником всех имений и раздал все имущество бедным и нуждающимся, он преуспевал в вере во Христа и добродетельной жизни, любил чтение Священного Писания и молитву, жил в воздержании и непорочном девстве. Неизвестно, когда Поликарп вступил в клир Смирнской Церкви, но уже в сане диакона он выделялся среди своих современников и сослужителей, как Стефан во времена апостолов, он отличался даром красноречия, блестяще и рассудительно полемизировал с язычниками и иудеями, имел дар увещевания и убеждения, поучал народ в вере, истолковывал и изъяснял таинственные стихи Священного Писания.
                По церковному Преданию святой Поликарп – наследник апостолов, во дни юности своей он слушал наставления апостола Иоанна Богослова – евангелиста и истолкователя высочайших Божественных тайн, а следовательно он черпал мудрость из чистейшего источника – апостольской проповеди, а потому  «всегда учил только тому, что узнал от апостолов, что передает Церковь и что одно только истинно». В «Церковной истории» Евсевия Кесарийского сохранился трогательный отрывок из посланий святого Иринея Лионского к Флорину – бывшему ученику Поликарпа, который вспоследствии впал в гностическое лжеучение: «Не такое учение предали нам предшествовавшие нам отцы, которые слушали самих апостолов. Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа. Что было в то время, я помню живее, чем недавно случившееся... Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, мог бы изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, – то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах... По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... Итак, могу засвидетельствовать пред Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: «Боже благий! до какого времени Ты допустил меня дожить». Как сообщает святой Ириней Лионский: Поликарп Смирнский «не только был наставлен апостолами, но апостолами был поставлен во епископа Смирнской Церкви. Его я видел в моей ранней молодости, – ибо он жил долго и в глубокой старости окончил жизнь эту славнейшим мученичеством». По свидетельству Евсевия Кессарийского святой Поликарп Смирнский  был учеником Иоанна Богослова и «собеседником апостолов, получившим епископство над Смирнской Церковью от самовидцев и служителей Господа». По сообщению Тертуллиана и Блаженного Иеронима святой Поликарп был рукоположен в сан епископа и поставлен на архиерейское служение в Смирне самим апостолом и евангелистов Иоанном Богословом, он был муж апостольский и живой свидетель апостольского благовестия, за что его ценили ученики. Блестящая характеристика святого Поликарпа как епископа Смирны и его выразительный образ как архиерея и пастыря Церкви дается священномучеником Игнатием Богоносцем незадолго до его мученического подвига в послании к Поликарпу Смирнскому, где сказано: «Зная твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном камне, я весьма рад, что удостоился видеть непорочное лицо твое: о, если бы и всегда я мог наслаждаться им о Боге». На страницах своего послания священномученик Игнатий Антиохийский хвалит святого Поликарпа Смирнского за его благочестие и непорочность, за то, что он «знает волю Божью» и «готов на всякое доброе дело Божие», «ко всем имеет терпение в любви», «проявляет большое усердие к своей деятельности», являясь «богодостойным епископом». К святому Поликарпу Смирнскому, словно пророчески предвидя его мученический крест, священномученик Игнатий Богоносец обращается с призывом быть стойким борцом Христовым и мужественно терпеть все скорби, как трепел Сам Господь Иисус Христос, проявлять любовь ко всем людям, учить всех христиан не презирать рабов и вдов, быть зорким и рассудительным корчим для Смирнской Церкви и всей Малой Азии: «Как кормчим нужны ветры, или обуреваемому – пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога». «Стой твердо как наковальня, по которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать». По выражению Блаженного Иеронима святой Поликарп Смирнский был «духовным вождем всей Асии», а святой Ириней Лионский свидетельствовал, что Поликарп был церковным писателем – он «писал послание то к целым Церквам для их укрепления, то к некоторым братиям для их наставление и увещания». Преподобный Максим Исповедник упоминает о его послании Поликарпа к Афинской Церкви, но из всего написанного святым Поликарпом до нас дошло лишь его послание к Филиппийцам. После мученической смерти священномученика Игнатия Богоносца святой Поликапр Смирнский стал единственным оставшимся в живых учеником апостолов, которые воочию видели Иисуса Христа; как хранитель апостольского Предания он пользовался большим почтением современником и был ревностным миссионером, обратившим ко Христу многих язычников, как апостольский ученик он выступил против гностических лжеучений – ересей Менадра, Керинфа, Карпократа и Валентина, а при встрече с Маркионом в Риме, дерзко спросившим Поликарпа Смирнского – «узнаешь ли меня?», святой ученик апостола Иоанна Богослова посрамил гностического ересиарха, сказав –  «Я узнал тебя, ты –  первенец сатаны»». Для  каждого христианина очевидно, что спасение вне веры во Христа и Церкви невозможно, дьявол есть отец лжи, и всякий отвергающий Христа – лжец, отлучающий себя от Бога и Его святой Церкви и ввергающий в сборище сатанинское. Святой Ириней Лионский свидетельствует, что святой Поликарп Смирнский «прибыл в Рим при Аниките, многих обратил проповедью от ересей к Церкви Божией, возвещая, что он принял от апостолов одну только истину, которая предана Церковью».
