загадочный лишний олег даль

я не автор             :.руАвторы Произведения Рецензии Поиск Магазин О портале Ваша страница Кабинет автора
 Загадочный лишний Даль
Загадочный лишний Даль
Александр Бурьяк
Загадочный лишний Даль
 


                Кaждый человек - зaгaдкa, стоящий - особенно.
                Сaм человек и себя-то до концa понять не может,
                тaк и умирaет, не выяснив, кто он и что у него
                внутри. Это очень сложнaя проблемa. А уж другого
                понять -- это уже просто невероятно.

                Михаил Козаков "Вот так, пожалуй".


                Помни всегда одно. Если ты добился успеха, ты
                добился его по неправильным причинам. Если ты
                становишься популярным, это всегда из-за худших
                сторон твоей работы. Они всегда восхваляют тебя
                за худшие стороны. Это всегда так.

                Э. Хемингуэй, любимый писатель Олега Даля.


                Судьба дала ему много, но в очень небольших
                дозах.
                Ольга Эйхенбаум, тёща Олега Даля.

  В сверкающем созвездии популярных советских киноактёров --
сплошь "фактурных", талантливых, любимых женщинами, а также (хоть
и не сплошь, но зачастую) певших, рисовавших, режиссировавших,
дневникировавших, мемуарировавших, сочинявших стихи и прозу, а
ещё дававших всякие занятные интервью, на одном из самых видных
мест оказался щуплый женственный Олег Даль, померший в 40 лет то
ли от алкоголизма, то ли от полного разочарования [в советской
действительности] в жизни вообще.

  Олег Даль -- быть может, наиболее выдающийся дрыщ ("человек
слабого телосложения, худой, хилый") в советском кино. Пел средне
(если надо было по роли), иногда пописывал слабенькие стихи и
мутненькие эссе, а вдобавок рисовал в дегенератском стиле. Играл
роли якобы гениально. Склок и драк не затевал ни на улице, ни в
трудовых коллективах, а только замыкался в себе и уходил покурить
в постели и записать в своём дневничке, что такой-то коллега --
бездарь и <...>, а в придачу пользуется устаревшей версией системы
Станиславского.

  Снимался Олег Даль сравнительно нечасто и не всегда в интерес-
ных фильмах, человеком был довольно замкнутым и мизантропичным,
так что обильная симпатия к нему -- это загадка кинематографа.
Повышенным интересом к пострадавшим и рано ушедшим это не вполне
объясняется, потому что, согласно интеллигентской точке зрения,
в СССР так или иначе мучились по-страшному почти все творческие
люди, а если рано не уходили, несмотря на это, то лишь потому,
что старались достойно нести свой крест. И рано умер, скажем,
Владислав Дворжецкий -- актёр весьма "фактурный" и где-то даже
танинственный видом -- но культа Дворжецкого почему-то не сложи-
лось.

  В Олеге Дале было ещё нечто, заставившее массу так называемых
кинокритиков, а также примкнувших к ним, развернуться дружненько
в одну сторону: в ту самую, в которой был ОН.

  Олег Даль -- хороший актёр с симпатичной запоминающейся внеш-
ностью и довольно узнаваемым голосом, только слабый телом, кап-
ризный, привязанный к алкоголю, а более -- НИЧЕГО. Миф об особен-
ном Дале мог пойти в рост единственно из его причуд. Существова-
ние мифа о Дале обусловлено, надо думать, широкой потребностью в
фигурах определённого типа -- успевших лишь частично раскрыться
талантищ, рано ушедших по таинственным конкретным причинам, но
в общем-то из-за того, что не выдержали столкновений с нашей
тяжёлой действительностью, которую мы и сами едва терпим, хотя
сами же её и делаем.

  Популярность психически деформированных личностей, вроде Олега
Даля, частично объясняется низким уровнем психиатрической культу-
ры трудящихся масс, который, в свою очередь, вызван нежеланием
власть имущих обеспечивать эти массы возможностью разбираться в
том, какие психические уроды составляют верхушку общества.

  Психиатры мало проявляют себя в общественной жизни, потому что
серьёзное вторжение их в неё вызвало бы культурную катастрофу. Из
слегка вторгавшихся можно назвать разве что Чезаре Ломброзо, но
это было более 100 лет назад. А известный писатель-дегенератовед
Григорий Климов -- не психиатр вовсе, а скорее пациент психиат-
ров.

