В Харьков к тёте Марусе

Вдохновила Марина Куликова-Ралле http://proza.ru/2023/04/14/1084

В детстве я с матерью ездил в Харьков к очень дальней родственнице, тёте Марусе.

Помню стук колёс, запах варёных яиц и курицы на столике плацкартного вагона, мелькающие за окном русские пейзажи с берёзками.

А вот утром вместо берёзок встречались уже какие-то южные деревья, раскидистые, названия которых уж и не вспомню.

Поезд останавливался в Туле, в Белгороде. Тут мама выскакивала за малосольными огурчиками и молодой картошкой, строго-настрого запретив мне высовывать нос из поезда.

А уж потом по ходу, на рассвете был Харьков. По малости лет я не понимал, что Белгород - это РСФСР, а Харьков вроде бы Украина. Тётя Маруся говорила по-русски, но с какой-то странной примесью.

Завидев меня, кричала:

- Дывысь, який Хома! За год как вырос-то!

И мы шли к ней домой, в маленькую тесную коммуналку без горячей воды. Мать раздавала подарки, взрослые чаёвничали, вечером пели песни, а мы хулиганили с сыном тёти Маруси Колькой. Иногда она шутки ради называла его Мыколой...

Я эти песни помню до сих пор. "Рэвэ та стогнэ Днипр широкий", "Дывлюсь я на небо тай думку гадаю...", "Цвитэ тэрэн"...

Теперь уже это кажется таким далёким и неправдоподобным, какой-то сказкой, случившейся не с нами, но всё это было, было!

А что же стало? То, с чем боролись наши деды и прадеды - нацизм выросло махровым цветом в этих прекрасных тёплых краях.

Думаю, что если бы ожила наша добрая верующая тётя Маруся, то увидев, что сейчас творится в её городе и других городах и посёлках бывшей советской Украины она тут же умерла бы во второй раз.


 

 


      


Рецензии
Всё так точно, тепло и горько!
Спасибо, Фома!
Добрых Вам воспоминаний.
С симпатией-

Галина Преториус   23.03.2024 22:34     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая. Мне самому даже нравится..

Фома Неверующий   24.03.2024 09:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.