Актёры, ушедшие рано Андрей Миронов Часть 6
ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА
Продолжая вести речь о переломе в творчестве...
С первых же минут спектакля "Возвращение" в ровных диалогах мироновского героя
зазвучала тема одиночества,внутренней опустошённости и мотив несостоявшейся
личности.Драма Бориса Андрея - это драма безволия,внутренней нерешительности и
неспособности к действию.Невыносимая скука и ощущение бессмысленности жизни,
сковывающая волю Вязовнина и лишают его силы сопротивления инертности и
пошлости.Андрей Миронов при создании образа сгущает краски до такой степени,
что черты характера перестают быть индивидуальностью качеств одного человека -
его героя и приобретает общее значение для всех людей.Одарённый ум,лишённый
воли и способности к активным поступкам,вызывает лишь сожаление и досаду.
В 1976 году прошли гастроли в Польше и участие в Международном театральном
фестивале в Варшаве.10 декабря состоялась премьера спектакля "Горе от ума" с
Мироновым в роли Чацкого.Грибоедов не одевал очки и не подбирал особый грим.В
спектакле немалое число занимала тема свободы и тема ума,которые проходили
лейтмотивом сквозь все конфликты Чацкий - Миронов переживает множество эмоций
и идей,но доминирующими в образе Чацкого,созданном актёром были чувства к
Софье.Через любовь к Софье передавшей и любовь к Отечеству,смешанной с болью
за него,и любовь к свободе.З.Владимирова утверждала,что Андрей Миронов "был
самым грустным,чувствительным Чацким,какой когда - либо выходил на подмостки.
С ней солидарна и А.В. Вислова,которая высказывает мысль,что эта роль для
Андрея Миронова стала переломной:"Весёлым,неунывающим и дерзким Андрей
Миронова мы уже не увидим никогда,лишь его отблески.Отчасти этот перелом
объяснялся естественным переходом от молодости к зрелости,но в гораздо большей
степени - сменой общественных настроений."
"12 стульев"
*************
1977 год начался с показа четырёх серий телефильма "12 стульев" снятого
М.А.Захаровым по одноимённому роману и.И.Ильфа и Е.Петрова,с Андреем Мироновым
в роли Остапа Бендера.Критик В.С.Кичин полагает,что Бендер - роль,которую
Андрей Миронов не мог не сыграть.С его точки зрения здесь совпало всё:яркий
талант и природная элегантность,и эстрадный лоск,и даже очевидного
авантюриста.Неслучайно Андрей Миронов относится к тем немногочисленным
мастерам,которые предпочитали сами,без помощи дублёров,исполнять различные
трюки в кино.Как вспоминал Эльдар Рязанов ради фильма Андрей Миронов готов был
рисковать даже собственной жизнью.
Перед началом съёмок Андрей Миронов поделился своими мыслями о герое:Остап
Бендер очень разный:он всегда среди людей и всё - таки одинок:он мечтатель и
рационалист одновременно:он эгоистичен и при этом несомненно талантлив.Вся его
беда в том,что он не находит достойного применения таланту,его энергия и
фантазия тратится по своему щедро,но в конечном итоге бесцельно.
Режиссёр приступает к съемкам,отметил,что Бендер вовсе не жадный гнус
стяжатель",а поэт одинокий авантюрист - романтик.Он не обычный бытовой
персонаж,а как бы приподнят на котурнах.Много в нём по мнению М.Захарова,от
героя плутовского романа,а этот персонаж просто обязан быть артистичным и
уметь представать в различных образах и под разными личинами.
По строению музыкально - драматической структуры телефильм М.Захарова являлся
музыкальным,где песни не вставлены в номера,а части единого сюжета наравне с
игровым фрагментом,а также служат для характеристики героя.Например первое
появление Остапа на экране сопровождается закадровым песенным номером о городе
- мечте" великого комбинатора".Таким образом поясняется мотив действий сына
турецко - подданного и задаётся один из конфликтов картины - несоответствия
реальности(Старгород) Мечте(Рио - де - Жанейро).Центральный музыкальный номер
телефильм "Песня Остапа" раскрывает основное свойство Бендера,его природу
игрока и артиста,находящегося в сложных отношениях с реальностью.Песенный
номер "Жестокое танго" характеризует Бендера не только,как артиста,пробивая
себе путь собственных сил и таланта,но и как человека,использующего людей в
своих целях и способный "перешагнуть" через них.
Картина была тепло встречена зрителями.На взгляд критиков,успех телефильма был
предопределён блистательной игрой актёров,запоминающейся музыкой.Г.И.Гладкова
и ироничными стихами Ю.И.Кима,которые содержат очевидные аллюзии на поэзию
Лермонтова("Белеет мой парус одинокий,"Я б хотел забыться и заснуть").Критики
оценили и мироновскую трактовку Бендера,в которой объединены романтизм и
ирония.В фильме он был неотразим беспрерывно танцевал.Когда увлекаясь
"великолепный комбинатор" сам начинал верить в то,что говорил,его лицо
принимало отрешённо - романтическое выражение.Манерами и ритмом своего
существования на экране герой Миронова напоминал томного,но всегда готового к
прыжку кота.Остап Бендер в телефильме предстал поэтом "красивой жизни",певцом
эффектных авантюр,для которых жизнь - игра,представление,спектакль,а сам он в
ней - премьер и виртуоз,но Миронов - Остап - фигура двойственная.Зритель с
помощью Андрея Миронова в полной мере смог оценить красоту игры,но также
сполна ощутить трагедию героя.
