опус 04 исследователи
Диск являлся изолированным памятником, как по характеру исполнения, так и по уникальной письменности. В связи с этим перед исследователями встал целый ряд вопросов:
1. является ли диск памятником критского происхождения
2. был ли он завезён на остров и откуда
3. можно ли датировать диск культурным слоем, из которого он извлечён
4. можно ли утверждать, что диск содержит сообщение
5. имеем ли мы дело с неизвестной системой письменности
6. в каком направлении, и с какого начала читать текст
7. к какому типу относится эта система письма (логографическому, силлабическому, алфавитному, календарному, астрономическому)
К настоящему времени на часть этих вопросов даны ответы:
а) фестский диск нельзя считать абсолютно изолированным памятником
б) по любой из названных проблем в научном сообществе сохраняется разделение мнений
в) на памятнике запечатлен календарно-астрономический аспект знания
Исследователи диска высказывали следующие гипотезы:
01. о сорте глины, из которой изготовлен диск:
- Л.Пернье считал глину сходной с той, что пошла на изготовление «яйцевидных» чаш на фабрике кносского дворца
- А.Эванс считал, что диск попал на Крит из юго-западной Анатолии
- Э.Мейер считал диск филистимлянским изделием
- Р.Макалистер искал родину диска в Северной Африке
- Д.Эйзенберг полагает, что ФД = подделка, изготовленная Л.Пернье
02. о происхождении диска:
- обнаружение диска во дворце Феста, не означает, что это произведение минойской цивилизации
- находки спиралевидной надписи на перстне из Мавро Спелио (1927), секиры из Аркалохори (1935)
- находки, связывающие письменность ФД с линейным письмом «А» и отпечатком знака № 21 (1970)
- в качестве общего признака может быть спиралевидная надпись
- этрусский диск из Мальяно был ближе к ФД, чем какой-либо предмет, найденный на Крите
- в 1966 Э.Грумах ста¬рался обосновать критское происхождение ФД
03. о письменности диска:
- не совпадает ни с одной из систем критского письма
- текст читается слева направо (Л.Пернье, А.Эванс)
- чтение текста от периферии к центру (Л.Пернье)
- чтение текста от центра к периферии (А.Эванс, Ю.Откупщиков)
- чтение текста в сторону, куда направлены идеограммы (головы, человечки, стрелки)
- все дешифровки надписи не признаны
04. о характере знаков, не типичных для критской культуры:
- оттиски = схематичные узнаваемые объекты окружающей действительности: люди, животные, растения, инструменты, знаки
- совокупность знаков отображает прошлый эгейский мир, окружавший человека
- среди знаков ФД нет изображений лабриса (двусторонний топор), головы быка, элементов, использовавшихся минойцами
- изображения дома, корабля, человеческих фигур разнятся с данными истории и археологии Крита
- три знака: 02 (голова с эрокезом), 06 (дева-мать), 24 (замок-дворец) чаще других упоминаются, как аргумент, в пользу не критского происхождения диска
05. о лингвистическом направлении в исследовании знаковой записи текста:
- Г.Ипсен и В.Порциг (1929), Э.Грумах (1960)
- Д.Гемпль посвятил разбору надписей статью в № 728 «Harper’s Monthly Magazine»
- произведённый Пернье, Сетой, Эвансом, Мейером, Рейнаком анализ знаков диска, отмечает сходство некоторых иероглифов с письмом критян, хеттов, египтян
- А.Эванс, при обозрении критских резных камней с пиктографическими знаками, указывал, что на диске одна часть знаков имеет фонетическое или силлабическое значение, а другая часть знаков может оставаться идеографической. Вертикальные линии отделяют друг от друга не предложения или фразы, а слова, подобно точкам, линиям, черточкам в древнейшем финикийском письме, в архаическом греческом письме, в этрусском письме. Письмо диска является по внешнему виду уже развитым.
ни одно из предложенных прочтений не стало общепризнанным:
- В.Георгиев: «Когда Яра готовился в поход против Лилимувы, то не успел отправиться …»
- П.Орешкин: «1. РАГОВЕ 2. ЧИ 3. ПОУВИШАШАТЯТИ 4. РАГОВЕ 5. В ЛИБИ 6. ЧИТЯТИ …»
- С.Дэвис: «Оттиски печатей, оттиски, я отпечатал оттиски, мои оттиски печатей, …»
- А.Молчанов: «А 1. Сакавип(и) правителя, А2. в Кноссе АЗ. воцарившегося, А4. собравшего …»
- Г.Гриневич: «Будем опять жить. Будет служение Богу. РОСИЮНИЯ чарует очи …»
- К.Ктистопулос: «Всевышний - это божество, звезда могущественных тронов …»
- … = «вот Ксифо пророчица, посвятила награбленное, от грабителя пророчицы»
- … = «Зевс, оборони. В молчании отложи лучшие части ещё не изжаренного животного»
- … = «А;ина-Минерва, будь милостива. Молчание! Жертвы умерли. Молчание!»