                *  *  *

  У Олега Даля есть тьма тьмущая именно обожателей, а не просто
людей, положительно относящихся к нему и его творчеству. К приме-
ру, на сайте www.kino-teatr.ru можно найти такое:
  "Великолепный артист, неповторимый взгляд, неповторимая манера
говорить, смотреть, играть свою роль, простодушие и высокомерие.
В нём было заложено нечто, что меня привлекает в людях. Жаль, что
встретиться с этим человеком мне уже не суждено. Его жизнь
мелькнула, как хвостатая комета на чёрном небе. Его жизнь длилась
одно мгновение, тот самый миг, о котором он так хотел спеть своим
голосом. Он ворвался во Время, как молния. Его одинокий Шут был
черезмерно красив и гибок, как дикая кошка. За ним следовало
время в старинных портретах и королевских одеждах. Голос его
зачаровывал, а улыбка заставляла таять снег на вершинах гор. В
изгибе его пальцев и волевой походке легко угадывалась порода,
которую нельзя сыграть." (17.10.2006)

  "Даль - это зияющая и незаживающая рана нашего искусства. Была
в нем всегда какая-то надломленность, предчувствие раннего ухода.
Таких актеров всегда не хватает. Они, действительно приходят на
краткий миг, освещают жизнь вокруг себя яркой вспышкой и сгорают.
И такое впечатление после этого, как будто ты ослеп. Полная
тьма..." (19.04.2007)

  "Олег Даль... мой самый, самый любимый актер. Его невозможно
описать словами. Думаю, что те, кто видели его, сами понимают,
чем он прекрасен. Мне безумно жалко, что я не жила в его время.
Все было так давно и так недавно! Теперь можно только надеяться,
что он будет жить вечно, что его не забудут." (03.05.2008)

  "Без него НИКАК! ОН живой и он же память многих тысяч людей,
наша радость и наша боль. С годами любовь к нему не проходит, не
остывает - мы его ждем, встречи, слова его..." (10.07.2008)
 
  "Да, глаза были необыкновенные! Но не только глаза! Голос! Это
сильнейшая сила - воздействие удивительное, даже если Олега не
видел, а он говорил по телефону, ты все-равно его видел перед
собой. Разговоры по телефону продолжались часами. Прервать их
было невозможно. Вопросы, ответы! И так могло быть всю ночь!"
(6.07.2009)

  "...насколько мне известно, одним из критериев оценки мастерства
актера является умение держать паузу и молчать. Даль владел этим
искусством безукоризненно и редкостно! Как никто! Вот почему он
великий актер! Во почему я говорю о гениальности проникновения в
образ. Даль мог играть даже одной только дрожащей рукой ( 'Плохой
хороший человек'), глазами, пластикой. ( кстати, пластика у него
была потрясающая!) Правильно сказал Костя Райкин, Даль играл как
нерв, вынутый из зуба. И никто не знал, КАК он это делал! Мы, к
сожалению, многого из этого никогда не увидим. Причем, сделанное
Олегом в кино - малая толика вершины этого айсберга. Остально
было в театре, или только в репетициях, как 'Возвращение
Дон-Жуана' и 'Лунин'. Вот почему Олег бросил эти роли, не доведя
до премьеры, для меня загадка из загадок!" (13.08.2009)

  И т. д. Забавно, что Олег Даль держал таких вот самых за
подонков и быдло (см. в этой статье цитаты из его дневника).