                Святой Поликарп Смирнский направился в Рим не только, чтобы  изобличить гностические ереси и обращать язычников в христианскую веру, но и чтобы разрешить вопрос о праздновании Пасхи. В малоазийских Церквям был принят обычай праздновать Пасху четырнадцатого нисана, в один день с иудеями, ибо именно в этот день Христос совершил Тайную Вечерь. По замечанию протоиерея Иоанна Мейендорфа: «В отличие от синоптических Евангелий, где символизм пасхального жертвоприношения связан с Тайной Вечерей, в традиции четвертого Евангелия он связан с крестной жертвой Христа. Это происходит из-за различия в хронологии четырех Евангелий. Синоптики пишут о том, что Пасха в год распятия Христа приходилась на пятницу день искупительной смерти Спасителя, в то время как Иоанн относит Пасху этого года на субботу. Следовательно, Его смерть и была тем самым пасхальным жертвоприношением». Для малоазийских Церквей Пасха была связана с воспоминаниями крестных страданий Христовых – «Христос заклан за нас», а таинство Евхаристии – с воспоминанием искупительной жертвой Агнца Божиего и Его смертью на Голгофе, в то время как в Риме празднование Пасхи происходило в воскресенье, следующее за четырнадцатым нисаном, в память о Воскресении Иисуса Христа. По слову святого Ириней Лионского между Поликарпом Смирнским и римским архиереем Аникитой разгорелся спор – никто не отступил от своего обычая, но иерархи Церквей остались в мире и расстались друзьями: «Когда блаженный Поликарп при Аниките приходил в Рим, то оба они и касательно других предметов немного спорили между собой, но тотчас согласились, а об этом вопросе и спорить не хотели, потому что Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа нашего, и обращаясь с другими апостолами; ибо Аникита говорил, что он обязан соблюдать обычаи предшествовавших ему пресвитеров при всем том, они однако находились во взаимном общении, так что Аникита, по уважению к Поликарпу, позволил ему совершать в своей Церкви евхаристию; и оба они расстались в мире, равно как в мире со всею церковью находились и соблюдавшие тот обычай и не соблюдавшие». Из истории нам известно, что одновременное празднование Пасхи не было установлено вплоть до самого Никейского Собора в 325 году, а Вселенская Церковь осудила  обычай праздновать Пасху четырнадцатого нисана как ересь кватродециманов. По глубокомысленному и справедливому умозаключению протоиерея Георгия Флоровского: «Апостол Иоанн Богослов был истинным израильтянином по духу, он любил и чувствовал Ветхий Завет, был ближе к апостолу Петру, нежели апостолу Павлу, и к тому же, воспоминания пасхальной ночи имели для него особую, личную яркость. Может быть именно с его личным примером и связано упорство малоазийцев в пасхальной практике… Малоазийский обычай был пережитком апостольского времени, запоздалым архаизмом. Во вторую половину II века этот архаизм становился опасен в связи с обострением иудаистических настроений в евионитстве и монтанизме… Для Поликарпа этот обычай имел иной смысл – смысл живого воспоминания о возлюбленном учителе, свидетельство о его близости к великому апостолу любви – апостолу Иоанну Богослову. Можно прибавить еще, что преимущественная память о дне страданий Господних согласуется с тем ярким мученическим пафосом, который был силен у Поликарпа, как и у его блаженного друга святого Игнатия».
