О Русском Шамане замолвите слово-15

Как быстро вырастают дети,
Какими кажутся большими!
Они мудрее всех на свете,
И дерзкая удача с ними!

 Ничьих не слушают советов.
Зачем? Они и так все знают!
Вопросов больше, чем ответов
В их юных головах мелькает.

А взрослым хочется быть рядом,
Помочь, спасти, и оградить.
И юность провожая взглядом,
Мы снова учимся любить.

(стихи автора)

Шаман и новое поколение России

     «МЫ - это наше великое прошлое, настоящее и будущее. А будущее России -это дети. Они и стали главными персонажами клипа «МЫ» - не выдуманные, а настоящие герои, несмотря на свой юный возраст, уже добившиеся феноменальных результатов», - так охарактеризовал Ярослав свою новую работу. Как всегда, кратко, емко и точно.

      Пошли всего вторые сутки с момента опубликования клипа Ярослава Шамана на песню «Мы», уже знакомую слушателям по концертному исполнению в новой программе под названием «Я русский». А песня уже разлетелась по всему миру, клип получил первый миллион просмотров и занял свое законное первое место среди музыкальных видео на вкладке «В тренде».

     Иностранные музыкальные блогеры наперегонки бросились снимать видеореакции на новую работу Шамана, и многие из них, не зная русского языка, очень точно уловили посыл и основную идею клипа. Будущее закладывается уже сегодня. Наши дети будут лучше нас, и они представляют миру образ новой, сильной, патриотичной, футуристической России, страны феноменальных достижений. Нас не сломать и не поставить на колени. Новое поколение – новая Россия.

     А вот российская аудитория, хоть в целом и приняла песню «Мы» ожидаемо восторженно, все же испытала некоторое чувство удивления, несовпадения ожиданий и видеоряда, чувство неожиданности. Шаман мастер и любитель делать сюрпризы. Что характерно, всегда приятные, за что ему большое спасибо.

     Мне кажется, что поскольку фанаты и поклонники знакомы с историей создания песни, которую Ярослав написал буквально на салфетке во время гастрольного тура по Новороссии, а также слышали ее исполнение в концертных видеороликах, у многих сложился свой образ, связанный с этой песней. Многие ожидали, что в клипе будет противостояние, решающий бой и революция, условно говоря, красный флаг на баррикадах. Светлана Шевченко, журналист «5 канала», беседуя с Ярославом Шаманом по итогам его поездки в зону СВО, спросила : «Так что, нам ждать новый гимн Донбасса?»

     А тут – завтрашний день, фантастические интерьеры, чудесные дети с решительными и серьезными взглядами, Шаман выглядит будто прекрасная голограмма в роли какого-то космического командора в компьютерной игре.  И невероятный, потрясающий вокал, все время на высоких нотах, с сумасшедшим драйвом, необыкновенная мощь, полет, красота голоса. Сквозь современный ритм во всю ширь звучит вольный славянский напев с мелодичными переливами, и кажется, что голосу этому мало места даже в таком гигантском помещении. Так что на деле получилось гораздо шире – гимн Новой России, гимн во славу будущего, гимн нового поколения.
 
    Но тема Новороссии не забыта, и в начале композиции тысячный хор трижды скандирует : «Мы»! Эти голоса защитников и простых людей Шаман записал на своем концерте, чтобы сохранить для истории. Ведь новые территории – это новая реальность, и новые люди- это тоже новая, завтрашняя Россия, устремленная в будущее.

   Как всегда, позволю себе процитировать некоторые комментарии поклонников, заполонившие интернет.
    - «Новый разрыв шаблона! Очень крутой и вкусный оксюморон! Это надо было суметь так круто соединять звук, который всегда ассоциировался с чем-то народно-лаптевым, конницей на поле битвы и развевающимися знаменами из прошлого с ультрасовременной, футуристичной картинкой. Этот микс дает абсолютно новое видение идеи произведения: хватит цепляться за лапти и каяться, втаптывая себя в прошлое, а пора использовать все прекрасное из прошлого для построения нашего будущего без оглядки на остальной мир. Респектище!»

- «Удивительное сочетание в мелодии рока и фольклора. Четко слышатся мотивы казачьей песни - кажется, именно из-за этих мотивов хочется слушать и слушать».

-"Мы"- очередной гимн нашей идентичности, понимания нашего истинного предназначения в этом мире. Мы- это наша страна, семья, дети, это наша многовековая история, которую должны помнить и чтить последующие поколения, иначе невозможно сохранить Россию и её многонациональный народ! Об этом ещё раз спел наш Родной! Браво его неиссякаемой энергии и таланту, который сплачивает нас и каждое отдельное "Я", становится общим - "Мы"!