- Э.Добльхофер. «Перспективы дешифровки». Возможно, рано или поздно лавровый венец, который обещал своему дешифровщику этот загадочный круглый кусок глины, возложит на себя один из «мастеровых» славного «цеха» исследователей. Возможно, в тайну этих покрытыми рисунками спиралей, в этот новый лабиринт острова Миноса проникнет и, как новый Тесей, найдёт из него выход какой-нибудь гениальный любитель. Но, может быть ему предначертано судьбой остаться в веках немым и таинственным памятником того мира, которому всё труднее и труднее скрывать свои тайны?
06. о разнообразных и многообразных направлениях в исследовании знаковой записи текста:
- Л.Пернье: ФД найден в здании, напоминающем архив с эпиграфическими документами
- Л.Пернье: ФД наделен символизмом, соответствующим характеру памятника
- Л.Пернье: иероглифическая система письма, употреблялась в Фесте параллельно с уклонением от нормального для Кносса и других частей острова типа письма
- А.Эванс: не минойский, не критский характер письма говорит о том, что надписи не являются богослужебным текстом в религиозном употреблении и сохранившемся на Крите праанатолийском языке
- Календарь. Наиболее обоснованными из нелингвистических гипотез о предназначении фестского диска на сегодняшний день являются гипотезы о его календарном характере. В их подтверждение исследователями приводятся различные математические вычисления. Так, например: число полей на сторонах диска (30 и 31) соотносят с числом дней в коротких и длинных месяцах; подсчёт знаков при 2-кратном переворачивании диска (123+119+123 = 365) приводит к числу, равному числу дней в году; с помощью более сложных манипуляций можно получить продолжительность лунного года, драконического года и других календ. Но, ни одно из опубликованных исследований не дает чёткого объяснения, как использовать этот календарь и для каких целей он применялся: для земледельческих работ; как расписание для сбора податей, военных учений, …. Некоторые авторы предполагают, что этим календарём регулировалась повседневная жизнь населения Крита. Однако ничем, кроме абстрактных вычислений, такая точка зрения не подтверждается.
- Астрономия и картография. Ряд исследователей отстаивает точку зрения, что фестский диск применялся для астрономических наблюдений и расчётов, либо использовался мореплавателями как навигационный прибор или его часть, или просто как карта Эгеиды. Приводятся достаточно сложные вычисления и геометрические построения, призванные показать соответствие расположения знаков фестского диска и карт звёздного неба, траекторий движения небесных тел и т.д. и т.п.
- Настольная игра. К наиболее экзотическим гипотезам относится гипотеза, согласно которой фестский диск представляет собой поле для игры, наподобие детских игр, в которых участники передвигают фишки на определённое число ходов. Задача игрока - первым дойти до конца спирального «лабиринта». Исследователями приводятся примеры подобных игр у различных народов, например, у жителей древнего Египта.
07. о календарной составляющей диска:
- предназначен для теоретических знаний (календометр) = арконтан (фестский диск)
- предназначен для практических знаний (обсерватория) = место расположения обсерватории уничтожено
- А.Батлер: ФД = прибор бронзового века, позволяющий измерять продолжительность суток. Показывает существование системы, позволяющей измерять длину окружности Земли с точностью до сотен метров. Представляет собой календарь, согласно которому продолжительность года = 365,25 сут. По этому календарю год начинался в день зимнего солнцестояния. На диске указаны точки весеннего и осеннего равноденствия.
08. В настоящее время нет шансов дешифровать письменность ФД, этому есть объективные причины:
- диск является единственным памятником представленной им системы письма
- текст диска слишком краток для проведения достаточного количества статистических исследований
- ни сам диск, ни обстоятельства его находки не дают указаний на содержание текста
- диск относится к такому раннему периоду, что в распоряжении науки нет данных о критских именах собственных или глосс из иных источников, которые можно было бы обнаружить на диске
- новым толчком в исследовании письменности диска может стать обнаружение других подобных ему памятников
09. Альберт Густавович Бекштрем = классификация штампов:
- всего на диске 242 знака: 123 на стороне «А» и 119 на стороне «Б»
- знаки соединены в группы: 31 на стороне «А» и 30 на стороне «Б»
- группы отделены друг от друга вертикальной чертой
- группы охватывают от 2 до 7 знаков
- преобладают группы с 3 и 4 знаками
- все знаки сводятся к 45 разновидностям/типам (+ вирама/маркер)
- каждый знак повторяется несколько раз
- повторения знаков тождественны, так как всегда происходят от выбивания одним и тем же пунсоном
- по внешнему виду знаки распадаются на 7 групп:
а) человек
б) инструменты
в) строение
г) корабль
д) животные
е) растения
ж) символы
10. Альберт Густавович Бекштрем = классификация маркеров.