                Долгая жизнь епископа Смирнского и его многотрудное, но славное служение Богу и Его святой Церкви, увенчалось мученичеством за Иисуса Христа. По ценному историческому пояснению выдающегося русского патролога А.И. Сагарды: «Вскоре, после возвращения из Рима, святой Поликарп, в то время 86-летний старец, закончил свою многотрудную земную жизнь мученическою смертью. Время его мученической кончины ранее обычно относили к царствованию императора Марка Аврелия, именно к 166 году. Но в 1867 году вышло сочинение французского ученого Ваддингтона, которое произвело переворот в решении этого вопроса: кончину св. Поликарпа стали относить к 155–156 году. Если в 155–156 году, то, следовательно, при императоре Антонине Пии. Сам Антонин Пий, благородный и просвещенный государь, отличавшийся кротостью и добротой, не издавал эдиктов, направленных против христиан, но при нем продолжал действовать рескрипт Траяна на имя Плиния, в котором император писал своему наместнику в Вифинии: «Разыскивать христиан не следует, но если их обвинят и уличат, то их должно казнить. Однако, тот, кто не признает себя христианином и докажет это самым делом, т. е. поклонившись нашим богам, тот получит прощение за раскаяние, хотя бы прошедшее его было подозрительно». По этому рескрипту христиане подлежали преследованию уже за «самое имя», за одну принадлежность к христианскому обществу». Требовался только обвинитель. Сами же представители государственной власти в силу указа Траяна не должны были обращать внимание на вопли черни, чтобы против христиан принимались меры строгости. Но иногда власть под влиянием криков толпы, не имея налицо обвинителей, сама принимала на себя инициативу преследование против того или иного христианина. Это было незаконно с точки зрение основоположений римского права, однако нередко имело место. Обвинительный процесс против св. Поликарпа и является живым примером именно такого незакономерного процесса. В Смирне были отданы зверям 12 христиан из Филадельфии. Один из них, Квинт, сам явившийся пред трибуналом, увидев зверей, испугался и отрекся от Христа. Но другой, Германик, мужеством своим поразил всех, но его геройская смерть только возбудила ярость толпы. Послышались крики: «Смерть безбожным! Найти Поликарпа!» И Поликарпа нашли. Это было в великую пятницу, а на другой день, в великую субботу, он мученически скончался». В послании Смирнской Церкви к христианам других Церквей содержится драгоценное свидетельство о мученическом подвиге святого Поликарпа, где паства священномученика трогательно и проникновенно рассказывает «всем святым кафолическим Церквам, сущим во всяком месте», о последних днях своего духовного руководителя и о его мученической кончине. Когда до святого Поликарпа дошла весть о том, что язычники вознамерились поразить Смирнскую Церковь в самое сердце и казнить ее епископа, то он сохранял спокойствие и вознамерился принять мученическую смерть, но по убеждению своей паствы проявил евангельскую мудрость и благоразумие – скрылся от гонителей в убежище, днем и ночью молясь «о всех людях и Церквах во вселенной». Как трезвомыслящий и рассудительный богослов, просвещенный Святым Духом, Поликарп Смирнский провозглашал, что с одной стороны нельзя самовольно идти на мученичество, искушая гонителей и немощных, ибо это будет дерзость, а с другой стороны – нельзя отступать от Христа и отрекаться от веры во время гонений, ибо это – позорное малодушие. За три дня то того, как Поликарп Смирнский был схвачен, он увидел видение – его изголовье было объято огнем, а затем – он обратился к бывшим с ним христианам и пророчески сказал: «Меня сожгут живьем». Когда настал час – епископ Смирны сам вышел к пришедшим схватить его, предложил им трапезу, вдохновенно взмолился, спокойно и мужественно приняв свой крест и сказав: «Да свершится воля Божия». По прибытии в Смирну святой Поликарп услышал глас с небес – «Мужайся, Поликарп», а когда судьи убеждали его отречься от Христа и грозили зверями и огнем, старец ответил им: «Уже восемьдесят шесть лет я служил Ему, и Он не сделал мне никакого зла. Как же я могу хулить Царя моего, спасшего меня?». В возрасте восьмидесяти шести лет во время языческих празднеств святой Поликарп Смирнский отказался отречься от Христа Спасителя и был осуждени как исповедник имени Христова. В мученических актах определяется время его мученической кончины: «Пострадал блаженный Поликарп во 2-й день месяца Ксанфика, в Великую Субботу, семь дней до мартовских календ, в восьмом часу. Схвачен он был Иродом при архиерее Филиппе Траллиане, при проконсуле Статии Квадрате, и в вечное царствование Иисуса Христа, Которому слава, честь, величие, вечное владычество от рода в род, аминь». Мученическая смерть святого Поликарпа Смирнского наступила в 156 году, а память  о нем празднуется в Православной Церкви 23 февраля. У многих возникает вопрос: Если Господь благ и всемогущ, то почему Он попускает христианам так страдать и идти на мученичество? Святые отцы Церкви учили, что мученичество – страдание за Христа, оно – величественнее всего на свете и нет ничего выше, чем уподобиться Сыну Божиему, пострадавшему и умершему за нас на Кресте, ведь мученичество – знак любви нашей к Богу, более сильной, чем смерть. Христос сказал о мучениках: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.;5:11–12). 