                *  *  *

  О якобы происхождении Олега Даля от знаменитого словариста, не 
имевшего внуков. С сайта prosufler.com, Г. Лутохина, "Потомок 
Владимира Даля":
  "Архивные документы показали, что во времена Екатерины II из
Дании, Германии, Франции в Россию приехало множество людей,
носящих фамилию Даль. Однако в записках В. И. Даля упоминаний о
родственниках нет. Его сын Лев детей не имел, бездетными были и
оба брата Владимира Ивановича. Круг как будто замкнулся. И вот на
мой письменный запрос родные Олега Даля ответили, что в свое
время его отец, Иван Зиновьевич, на вопрос сына, почему он так
похож на знаменитого Даля, сказал: 'Твоя бабушка была родом из
Луганска, откуда и В. И. Даль'. Известно также, что впоследствии
Владимир Даль неоднократно бывал в родном городе наездами. Итак,
Олег Даль - правнук в пятом колене В. И. Даля по побочной линии.
Что же? Сколько талантливых людей, таким образом рожденных, было
в России!"
  Некоторые как бы эксперты даже сопоставляют внешности и степени
талантливости двух Далей для доказательства их родства. На тех же
основаниях вполне можно допустить, что на самом деле Олег Даль --
тайный потомок Жоржа Санда, то есть, французской писательницы
Жорж Санд (1804-1876).

  "Раскрученная" фамилия всегда вызывает дополнительный интерес к
её очередному носителю (отсюда псевдонимы типа "Распутина",
"Юденич"). Почти каждый российский интеллигент знает, что был
такой автор словаря -- Даль, и при случае старается этим глубоким
познанием блеснуть. Между тем, "Даль" --  фамилия, на которой и
без того спотыкаешься, потому как нерусская она, нерусская. Кста-
ти, светлый образ Владимира Даля (1801-1872) входил в культурный
багаж всякого крепкого советского образованца хотя бы по той
причине, что этот Даль упоминался в учебнике русского языка для
5-го класса.
  Стремящимся произвести ЭТОГО Даля от ТОГО хотят, чтобы часть
благодати того Даля досталась этому, но им почему-то не прихо-
дит в головы, что своим приписыванием внебрачных детей тем или
иным людям они на этих людей по сути клевещут. А ещё им почему-
то трудно сообразить, что некоторые Дали всего лишь могли иметь
далёкий общий корень, но далёкими корнями воодушевляться бес-
смысленно, потому что они и перемешаные, и во тьме веков сокры-
тые. Короче, ухватываться за одинаковость не особо редкой (в
Германии и т. д.) фамилии Dahl ("долина" в северных германских
диалектах) и пытаться что-то из этого выдавить -- есть интеллек-
туальное плебейство.

                *  *  *

  Г. Лутохина ("Потомок Владимира Даля"):
  "В архиве Олега Даля обнаружили до сих пор неизвестные его
литературные работы: стихи, рассказы, статьи, законченные и
незаконченные сценарии. Это очень большой и серьезный труд
талантливого литератора."
  На самом деле стихи и статьи Олега Даля, имеющиеся в интернете,
сильного впечатления не производят, а рассказы и сценарии и вовсе
отсутствуют. Ещё имеются рисунки, но они в ужасной модернистско-
дегенератской манере. Ну НЕ ЕГО это было -- рисовать и стихи
писать, не его.

  По поводу художеств Олега Даля Валентин Гафт сочинил следующую
эпиграмму:
              Уходит Даль куда-то в даль,
              Не затеряться бы в дали,
              Поскольку, Даль, как мне ни жаль,
              Ты всё же Даль, а не Дали.

  (Заметим, что среди художников-дегенератов Сальвадор Дали отли-
чался тем, что не ленился работать с деталями и таки умел рисо-
вать, как классики, поэтому в манере создания как бы изображений
Даль с Дали действительно весьма несхож.)

  Пример стихов Олега Даля:

       В. Высоцкому, брату. Монино. январь 1981.

              Сейчас я вспоминаю...
              Мы прощались... Навсегда...
              Сейчас я понял... Понимаю...
              Разорванность следа...
              Начало мая...
              Спотыкаюсь...
              Слова, слова, слова.
              Сорока бьёт хвостом.
              Снег опадает, обнажая
              Нагую холодность ветвей.
              И вот последняя глава
              Пахнула розовым кустом,
              Тоску и лживость обещая,
              И умерла в груди моей.
              Покой-покой...
              И одиночество, и злоба.
              И плачу я во сне и просыпаюсь...
              Обида - серебристый месяц.
              Клеймённость - горя проба.
              И снова каюсь. Каюсь. Каюсь,
              Держа в руках разорванное сердце... 

  Стихи, скажем так, мутноватые и не совсем гладкие.