Отличительная черта диска, состоит в чёрточках, наклонённых вправо, но иногда и вертикальных. Эти чёрточки повторяются через определённые промежутки под некоторыми знаками. Они, по мнению А.Эванса, вырезаны от руки, привыкшей писать слева направо, уже после штамповки самых знаков, но ещё до высыхания глины. Знаки, отмеченные черточкой/маркером:
1. 1 раз || сторона «А» || семицветик
2. 1 раз || сторона «А» || наугольник
3. 1 раз || сторона «А» || дерево
4. 1 раз || сторона «Б» || треугольник
5. 1 раз || сторона «Б» || ребёнок
6. 2 раза || сторона «Б» || перчатка
7. 2 раза || сторона «А» || пешеход
8. 3 раза || сторона «А» || рог
9. 4 раза || сторона «А» = 1 раз || сторона «Б» = 3 раза || шелом
Эти метки прибавляются к начальному знаку группы, повторяясь 16 раз || 9 раз на стороне «А» || 7 раз на стороне «Б». Так как поперечные вертикальные линии указывают начало одних групп знаков и конец других, то ясно, что чёрточки под отдельными знаками должны обозначать что-нибудь иное. На первый взгляд кажется естественным предположение, что эти чёрточки под известными знаками исполняют ту же функцию, как и короткие чёрточки или точки, отмечающие отдельные знаки группы в иероглифических и строчных надписях обычного минойского письма, как например, в Р. 110 с. В этом случае существовало бы достаточное основание принимать упомянутые чёрточки в смысле обозначений, что знак, с которым они связываются, стоит отдельно, с самостоятельным идеографическим значением, а не просто в качестве слога или буквы, составляющих часть слова. Однако это объяснение не выдерживает критики, так как тот же самый знак, который в некоторых местах появляется с прибавленной к нему отметкой, в других местах, встречается в подобной или тожественной постановке без этой диакритической черты. В таком случае, каково же значение этой отличительной чёрточки, перемещающейся в своём появлении и встречающейся всегда в начале группы знаков? Наиболее правдоподобное объяснение представляется само собою, эти чёрточки указывают начало отдельных предложений или разделов надписи.
11. Альберт Густавович Бекштрем = о точках, о сторонах, о композиции.
- Переходя к исследованию диска как целого литературного памятника, А.Эванс обращает внимание на некоторые особенности расположения надписи: каким образом произошло то, что надписи на обеих сторонах диска точно соответствуют друг другу? То, что они не представляют преемственности, показано линией с точками, служащей знаком конца, существующей на обеих сторонах.
- Как можно было рассчитать так точно размеры самого диска, что каждая сторона содержит лишь требуемое число групп знаков, не оставляя даже следа свободного поля? Естественно заключить, что надписи, отштампованные на диске, были скопированы с прототипа, показывавшего точные размеры глиняного круга, требуемого для выполнения задачи.
- Надписи на обеих сторонах занимают одинаковое пространство. Это могло быть рассчитано заранее, благодаря тому, что число групп знаков на каждой стороне приблизительно одинаковое: 31 группа на стороне «А» и 30 групп на стороне «Б». Прибавим к этому, что и число самих знаков на каждой стороне почти равное: 123 на стороне «А», и 119 на стороне «Б». В этом близком соответствии числа групп на обеих сторонах диска кроется указание на искусственную композицию.
- Стороны диска обозначены Л.Пернье буквами «А» и «Б». Но ничто не указывает на то, что это их единственно правильный порядок. А.Эванс отмечает, что последний знак в последней нечётной группе на стороне «А» отделён от остальной надписи этой стороны чёрточкой под начальным, знаком группы. Отсюда А.Эванс заключает, что, по всей вероятности, эта группа знаков представляет конечное дополнительное ко всей надписи, читающейся на обеих сторонах, слово. Принимая эту гипотезу, он думает, что в действительности первую часть надписи содержит сторона «Б», а вторую - сторона «А». Таким образом, обе части надписи состоят из равного количества групп (30) + заключительное дополнительное слово (1). 30+30+30+1 = 91 сут (квартал).
Свидетельство о публикации №223041500758