                Бесстрашно исповедуя веру во Христа Искупителя святой Поликарп с радостью ожидал мученической кончины – епископа Смирны осудили на сожжение живьем, языческий народ окружил его, требовал предать Поликарпа смерти и с яростью кричал – «Это учитель нечестия, отец христиан и истребитель наших богов», а иудеи с особым усердием приготовили костер для сожжения христианина. С молитвой и дерзновением мученика Поликарп Смирнский бесстрашно взошел на костер, лицо его сияло радостью и верой во Христа. Находясь на костре, привязанный к столпу, Поликарп Смирнский воззвал с предсмертной молитвой к Богу – молитвой, исполненной горячей веры и отзвуками литургических песнопений,  выражающей дух первых христиан и близкой к языку писаний апостола Иоанна Богослова: «Господи, Всемогущий Боже, Отец Твоего возлюбленного и благословенного Отрока Иисуса Христа, через Которого мы получили ведение о Тебе, Боге Ангелов, Сил Небесных, всякой твари и всего рода праведных, живущих пред лицем Твоим! Благословляю Тебя за то, что Ты удостоил меня сего дня и часа, дабы я стал причастником в сонме мучеников чаше Твоего Христа и воскрес для вечной жизни и телом, и душой, в нетленности Святого Духа. Да буду я принят посреди них пред лицем Твоим сегодня как жертва тучная и благоугодная, как то Ты, неложный и истинный Боже, предуготовил, предъявил и исполнил. За это и за все Тебя восхваляю, Тебя благословляю, Тебя прославляю, через вечного и небесного Первосвященника Иисуса Христа, Твоего возлюбленного Отрока, через Которого Тебе, с Ним и со Святым Духом слава ныне и в грядущие века. Аминь». Предсмертная молитва святого Поликарпа Смирнского – высокий образец молитвенного богословия, а сам священномученик – великий молитвенник, он нарекает Бога Отцу Вседержителем, а Иисуса Христа – Его Единородным Сыном и предвечным Словом, Небесным Первосвященником и Посредником между Богом Отцом и человечеством, исповедует веру в Божественность Святого Духа – Дарователя нетления для души и тела, славит Его как Бога Освящающего и Животворящего, благодарит Бога за великую честь быть причисленным к сонму мучеников и умереть за Христа. Когда вспыхнуло пламя, окружив привязанного к столбу, то оно приняло форму шатра и надувалось наподобие корабельного паруса, едва  касаясь мученика – плоть его засияла как раскаленное золото в разжигаемом горниле, а присутствующие с изумлением и трепетом ощутили аромат ладана и благоухание драгоценных благовоний.  Видя происходящее чудо Божье, один из палачей в ярости пронзил святого Поликарпа копьем – кровь хлынула из раны и мученик скончался, а огонь охватил его тело. Для того, чтобы тело мученика не досталось христианам, по наущению иудеев и по языческому обычаю сотник сжег его дотла, но все же удалось собрать остатки мощей епископа Смирны, ибо для христиан мощи – «сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота». На святых мощах праздновался день мученичества святого Поликарпа – день, когда он засвидетельствовал свою жертвенную любовь ко Христу и обрел венец избранников Божиих – венец спасения и нетления. Ободряя Смирнскую Церковь и всех страждущих христиан, Господь сказал в Апокалипсисе: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть», «будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). Существует только один путь спасения – верность Богу, ибо невозможно познать Бога и быть с Ним без веры в Него и любви к Нему, а вера и любовь, в свою очередь, немыслимы без верности. Христос говорит, что возложит на верных венец жизни – венок победителя, увенчает их вечной жизнью и славой. Венец жизни – это благодать Святого Духа и слава святых.