                *  *  *

  Якобы у Олега Даля была непреодолимая наклонность всё улучшать
до дальше некуда, и он в конце концов был изнурён улучшательскими
позывами до смерти. Версию об этой мании запустил Эдвард Радзинс-
кий, сказавший о Дале: "Он был болен одной из самых прекрасных и
трагических болезней -- манией совершенства." (ах-ах, но я что-то
Тургенева вспоминаю: "О друг мой, Аркадий Николаич! - воскликнул
Базаров. - Об одном прошу тебя: не говори красиво") А, скажем,
Галина Волчек считала, что у Даля была заурядная мания величия.

  Но скорее всего случай Олега Даля -- это не мания величия, а
слабоволие, абсурдизированность, повышенная чувствительность и
малая психическая выносливость. Даль был закультуренным таланти-
ком не очень большого ума, зато с очень большим самомнением, ко-
торое, по-видимому подогревалось его тёщей, решившей самоутверж-
даться через зятя.

                *  *  *

  Становлению культа Олега Даля весьма поспособствовали его жена
Елизавета и тёща Ольга Эйхенбаум. Елизавета написала книгу "Олег
Даль. Взрослый молодой человек", а тёща Ольга опубликовала свои
заметки "Горькая память. Из записных книжек тёщи".

  Кем бы сегодня был, скажем, Сократ, если бы о нём не написали
подробно и прочувствованно Платон с Ксенофонтом? Да что там
Сократ -- кем бы был Иисус Христос, если бы не его апостолы?!

  Тёща Олега Даля занялась сбором материалов для его величествен-
ного жизнеописания весьма заблаговременно: ещё в начале их сов-
местной жизни затеяла строчить дневник, а для верности подбила и
самого Даля, чтобы он тоже хоть что-то строчил. В своём дневнике
тёща фиксировала наверняка не случаи обрыгивания Далем унитазов и
т. п. и не его замечания во время просмотра хоккейных матчей, а
всё больше разные многозначительные "хэ" и "интересно" по поводу
увиденных фильмов и т. п.

  С сайта chtoby-pomnili.livejournal.com о первых апостолках (ну,
апостолицах) Олега Даля:
  "Обе они представляли собой яркий пример московской интеллиген-
ции, и были прямыми потомками известного российского писателя
Бориса Эйхенбаума. Чьи труды, как часто водится в родном Отечест-
ве, старательно изучают в учебных заведениях за рубежом и не
очень знают на Родине. С первых часов знакомства было совершенно
понятно, почему именно Лиза стала единственной любимой женщиной
Олега, и почему Ольгу он называл 'своей любимой тещей'. Оказаться
в компании столь мудрых, интеллигентных и необыкновенно приятных
женщин - это мечта любого более-менее вменяемого мужчины. Даже
одна такая женщина, встретившаяся на жизненном пути - большая
редкость."
  В предках указанных дам также значится "Яков Моисеевич Эйхен-
баум (1796-1861), известный еврейский просветитель и литератор,
инспектор казённых раввинских училищ и еврейских школ в Кишинёве,
Одессе и Житомире" (Википедия), так что семья и в самом деле
была наследственно до тошноты интеллигентская.

  Дщерь великого Бориса Эйхенбайма, вхожая на разные авторитетные
дачи в Переделкине, наверняка занималась пропихом капризного ал-
коголика Даля в разные театральные коллективы после того, как он
уходил (или вылетал) из других театральных коллективов.

  Забавно, что в базовой книге по Далю "Олег Даль: Дневники.
Письма. Воспоминания", в которой тёщины реминесценции занимают
чуть ли не центральное место, только один раз встречается слово
"еврей", а именно в таком вот тексте от Михаила Козакова:
  "Иногда, шутя, я ему говорил: 'В тебе не хватает четвертинки
еврейской крови, чтобы сказать: "А-а-а"...'  Здесь очень важна
интонация - а-а-а, черт с ним, пройдет и это."
  Я это понимаю так, что Олег Даль евреем не был, а был только...
э-э-э... приевреившимся: хорошо вписался в столичную творческую
еврейскую среду благодаря своей родовитой еврейской тёще. Русскую
жену еврея называют в еврейской среде шиксой, а как называют
русского мужа еврейки, я не знаю.