- «Песня и клип превзошли все ожидания! И ведь опять нас SHAMAN сумел удивить даже тогда, когда песню уже слышали и в принципе представляли концепцию клипа, но это- же SHAMAN, без сюрпризов и удивления - это не про него! Главными героями стали наши дорогие детки и это очень правильно, ведь война закончится, а дети это наше будущее и оно бесконечное! Песня вполне может стать вторым Гимном страны или Гимном Молодёжи, но то, что это стопроцентный шедевр, сомневаться не приходится никому, ведь дух захватывает от такой мощи, энергетики и красоты! Это гениально!»

- «Спасибо огромное, SHAMAN! Нет слов, одни эмоции, но этот клип и песня что -то абсолютно новое, запредельное, расширяющее сознание и мышление, не просто поднимающие дух, а дающие реально почувствовать каждой клеточкой неимоверную мощь и силу, гордость, восторг за свою страну, земли которой рождают таких великих людей и героев! Уверенность в завтрашнем дне. Спасибо тебе за твой гений, низкий поклон за твой труд, характер, вселенскую мудрость, за креативность, свое потрясающее верное видение мира! Спасибо! Ты герой, побеждаешь без оружия и злобы! Ты лучший! А теперь рождается ощущение, что и МЫ лучшие, и страна наша, и природа, и земля. Спасибо! Желаю и дальше развивать свое творчество, делиться с нами своими бесконечными идеями и задумками, и всегда оставаться счастливым!»

 - «Голос Ярослава звучит так сильно, так красиво. Сердце бьётся в такт музыке и словам. Такая энергетика... Как молния, как гром среди ясного неба, как солнечный удар, как шаровая молния. Очень сильно, мощно, гордо и красиво. Браво, Родному и его команде, за прекрасную работу».

- «Дождались мы советские люди наконец- то такого певца, который наполняет душу! Спасибо тебе Ярослав! Живи и Пой за Родину нашу Россиюшку!!! Сколько добрых слов хочется сказать тебе Родной! Никакие лайки не определят любви к тебе!!!! Благодарю за Шедевр!!! Я из Мариуполя! И все мы оттуда такие!!!!!»

- «Рыдаю горючими слезами, слушая и смотря на это видео! Он даже не представляет на сколько прав! Господи, ты видишь, что происходит, сохрани его! Шаман, как и многие другие стоят на передовой линии фронта духовной войны за людей!»

    Буквально на следующий день в рамках стрима Народного фронта на телевидении Ярослав побеседовал с ведущими на самые разные темы и презентовал клип на свою новую песню «Мы», который увидел свет в день важного для россиян праздника – Дня космонавтики. А темы Ярослав Шаман в своем творчестве действительно поднимает вечные и философские – Жизнь и Смерть, Любовь и Разлука, Добро и Зло, Подвиг и Вера.

    Ведущая Народного Фронта Екатерина Шугаева с восторгом поделилась своими впечатлениями от посещения концерта Шамана в Москве в Крокус Сити Холл. Причем, по мнению Екатерины, творчество Ярослава интересно и актуально для всех возрастных категорий, что особенно заметно по  составу зрителей на концерте: от ее дочери – подростка и молодых современных поклонниц, до людей более зрелого возраста. Как говорится «любви все возрасты покорны»! А взаимоотношения Ярослава Шамана с его поклонниками можно определить одним словом: «Любовь!» «Ты наш, а мы твои», - пишут поклонницы в соцсетях для Ярослава как формулу любви.

    В ходе передачи в стриме Народного фронта, я обратила внимание, как грамотно и тактично Ярослав направляет эту хаотичную дискуссию в нужное русло, как быстро и остроумно отвечает на вопросы, которые ведущие постоянно стремились вернуть в рамки политической повестки. Мне, кажется, что это совершенно лишнее. Как он может отвечать за ротации на радио или за "фильтры" в шоу- бизнесе? Как он может отвечать за всю политику в стране? Тридцать лет никто не решал эту проблему, а Шаман не министр культуры, и отвечает только за себя. К чему эти вопросы о гонении на церковь? Ярослав музыкант, а не политик, пусть спокойно занимается своим творчеством! Тем более, что он в первую очередь, человек дела, и слов на ветер не бросает.