                Святой Поликарп – один из самых стойких мучеников и исповедников христианской веры, он – столп и утверждение Смирнской Церкви, пример истинной и незыблемой веры и неустрашимой любви ко Христу для христиан всех веков, его жизнь соответствовала заповедям Евангелия, он был богословом, призывающим христиан  служить Богу «в страхе и истине» и оставить «тщетное пустословие и заблуждение» иудеев и язычников, отвергнувших Иисуса Христа – истинного Мессию и Богочеловека; он призывал помнить, что «кто не признает свидетельства крестного, тот – от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным желаниям и говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот – первенец сатаны». По свидетельству Иринея Лионского святой Поликарп Смирнский был не только самоотверженным пастырем Церкви, но и блестящим церковным писателем, но до наших дней из многих его произведений дошло лишь его послание к Филиппийцам, которое дает нам узнать характер веры Поликарпа и его проповедь истины. По словам Блаженного Иеронима это послание Поликарпа Смирнского одно время читалось в малоазийских Церквах при богослужении, оно состоит из четырнадцати глав, на его страницах цитируется как Ветхий Завет так и Новый Завет, а его содержание составляют исповедание веры в Святую Троицу – Бога Отца Вседержителя Иисуса Христа и Святого Духа, похвала братьям-узникам и страдальцам за их любовь ко Христу и твердую веру, призыв помнить о Христе Спасителе и радоваться неизреченной радостью, увещевание к добродетели и напоминание о том, что все мы предстанем на Страшный Суд и дадим ответ Богу за нашу жизнь, предостережение о еретических лжеучениях и обличение страсти сребролюбия – «начала всех бед», изложение обязанностей пресвитеров и диаконов, юношей и дев, супругов и вдовиц, призыв пребывать в надежде и терпении, молиться и соблюдать пост, хранить единомыслие и прощать обидчиков, не страшиться гонений и испытаний, но явить плоды деятельной веры и уповать на благого, премудрого и всемогущего Бога. Послание священномученика Поликарпа Смирнского к Филиппийцам написано ясным и вдохновенным евангельским языком, оно согрето сердечной любви к Богу и верующим, проникнуто глубоким сочувствием к людям, особенно ко всем  бедным и несчастным, стилистически напоминая послания апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и вопреки крайне несправедливой критике С.Л. Епифановича, здесь чувствуется и литературный талант и богословская сила мысли: «Поликарп и с ним пресвитеры Церкви Божией в Филиппах: милость и мир от Бога Вседержителя и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, да умножатся. Я весьма сорадовался вам в Господе нашем Иисусе Христе о том, что приняли у себя образцы истинной любви и, как прилично было вам, проводили связанных узами, которые суть царское украшение для истинных избранников Бога и Господа нашего. Радуюсь также и тому, что твердый корень вашей веры, известный с первых времен, пребывает и доныне и приносит плоды, достойные Господа нашего Иисуса Христа, Который претерпел за грехи наши самую смерть, но Которого воскресил Бог, расторгнув узы ада. Вы, не видев Его, веруете, и, веруя, радуетесь радостью неизреченною и преславною, каковой многие желают достигнуть, зная, что вы спасены благодатию, не делами, но по воле Божией чрез Иисуса Христа». «Это пишу вам, братья, о праведности не по собственному притязанию, но потому, что вы сами вызвали меня на это. Ибо ни мне, ни другому, подобно мне, нельзя достигнуть мудрости блаженного и славного Павла, который, находясь у вас, пред лицом живших тогда людей, ревностно и твердо преподавал слово истины, и после, удалившись от вас, писал вам послания. Вникая в них, вы можете получить назидание в данной вам вере, которая есть матерь всех нас, за которою следует надежда и которой предшествует любовь к Богу, ко Христу и ближнему. Кто в них пребывает, тот исполнил заповедь правды. Ибо имеющий любовь далек от всякого греха».
