Единственная

               
        Каждую весну с приближением 9 мая у меня возникает желание рассказать о трагической судьбе своей семьи. В этом году желание оказалось непреодолимым.

        Мои бабушка  и дедушка по материнской линии родились в замечательном городе Одессе в начале ХХ века. Они познакомились, будучи совсем молодыми людьми, поженились, и уже в 1931 году у них родилась дочь - моя мама. После окончания института дедушку направили в город Краматорск на строительство машиностроительного завода – гиганта первой пятилетки. Затем семья переехала в Москву, где дедушка и бабушка работали на военном заводе. А потом началась война……               
         И дедушка, и бабушка родились в больших еврейских семьях. Дедушкины родители умерли еще до войны. У дедушки было два брата. Оба брата ушли на фронт в первые дни войны. Старший брат окончил войну в звании полковника в городе Риге, где и умер в 1963 году. Детьми он так и не обзавелся.  Цепочка поколений оборвалась. Младший брат был демобилизован после тяжелого ранения (ему оторвало ногу, и он был сильно контужен).  Детей он иметь не мог. И эта цепочка оборвалась. 
               
        Бабушка родилась в семье одесского биндюжника, который развозил по дворам керосин.  Она была последним, десятым ребенком в семье. Один ребенок умер в детстве.  Когда началась война, самый старший брат ушел на фронт и вскоре погиб.  Другой брат партизанил в одесских катакомбах. Иногда ночью он приходил домой, чтобы повидаться с родителями и взять еду для партизан. В одно из таких посещений он попал в засаду (выдал кто-то из соседей) и был расстрелян прямо на пороге родительского дома.  Вскоре родителей вместе с тремя жившими с ними дочерями угнали в гетто и расстреляли где-то на окраине Одессы. Еще один брат до войны работал в газете, писал фельетоны и стихи. Он жил в комнате в двухкомнатной коммунальной квартире. Во второй комнате жила семейная пара, которая писала на него доносы. Иногда женщина ногой открывала дверь в его комнату и говорила мужу: «Когда этого жида посадят, мы займем его комнату». Так и вышло. В 1937 году он был репрессирован и сослан на Колыму, откуда вернулся только 1947. Ему было запрещено жить в больших городах, поэтому он уехал в Горловку и работал на шахте, и только с приходом к власти Хрущева был реабилитирован и вернулся в Одессу, где вскоре умер. Еще один брат прошел всю войну, вернулся в Одессу, женился и в 70-х годах вместе с сыном и внуком эмигрировал в Америку, где следы их затерялись. Бабушкина любимая сестра жила в Москве. Она была певицей и работала в филармонии. В годы войны она ездила с фронтовыми бригадами артистов и участвовала во фронтовых концертах. Ее дочь окончила Институт иностранных языков, преподавала английский язык и впоследствии стала автором знаменитого учебника английского языка. У нее тоже была дочь, но она умерла от тяжелой продолжительной болезни, не дожив до 55 лет, так и не создав своей семьи. Все цепочки оборвались.   
 
      В начале июня 1941 года моя мама окончила третий класс, и ее отправили на лето в Одессу в семью дедушкиного брата. Когда началась война, и дедушкин брат ушел на фронт, его жена, с которой осталась моя мама, долго не хотела уезжать в эвакуацию. Родственники уговаривали ее, аргументируя тем, что у нее был «муж комиссар и коммунист и еврейское дите на руках». Она покинула Одессу с последними эшелонами, увозящими людей в эвакуацию. Почта работала плохо. Бабушка разыскивала маму целый год. От войны она получила седую голову и болезнь с названием «маниакально-депрессивный синдром», от которого страдала всю оставшуюся жизнь. Мой дедушка, хотя и имел «бронь», ушел добровольцем на фронт и дошел до Берлина, заслужив боевые ордена и медали. В 50-е годы моя мама вышла замуж, и у нее родилась я.….
               
     Подвожу итог. Из двух некогда мощных крепких семей остался единственный потомок - одна я. Как странно сознавать, что на тебе лежит ответственность  не допустить, чтобы некогда мощное древо человеческих жизней зачахло, засохло и исчезло с лица земли. Слава Богу, у меня есть дети. Но разве только на мне лежит эта ответственность? Я пишу эту историю в надежде, что, может быть, ее прочитает хоть кто-нибудь из тех, кто в наше время культивирует идеи фашизма, распространяет эти идеи в обществе, на бескрайних безнаказанно-распущенных просторах интернета, втягивает людей в слепую бойню, подталкивает к совершению безответственных поступков, за которые будут расплачиваться следующие поколения. Неужели ХХ век (хотя бы на примере моей семьи) так ничему и не научил человечество и передал двадцать первому самое ужасное – убеждение, что человеческая жизнь ничего не стоит? Что же ты наделал, ХХ век!


Рецензии