Нью-Джерси, или хоккей это работа

18 апреля в Ньюарке стартует первый раунд Кубка Стэнли для New York Rangers против New Jersey Devils.


– В фильме «Гангстер» честный коп Рассел Кроу со своим вечно вписывающимся в дурные истории напарником попадают из Нью-Йорка в Нью-Джерси по служебным делам. Здесь их «тепло» встречают местные – не гангстеры, а тоже копы. Мораль прозрачная: возвращайтесь в свой Манхэттен, в Ньюарке свои законы и те, кому дозволено их нарушать, подчиняются нам, а не деловой столице Америки. Уяснили? Второй раз повторять не станем.

– Коррумпированный полицейский из Нью-Джерси далёк от масштабов дона Корлеоне или персонажа фильма Дэнзела Вашингтона, посадившего на кокс треть юных американцев (реальная история из 70-х). У него – вполне земные мечты о «свечном заводике в Самаре»: маленький городок под моим контролем, крупный счёт в банке, дом, тачка, любовница и никаких столичных хлыстов, сующих нос в наши дела. Потому что я – особенный, как он говорит о себе.

– Я так и воспринимал хоккейный Нью-Джерси с момента знакомства с ним в сенсационном 1995-м, когда клуб, основанный двенадцатью годами ранее с оглушительным счётом 4:0 обыграл в финале Кубка Стэнли фаворита – Детройт. На роль воротящего делами местного копа, только законно и без криминала, идеально подходил генменеджер Лу Ламорелло, один из первых открывший дорогу в НХЛ советским хоккеистам – Фетисов, Стариков, позднее Касатонов, Могильный и Брылин. Тут свои законы, редкий Гари Бэтмэн захочет сунуться дальше тех мест у Гудзона, где гуляют туристы и влюблённые. Спросите об этом у Джона Бон Джови.

– За 9 лучших лет в своей истории (1995 – 2003) Нью-Джерси взял три Кубка Стэнли, исповедуя ценности консервативного хоккея. Жак Лемэрр – тот парень из зала славы НХЛ, чьи изображения вечно целуют сторонники доктрины «хоккей – мужская работа, а не фантазии художников с фигурным катанием». Робби Фторек, Кевин Константин и Пэт Бёрнс, пришедший к тренерству после работы в криминальном отделе полиции – не философы Скатти Боумэн или Херб Брукс с их толстыми конспектами о синтезе советского и североамериканского стилей. Тренируя Devils с разной степенью успеха, они были неизменны в одном: артистов с шайбой в нашей обустроенной глубинке не примут (см. историю «Никита Гусев в Ньюарке»).

– Нью-Джерси лишь однажды, в победном Кубке Стэнли-2000 вызвал мою лёгкую эмпатию, когда клуб тренировал Лэрри Робинсон, неизменно советуясь с недавно завершившим карьеру игрока Вячеславом Фетисовым. Он был далёк от умного Детройта, но стал, по крайней мере, вариативней в созидании. Хотя его брендами всё равно оставались вратарь Мартин Бродёр и олдскульный парень Скотт Стивенс с тактикой «не надо, сынок, больше раза за матч объезжать меня со своими финтами – будет больно. А в play-off вообще ко мне не приближайся, потому что у тебя дорогой стоматолог».

– С конца 2000-х, когда быстрый и умный хоккей Лига поддержала уточнениями в правила игры, Нью-Джерси предсказуемо просел, несмотря на участие в финале Кубка Стэнли-2012 (с поражением от Лос-Анджелеса 2:4). Капканы с тактикой 4-1 в нынешней НХЛ более не работают, от третьих-четвёртых звеньев, получающих не более 10-12 минут игрового времени, тоже требуется креатив. Спор консерваторов хоккея и эволюционистов, как и все схожие споры, лишён смысла: можно любить дисковый стационарный телефон из детства и почитать Александра Белла конечной стадией прогресса, но владелец смартфона всегда будет знать обо всём раньше и больше.

– Нью-Джерси сегодня – клуб, который не меняется настолько, насколько возможно не меняться. Он подзабыл про Кубок Стэнли (разовый выход в сезоне 2017 года с быстрым вылетом в первом раунде), босс Devils Лу Ламорелло покинул обжитую обитель почти 10 лет назад, успев выиграть три Кубка на излёте ценностей консерваторов, и клуб лихорадило так, что Питтсбург и Вашингтон на пике, а позднее и окрепшие рейнджеры попросту не замечали его в качестве серьёзного соперника. Джек Хьюз и Нико Хишир – это всё молодые и талантливые проспекты, но такие парни есть в любом из 32-х клубов НХЛ. Плюс, крепкое среднее звено – Братт, Сиверсон, Майер, Марино, Хаула, Татар, Палат, Вуд, Грэйвз.

– Когда мне говорят, что Нью-Джерси с эпохи Лемэрра «кардинально поменялся», я предлагаю взглянуть на нынешнего главного тренера. Его имя – Линди Рафф, как раз парень из ордена махровых консерваторов НХЛ. 10 сезонов у него в Баффало бегал по краю Максим Афиногенов с невысокой реализацией и средним комбинационным хоккеем. Зато к Максу не было никаких претензий по движению и самоотдаче. Как и сегодня к Егору Шаранговичу. Как и ко всем клубам Раффа, в том числе нынешним Devils, где ключевые вещи на льду – прессинг, скорость (молодость состава позволяет) и игра без шайбы.

– На кураже в регулярном сезоне такой хоккей способен принести даже серию из 13-ти побед, что удавалось Нью-Джерси под восторженные иллюзии «они меняются». В Кубке Стэнли пашут, двигаются и катят все, а переиграть Рейнджерс в качестве вратарской линии и вариативности атак – очень маловероятно: здесь Нью-Йорк может проиграть только сам себе.

– Ключевыми станут две первых игры в Ньюарке. Всё по классике: столичным мальчикам здесь делать нечего, хоккей – это работа, и мы устроим вам преисподнюю. Но, кстати, в картине «Гангстер» коррумпированный коп из Нью-Джерси закончил свои дни плохо. И мне думается, это не только требования голливудского детектива. Просто, те копы с Манхэттена лучше соответствовали своей профессии. Такая вполне объективная вещь, не связанная с паспортом, должностью и географией.


Историческое фото июня-2000. Александр Могильный, Владимир Малахов, Сергей Брылин, Сергей Немчинов и тренер Вячеслав Фетисов с выигранным Кубком Стэнли. Даже тот Нью-Джерси оставил интересное послевкусие: он не стал ни русским, ни европейским по философии хоккея, но каждый отпахал на льду до последней секунды финала. Потому что, напомню, идеальный слоган для Devils: Хоккей – это работа.


Рецензии