                На страницах своего послания святой Поликарп изобличает ересь докетов и призывает хранить «слово истины», идущее от апостолов, напоминает о священных и боговохновенных посланиях апостола Павла, являющихся чистейшим источником познания Божественной Истины, а более всего наставляет христиан в том, чтобы вера их была деятельной и сопровождалась добрыми делами – здесь он особенно близок апостолу Иоанну Богослову и апостолу Павлу, учившим, что любовь есть высочайшая добродетель, и апостолу Иакову, провозглашавшему, что вера без дел мертва: «Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге оправдание нашего – Иисусе Христе, Который грехи наши вознес на Своем теле на древо, Который не сделал греха и в устах у Которого не обрелось лжи и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения, и если будем страдать за имя Его – прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали в это». «Будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо «милостыня избавляет от смерти». «Все будьте уступчивы друг другу, чтобы «поведение ваше было безупречно среди язычников и вы получили бы похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подвергалось бы из-за вас хулению. Горе же тому, кем хулится имя Господне! Итак, всех учите умеренности и воздержанию, в которых, впрочем, вы и живете». Обращаясь к пресвитерам, Поликарп Смирнский призывает их «быть благосердыми, милостивыми ко всем, обращать заблуждающихся, посещать всякого немощного, не пренебрегать вдов или нищих, всегда стараться о добром пред Богом и человеками, воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливости в суде, удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха». Диаконам священномученик и епископ Смирны завещает, что они «должны быть непорочны пред правдою, как служители Бога и Христа, а не человеков, не клеветники, не двуязычники, не сребролюбцы, воздержаны во всем, милосерды, старательны, должны поступать согласно с истиною Господа, Который сделался служителем всех». Юношам и девам архипастырь Смирнской Церкви заповедует «быть непорочными во всем, преимущественно же заботиться о целомудрии и удерживать себя от всякого греха». Как сострадательный христианский пастырь святой Поликарп Смирнский признается, что душа его скорбит за пресвитера Валента и его жене, которые по сребролюбию утаили деньги, данные для бедных, умоляет христиан хранить душу от сребролюбия и идолослужения, призывая обращаться к грешникам с милосердием – как к страждущим и заблудшим, не гневаться, ибо сказано  апостолом Павлом – «да не зайдет солнце в гневе вашем», и, по образу Христа Спасителя, молиться за всех – даже за врагов.
                Миросозерцание священомученика Поликарпа Смирнского христоцентрично – он верует, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, совечный и ранвочестный Отцу и Святому Духу, Он – вечный Небесный Первосвященник и основатель Церкви, воплотившийся Господь, пришедший во плоти, страдавший на Кресте и умерший ради нашего спасения, Он воскрес из мертвых и сокрушил затворы адовы, Он – наш Спаситель и единственная надежда человечества, а конце времен Он явиться в мир в силе и славе Божества Своего и будет Судьей живых и мертвых. Вся жизнь христианина протекает на фоне вечности и обращена в эсхатологическую перспективу – просвещена чаянием будущего века: «Если угодим Ему в нынешнем веке, получим и будущий, так как Он обещал нам, что воскресит нас из мертвых и что если будем жить достойно Его и в Него веровать, будем и царствовать с Ним». По церковному воззрению святого Поликарпа Смирнского в основе нашего спасения лежит искупительная жертва Иисуса Христа – исторический и несомненный факт Его воплощения, страданий, смерти и воскресения из мертвых, но чтобы мы могли обрести спасение и стать причастниками Его искупительного подвига нам нужно уверовать во Христа, исповедовать богооткровенные истины веры, открытые через пророков и апостолов, запечатленные и изложенные в двух Заветах, нам нужно участвовать в таинствах Церкви и жить по заповедям Евангелия – в этом залог нашего оправдания и спасения. По справедливой оценке А.И. Сидорова «основные мотивы богословия святого Поликарпа весьма просты и даже кажутся безыскусственными, но именно в этой простоте и безыскусственности ярко проявляются чистая глубина духовного опыта и ясность Боговедения святого мученика».   Священномученик Поликарп Смирнский – многогранная и самобытная натура, ученик апостола и евангелиста Иоанна Богослова и хранитель апостольского Предания, учитель святого Иринея Лионского, отец христиан и духовный вождь Асии, самоотверженный исповедник веры во Христа, он молитвенник и пастырь, богослов и обличитель ересей, учитель благочестия, призывающий бороться со страстями, помнить о смерти и Страшном Суде, прощать обидчиков и молиться за всех, проповедник и церковный писатель, а его послание к Филиппийцам – драгоценный памятник древнехристианской литературы, овеянный жизнью первых христиан и духом апостольского Предания.


Рецензии