Получился же в фильме - и это бесспорно Бендер - Миронов играет здесь - при
всё наборе лёгких и комедийных красок - драму очень талантливого человека."
НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
*******************
Летом 1977 года состоялось бракосочетание с Ларисой Голубкиной,а в конце лета
Андрей Миронов попробовал себя на поприще литературного театра,снявшись в
телеспектакле "Между небом и землёй",поставленного режиссёром В.В.Фокиным по
повести В.С.Токаревой "Ехал Грека",где практически прочёл с экрана историю о
человеке,который в одночасье стал никому не нужным.Пришло ложное сообщение о
его гибели и он оказался легко забытым.В отличии от драматического театра в
литературном театре действие развивается не через вереницу событий,а через
развитие мысли рассказчика.Актёр исполняющий главную роль,принимает на себя
роль отдельного персонажа,но и роль автора,то есть существование в
двуединстве.Таким образом основная нагрузка падает на чтеца и исполнителя
ведущей роли,партнёры лишь подыгрывают ему,обозначая других героев.
Первая половина телеспектакля представляет собой восхождение героя на Карадаг,
невысокую гору в Коктебеле,на которое его подвигает сосед по палате.
Восхождение то и дело прерывается экскурсом в прошлое.Размышляя о своей жизни,
герой Миронова не идеализирует себя,его самооценки ироничны,а иногда резки.
Но,понимая,что он плохой музыкант и мучит любимую женщину,Климов продолжает
жить так как ему удобнее и легче.Во второй части спектакля Климов,вернувшийся
с отдыха узнаёт,что многие из близких его похоронили.
Актёр точно передаёт состояние героя,вдруг осознавшего,что знавшие его люди
благополучно обходятся без него.Спектакль вслед за повестью В.Токаревой,
показывает,что эгоизм неминуемо ведёт к одиночеству и нравственному тупику.
Постановка дала ещё одну возможность увидеть размышления Андрея Миронова не
спешащего с выводами,и раскрывающего главную мысль спектакля о необходимости
внимания людей друг к другу.
В сентябре была поездка в США по линии Госкино.С 22 сентября по 6 октября -
гастроли в Югославию,участие в Белгородском международном фестивале "Битеф".
В январе 1978 года вышла грампластинка Поёт "Андрей Миронов",в ноябре по
телевидению был показан творческий вечер Андрея Миронова в концертной студии
"Останкино".
1 января 1979 года на экран вышел новый телефильм с участием Андрея Миронова -
"Обыкновенное чудо".Актёр сыграл миниатюру - администратора,прожжённого
циника,пресытившегося жизнью.Для создания образа А.Миронов использовал краски
идеально отвечающие жанру иронической сказки,где каждый персонаж - тип:
навечно разочарованное выражение лица,гротескное самоуважение - развязная
манера держать ленивый ритм.
2 апреля 1979 года в Театре сатиры прошла премьера комедии А.И.Гельмана "Мы,
нижеподписавшиеся",в которой Андрей Миронов исполнил главную роль - диспетчера
строительно - монтажного управления Лёни Шиндина.
Об этом персонаже артист отозвался,как о характере,в котором сфокусирована
дилемма "быть ли деятельным творцом жизни,или холодным,циничным,пусть и умным
"наблюдателем".Критика отметила,что спектакль В.Н.Плучека от прочих постановок
пьесы отличает лиричность,и такая тональность возникает из - за главного
героя.Шиндин - Миронов охвачен не ожесточением,он не столько вырывает подписи,
сколько взывает к человечности членов комиссии.В нём есть вера,что если
человек его выслушает,то несомненно откликнется.Лёня светлее и оптимистичнее
по своему мировосприятию,он спокоен и рассудителен,не чужд самоиронии и
способности трезво оценивать обстоятельства.
"Нас пленила и сделала болельщиками Лёни душа которой Миронов Шиндина одарил"
- написал о герое Миронова К.Рудницкий.
23 мая 1979 года на Малой сцене театра на Малой Бронной была представлена
премьера спектакля Продолжение Дон Жуана" по пьесе Э.С.Радзинского.Режиссёр
постановки А.В.Эфрос на главную роль пригласил Андрея Миронова.Пьеса
"Продолжение Дон Жуана",по определению критики Ю.Смелкова сложна и странная
наполненность театральными реминисценциями,У Радзинского Дон Жуан - это миф,
романтическая легенда,а всё потому,что Дон Жуану надоело быть Дон Жуаном.
Новый Дон Жуан больше не желает быть любимцем женщин.Он страшно устал от
навязанной ему роли,за которой никто не замечает драматизма в его душе,не
видел в нём живого человека.Андрей Миронов обозначает его трагедию духовную.В
его Дон Жуане была высокая нравственность,романтичность,возвышенность.Каждое
мгновение жизни мироновского персонажа было наполнено обожествлением женщин.
Актёр наделял своего героя беззлобностью и простодушием,которые
контрастировали со скрытой ожесточённостью его слуги Лепорелло в исполнении
Льва Дурова.
"Я думаю,что Дон Жуан - одна из лучших ролей Андрея Миронова.Сплав
его звонкого,хрустального полётного таланта и трагизма,о которой постоянно
говорил Анатолий Васильевич Эфрос."
Лев Дуров
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
15.04.2023
Свидетельство о публикации №223041500574