      Но вернемся к тому, с чего начали – к нашим детям. Конфликт отцов и детей существует столько, сколько существует мир. Вот типичные высказывания представителей старшего поколения, опасающихся за судьбу общества: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, изводят учителей». Как думаете, когда и кем были озвучены эти претензии? Правильно, это Сократ, V в. до н.э.
      А как вам этот крик души: «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержана, просто ужасна», пишет Гесиод в 720 году до н.э.

     Если погуглить на эту тему в интернете, то получатся километры текста и терабайты информации, представляющие собой сплошной стон в диапазоне от серьезного анализа ситуации до гневных проклятий, приправленных новомодным ругательством – «жертва ЕГЭ». Вот интересно, а какое педагогическое образование у всех этих депутатов, стремящихся со своими непродуманными инициативами вломиться в учебный процесс, где все регламентировано и отлажено как в хорошем часовом механизме? Как давно работали с заданиями ЕГЭ все эти диванные критики интернета?

    Да нет в ЕГЭ больше тестов, нет там никакой угадайки! Чтобы ответить на один вопрос первого уровня сложности, нужно в совершенстве знать теорию по данному вопросу, а еще  проделать мысленно 4-5 логических операций, прежде чем написать ответ. Я уже молчу про решение задач, подобные которым по сложности ранее встречались лишь на олимпиадах по предмету республиканского уровня. В целом, уровень заданий, к примеру ЕГЭ по химии, я бы оценила как уровень второго курса химфака университета.

    А потом мы жалуемся на нехватку медиков всех мастей, на нехватку инженеров, технологов и профессионалов в технических специльностях. А откуда им взяться, если в курсе массовой школы сегодня полностью убито естествознание? Нет химии, биологии, черчения, физики (один урок в неделю – это не преподавание предмета, это чтение заголовков), мало математики, зато до синевы изучаем иностранные языки. Видимо, чтобы с последующей эмиграцией проблем не сложилось?

     А тем товарищам, что в век крутых гаджетов, мечтают о сдаче экзаменов по старинке (вот где непаханое поле для коррупции), скину ссылочку на свои подборки ответов учащихся во время сдачи «классических» экзаменов. Я этих экзаменов напринималась всласть. Как говорил классик, «мы все учились понемногу, чему -нибудь и как-нибудь». (http://proza.ru/2013/03/08/1988 )

    Нет, я не противник разумных реформ в образовании, я не фанатка ЕГЭ, и вижу недостатки изнутри. Но прежде чем ломать отлаженную систему, нужно иметь замену не хуже. И да, ЕГЭ открыл мощные социальные лифты для наших детей из глубинки. Я против того, чтобы каждый мимопроходящий вламывался со своими нововведениями в жизнь учебных заведений. Ибо дети и подростки – это очень пластичный материал, и ошибки на этом поприще дорого стоят. У меня есть, конечно, свои предложения, как улучшить ситуацию в образовании, но они никогда не будут приняты, пока не закончатся времена детоцентризма.

    Ярослав Шаман и песни пишет, как говорит и как действует, как всегда поступает на своем жизненном пути. Как всегда- это кратко, емко и точно. Без лишней демагогии, словесных выкрутасов и псевдозначительной зауми, которая неверно воспринимается многими как признак ума и сложной душевной организации. Но, как говорит народная мудрость- все что ложно, то сложно. И эта же мудрость утверждает, что все гениальное просто. «Поэтому песни у Ярослава гениальные - о самом важном и нужном, простыми и ёмкими словами, доступные для каждой открытой Души» - пишут поклонники Шамана.

    Повторюсь, что я считаю стихи способом передачи мыслей и чувств на расстояние, поэтому стихи не должны быть сложными для восприятия. Правда, восприятие у каждого свое, и уровень подготовленности к этому восприятию может различаться кратно. А еще на вкус и цвет товарищей нет. А еще, современные стихи, признанные таковыми, мне лично напоминают больше поток сознания.

      Стало модным, за неимением других поводов для критики, обвинять Шамана в поэтической простоте его песен. Вот, к примеру, образчик такого «экспертного» мнения: «Лично мне тексты песен Шамана кажутся примитивными, незрелыми, состряпанными на скорую руку. Впрочем, вся современная попса этим грешит…
Наверняка ведь существуют по- настоящему талантливые авторы… Но услышим ли мы когда-нибудь их?»

     Отчего же не услышим? Слышали, слышим и слушать будем по всем радиочастотам и музканалам)))  Не хочу называть имен, они всем известны, но я не считаю поэтическими жемчужинами слова таких хитов прошлых лет, как «Айсберг», «Арлекино», «Волшебник –недоучка» и других. А чего стоят слова из любимой многими песни «Миллион алых роз»? Или «Я вышла на Пикадилли»?! А уж про пресловутые «баньку и тазик», ставшие притчей во языцех, и вспоминать смешно.

