Инструмент

Старый пароход типа «Либерти» плескался в Индийском океане в районе Мальдивских островов, с грузом на Бильбао - испанский берег, тогда ещё управляемый генералиссимусом Франсиско Франко с 1936 года.
Если уж об истории, то пароход - 1944 года постройки прибыл во Владивосток с партией американского груза по «Лендлизу». Пришёл он из Штатов с названием «Генрих Корбет», а прижился в России под именем «Александр Невский». Стремительная карьера не сделала его моложе, старик трудился из последних сил взбираясь на волны океана исключительно носом, поскольку бортовая качка грозит всем судам опрокидыванием. Уже не столь охотно разбивая их своим форштевням, принимая на полубак тонны морской воды, тем самым ломая свою уставшую конструкцию изнурительной килевой качкой.
Эти физические упражнения не могли ни сказаться на здоровье сухогруза, именно в тех тропических, заполненных акулами акваториях, в коффердаме появилась трещина. Коффердам, это такая цистерна в виде водонепроницаемой перегородки, разделяющей отсеки судна. В коффердамах хранят пресную воду или топливо.  Первыми заметили этот факт дневная вахта и судовой  кок. Куриный суп оказался подозрительно солёным. Казалось бы пустяк, экономь на соли, но моряки задумываются по другому поводу, ибо их мысли протекают в критических условиях проживания, а после излишней засоленности бульона, уже и выживания.
Решение для капитана было нелёгким, если трещина под днищем начнёт расползаться в сторону бортов, то пароход распадётся на две части. Развалившись именно по коффердаму, две половинки судна останутся на плаву и продолжат своё неуправляемое плавание в различных направлениях мирового океана, что затруднит службу моряков по доставке ценного груза в Испанию, для выполнения первой, с 1936 года, торговой сделки между нашими странами.
Конечно столь высокие политические размышления не очень беспокоили капитана, скорее всего он моментально подсчитал сумму, в которую ему обойдётся докование, после аварийной выгрузки содержимого трюмов в Кейптауне, лежащем на его пути. Посчитав сумму губительной для своей  карьеры, «мастер» (капитан) решил нарушить все правила техники безопасности, и осмотреть днище судна самостоятельно. Самостоятельно, это силами экипажа естественно, иначе кто будет осуществлять руководство операцией и сидеть в тюрьме по случаю?
Прижавшись к южному атоллу, бросили якорь. Почему бросили якорь понятно, а вот почему не встали объясню. Бросив якорь, вы как бы упираетесь одной ножкой циркуля в грунт, позволяя другой свободно вращаться. Именно в такой позе пароходу предстояло вертеться в синем океане возле заросшего кораллами, так называемого острова, походившего скорее на природные противолодочные сети своими коралловыми колючками.
Для погружения были выбраны силы команды, состоявшие из двух «челов». Первым был штурман Гриша, который реально был третьим помощником капитана, а второй «жертвой», как всегда - Лёха. Кандидатов выбрали не за исключительную, в том экипаже, молодость, а за обладание документами о прохождения водолазной подготовки при получении морского образования. Остальные образованные моряки избегали брать с собой в плавание столь порочащий их компромат.  В отличии от третьего помощника - увлечённого ныряльщика, свою ксиву Алексей таскал с собой по причине отсутствия на берегу берлоги, в которой он мог бы оставить свои носильные вещи. Всё, что он имел, лежало в его чемодане, типа «omnia mea mecum porto»,  и в случае затопления парохода, моряк оставался голым в оранжевом жилете и творческом поиске.
В отличии от опытного Григория, водолазная подготовка Лёхи ограничивалась двумя попытками - широким шагом прыжка в бассейн, при этом главными задачами являлись; удержание на лице маски, возможность увернуться от удара баллонами с воздухом по затылку и взвешенная  стабилизация своего тела под водой. Необходимых воздушных клапанов, как в современных гаджетах, для уравновешивания пловца на глубине, в те времена не существовало, поэтому все лишние движения под водой не приветствовались.
Оборудование для погружения не входило в аварийный запас парохода, а было исключительно частной собственностью третьего штурмана «Александра Невского» - Григория Ивановича. Два баллона с сопутствующими им прибамбасами, два пояса с грузилами и одна пара ласт. Судя по сорок седьмому размеру обуви Лёхи, его ступни вполне могли служить гребным движителем, что окончательно решило судьбу избранных.
Боцман выдал обречённым по миниатюрной кирке для отбивания ржавчины. Было видно, что он отрывал от своего хуторского сердца столь дорогой ему инструмент, купленный в Сингапуре за 120 долларов. Спешу заметить, что не смотря на стоимость доллара, в те времена - шестьдесят копеек за штуку, валюта эта была тщательно отчётной в морской среде, а на территории СССР даже стоила годами заключения под стражей на ограниченных колючей проволокой территориях.
Боцман, прежде чем привязать инструмент к ремню младшего, старательно обмотал ручку кирки "фаловым" концом (верёвкой из пеньки) и неизвестным Лёхе морским узлом. Третий, обошёлся популярным узлом - «штык».
Нырять пришлось из спасательной шлюпки родного парохода. Григорий привычным для него движением - спиной кувыркнулся за борт плавсредства. Лёха, не ожидавший такого смелого решения, секунд тридцать размышлял о своём будущем невообразимом кульбите, которому в школе не учили. На удивление, падение в воду оказалось более удачным, чем две попытки бросков с края бассейна. Алексей, вдруг впервые очутился в другом измерении, где существовала иная жизнь. На пару минут, он подумал о том, что этот прекрасный мир не нуждается ни в коммерческих перевозках, ни в строительстве гидроэлектростанций, он счастливо живёт в этой чудесной природе. Мысль о кровавых морских хищниках, даже на миг не пришла в его голову.
Грубый толчок начальника по голове, заставил Лёху погрузится под днище сухогруза, который был чуждым монстром в этой окружающей его среде. Тело парохода обросло причудливыми ракушками, делая его безобразным чудовищем из фантастического блокбастера.
Третий старательно долбил ракушечник в поисках предательской трещины, стабилизируя свое положение усиленно работая ластами, пока его кирка не выскользнула из простенького «штыка» и ушла отдыхать на дно великого океана. Лёшкин инструмент, заботливо обвалованный боцманской паутиной вернулся в сохранности к радости хозяина палубы.
 Опасную трещину не нашли, скорее она была незначительной, а значит капитан смело продолжил свой поход к берегам Европы.
В дальнейшей жизни, Алексей Александрович лишь пару раз, с неприязнью вернулся к дайвингу, чтобы только с любопытством испытать возможности современных аквалангов. Своей жене, увлекшейся морскими погружениями, в поездке на Мальдивы, он посоветовал, рассмотреть тот знакомый ему волшебный мир и совершить символическую попытку поиска потерянного многие годы назад, никому уже не нужного инструмента.


Рецензии
Отличный стиль!

Михаил Сидорович   16.04.2023 07:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил. Но на него люди жалуются, за излишек присутствия морской терминологии.

Алексей Ерин 2   20.04.2023 04:56   Заявить о нарушении
Замени рангоут палками, а такелаж - верёвками и ... Народ плюнет

и скажет: какой-то ненастоящий моряк...
Пиши, как пишешь.

Настоящий моряк даже идя в душ не поворачивает направо, а меняет галс.

Михаил Сидорович   21.04.2023 05:51   Заявить о нарушении