     Можно вспомнить и «шедевры» более ранней советской песенной поэзии, например, «Что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня». Про тексты рэперов, состоящие из русского мата с вкраплениями непонятных слов, пришедших из молодежного слэнга, даже не берусь судить, здесь моей компетенции явно недостаточно.
 
     А переводы с английского слов мировых песенных хитов?!! А слова в песнях современных молодых исполнителей, десятки которых заполонили многочисленные хит-парады?! Это из последнего, самого популярного и получившего престижные музыкальные премии: «А ты по барам в пьяном угаре», «Забери меня пьяную домой», «Параноик, параноик, детка, я параноик, наркоман и алкоголик» и далее в том же духе.
Но ругают, и разбирают на молекулы и атомы, только Шамана.

     А вот очень любопытный ответ на предыдущее высказывание, привожу его полностью.
      «Вы возьмите и конкретно по тексту проанализируйте: где незрелость, где корявость, где ещё что. По-моему, примером корявости и незрелости можно назвать тексты Виктора Цоя, особенно его ранние песни. Там повторяются одни и те же слова, их вообще очень мало. Цой очень косноязычен, но в его шедеврах ("Кукушка", "Группа крови", "Звезда по имени Солнце")он достигает доступными ему средствами огромной выразительности, каждое слово обретает необыкновенную многозначительность на фоне скудости словарного запаса. Так у великих актёров молчание, паузы имеют огромный художественный вес. Виктор Цой путём бесконечной работы выработал свой стиль, отличительной чертой которого является косноязычие. Его стиль стал художественным достоянием. Ярослав стоит на пути обретения своего стиля, у него всё ещё впереди».

     Когда Шамана обвиняют в простоте его стихов, а еще пуще начинают, словно сдирая кожу, препарировать его песни на отдельные слова и междометия, мне всегда хочется спросить у этих критиков, много ли они сами написали в своей жизни стихов и песен. Интересную дискуссию проследила я на одном ранее уважаемом интернет ресурсе, скатившемся сейчас в трясину враждебной демагогии. Приведу парочку любопытных цитат. Справедливости ради, надо отметить и тех участников дискуссии, кто на стороне Шамана.

      Перед нами «литературоведческий анализ» на уровне ясельной группы детского сада, но сделанный с непередаваемым высокомерием и апломбом. Как говорится, дело Гудкова живет и процветает.

«вот этот набор слов с гниловатым смыслом?

Я вдыхаю этот воздух Солнце в небе смотрит на меня
Надо мной летает вольный ветер
Он такой же, как и я ___________(-ветер символ непостоянства, дует туда-сюда.)
И хочется просто любить и дышать И мне другого не нужно
Такой, какой есть, и меня не сломать ____(с чего его ломать, этого
неуловимого Джо?)
Я русский, я иду до конца_________ ( Вопрос до какого конца ,тут море вариантов)
Я русский, моя кровь от отца_________( то есть? Мужик его родил?)
Я русский, и мне повезло_____________ (это подвиг или потребительство образа?)
Я русский, всему миру назло __________( быть РУССКИМ назло? Русские зло несут миру?)
В небо улетает эта песня И зовёт меня с собой
А во мне пылает моё сердце __________( он сам в себе заблудился? Или это намек, что он таки не дома в России?) ______Освещая путь домой

Набор слов, смысл туманный весьма»
 (стилистика, форматирование и орфография оригинала сохранены))))

      Лично мне, как и миллионам простых россиян, в песнях Ярослава понятно все с первой ноты, с первой строчки. Потому что в них отсутствует двусмысленность, здесь нет этой знаете ли «фиги в кармане», когда «три пишем, а два в уме». И все эти хитрые выверты воспаленного заумью сознания мне и в голову бы не пришли, если бы я не прочла этот бред, после которого хочется помыть руки.

     Об относительности сложности и простоты можно судить по простому примеру. Попробуйте, например, прочесть один параграф из любого учебника – физики, химии, истории- а затем пересказать содержание точно и без ошибок, логично и, главное!, просто и кратко. Уверена на все сто процентов, что далеко не у каждого получиться пересказать даже сложно и запутанно. Но написать песню еще сложнее! В ней должно сойтись все: и текст, и музыка, и аранжировка, и вокальное обрамление, и энергетика живого исполнения! Моя работа, например, тоже во многом заключается в том, чтобы сделать сложное простым и доступным для понимания. Поэтому скажу, что это большой талант, и не каждому он дан.

      Да и всегда ли тексты весьма популярных песен можно поставить в один ряд с шедеврами мировой поэзии? Отнюдь. Ведь это и не нужно, песня – совсем другой жанр, со своими законами. Ярослав же скромно называет себя автором текстов для собственных песен. И тем не менее, от этих песен, не зная русского языка, плачут десятки иностранных блогеров, а у русского человека на простые и глубокие по смыслу слова проявляется непроизвольная физиологическая реакция – мурашки, слезы, затрудненное дыхание, а затем и реакция психологическая – восторг, чувство полета, радости, гордости за свой народ и свою Родину, Россию.

     Вот, кстати, еще одно компетентное мнение из интернета: « А русская музыка это только "Во поле березка стояла" по вашему? Русская музыка ооооочень многообразна, чем и хороша и уникальна, там есть место и для таких как Шаман. А стиль, если его пока нет в русской музыке, можно и добавить.
Зачем же втискивать нашу музыку в прокрустово ложе?
Кстати, у Шамана есть вполне классические моменты. Например – патриотичность, любовь к Родине, народу - это как раз очень свойственно русским музыкальным произведениям».

     Просматривая видеоролики с концертов, встреч с поклонниками, всегда с улыбкой наблюдаю, как дети и подростки липнут к Шаману, крутятся вокруг него, с удовольствием выполняют его задания и просьбы.  Он как магнит для подрастающего поколения, как Солнышко, что притягивает своей правдой, своим теплом. И идея показать в своем новом клипе лучших представителей молодого поколения, наших детей –героев- прекрасная идея. Но родной наш Шаман не только в очередной раз восхитил всех нормальных россиян и поклонников своего творчества, но снова напугал тех, кто смотрит на жизнь через мутное стекло. Среди сотен тысяч отзывов на новую работу Шамана появились стаи мракобесов, которые как под копирку подняли вой и начали свою скоординированную загонную атаку.

     «Шаман использовал детей для самопиара! Мы не хотим, чтобы наших детей превращали в биороботов! Мы против вживления чипов нашим детям и против генной инженерии!» Мне, как человеку, который следит за этой научной темой, просто смешно и грустно. Ну, во-первых, ничего из вышеперечисленного в клипе Шамане НЕТ! Весь этот вой на болотах -это чистой воды манипуляция, рассчитанная на эмоции малограмотной части населения. Есть вещи пострашнее, которые реализуются уже сейчас.

     Значит, дети из пробирки, которых, словно породистых щенков, покупает для себя наша элитная эстрада, никого не возмущают. Продукты генной инженерии, используемые нами повседневно, мы воспринимаем как должное. Компьютерные игры, где можно перенестись как наяву в любой из фантастических миров – пусть играют, чем бы дитя не тешилось! А видеоклип с футуристистическим антуражем – это угроза будущему?! Если мы сегодня всем народом не воспрянем духом и не отряхнем прах враждебного морока с наших ног, это и будет, пожалуй, угроза для нашего общего будущего.

   И раз уж сегодня разговор зашел о детях, хочу поздравить всех будущих выпускников школ с приближающимся окончанием учебного года и пожелать счастливого пути! Пусть мечты сбываются!

Наступает время для Последнего звонка,
Расцветет природа в мае, как девчонка-выпускница.
Скоро грянут выпускные вечера,
Школьный вальс пронзит страну, легко и чисто!

(стихи автора)

    Завершая сегодня свой сумбурный (так уж получилось) очередной обзор о русском Шамане, хочу еще раз присоединиться к поздравлениям Ярославу Юрьевичу с получением заслуженной региональной награды медали «За самоотверженность и единство» из рук тульского губернатора. Так держать, и пусть эта награда будет лишь первой, за которой последуют остальные! Удачи в творчестве, полных залов, любви зрителей и близких, и признания родного государства!

    
14 часть http://proza.ru/2023/04/07/1444
12 часть  http://proza.ru/2023/03/31/1165
11я часть http://proza.ru/2023/03/24/1022
10я часть http://proza.ru/2023/03/18/468
9я часть  http://proza.ru/2023/03/12/2006
8я часть  http://proza.ru/2023/03/07/1944
5я часть  http://proza.ru/2023/01/28/745            
6я часть  http://proza.ru/2023/02/12/390
7я часть  http://proza.ru/2023/02/24/1563


Рецензии