                *  *  *

  Олег Даль и дети. Супруга Елизавета:
  "Первые годы мы не думали о детях. Но когда я почувствовала,
что Олег хочет ребенка, я тоже захотела. И при всем моем отноше-
нии к гинекологам -- я никогда к ним не хожу -- все-таки пошла.
Врач сказал, что все в порядке. Но у нас ничего не получалось."
  У многопьющих и многокурящих мужчин слабого телосложения такая
незадача случается сплошь и рядом.

  Я думаю, у Олега Даля не было не только внутрибрачных, но и
внебраных детей (во всяком случае, таких, о которых он знал, а
женщинам, вроде, ни к чему было скрывать от него его отцовство,
если бы таковое случилось). Отсутствие детей было одним из
обстоятельств, подтолкнувших его к самоубийству.

                *  *  *

  Елизавета Даль:
  "Григорий Козинцев Даля действительно обожал, доверял ему,
прощал многое. Терпеть не мог пьяных актеров, но Олега даже за
выпивку не упрекал. Как-то его спросили, почему Далю можно то,
чего другим нельзя. Козинцев ответил: 'Мне жаль его. Он не
жилец'."
  Людовед, однако.

  Владимир Мотыль "Горькая исповедь Олега":
  "Гибель таких художников, как Даль и Высоцкий, была трагически
неизбежной."
  А долгая и довольно благополучная жизнь таких художников, как
Станислав Говорухин, Сергей Бондарчук и иже сними, была, надо
думать, комически случайной...

  Ещё Владимир Мотыль о Дале:
  "...угрюмость его не покидает, несмотря на успех..."
  "В Дале напрочь отсутствовал практицизм, стремление к саморек-
ламе, к месту в президиуме, к официальным почестям и титулам, ко
всему, что составляло и составляет великую долю забот суетной
жизни большинства его несчастных коллег."
  "Олег никогда не скрывал презрения к нехитрой механике преуспе-
вания, которой пользовались не только деловитая бездарность, но и
талантливые художники. Даль обладал высоким достоинством личнос-
ти, гордостью художника, хорошо знавшего цену истинным заслугам
перед народом, с мнением которого все меньше считались чиновные
опекуны уродливой посредственности."

  Владимир Мотыль об опробовании Даля на роль в фильме "Женя,
Женечка и 'катюша'":
  "Я совершенно потух. Мне говорят: Володя, ты разве не заметил,
что Даль 'под балдой'? Я подошел к Олегу и сказал: 'Ты был не в
форме, давай назначим вторую пробу, имей в виду, в таком виде
тебя на роль никто не утвердит'. Он приезжает еще в более сильном
подпитии. Я понял, что Олег находился в тяжелом запое. Отдавая
должное его таланту, я назначил третью пробу. У Даля тогда не ла-
дилась семейная жизнь. Его второй брак с актрисой 'Современника'
Татьяной Лавровой продлился всего полгода. Как ни странно, подей-
ствовала в полной мере на него директор картины. Она по-материнс-
ки высказала ему: 'Олег, ты хороший парень, но ты ушел из "Совре-
менника" после очередного скандала, расстался с одной женой, с
другой, ты хочешь совсем пропасть?' Как ни удивительно, но увеще-
вания подействовали. На третью пробу Даль приехал в моднейшем
вельветовом пиджаке вишневого цвета. С ходу прочитал отрывок, все
ахнули - Олег сразу схватил характер своего героя, хотя Даль по
жизни был ироничным, замкнутым человеком, а его герой Женя
Колышкин открытый и простодушный."

  Википедия (статья "Женя, Женечка и 'катюша'"):
  "На съёмках также имел место инцидент, связанный с алкоголем:
нагрубив дежурной в гостинице, Олег Даль попал в милицию на пят-
надцать суток 'за хулиганство'. Мотыль договорился с начальником
отделения, и актёра под конвоем доставляли утром на съёмочную
площадку, а вечером снова забирали на 'отсидку'."

  Людмила Гурченко, "Импровизация в миноре":
  "Высокий мальчик, удивительно тонкий и изящный, с маленькой
головкой и мелкими чертами лица, в вельветовом пиджаке в
красно-черную шашечку, с белым платком на груди. Так он ходил
постоянно."

  Гурченко, там же:
  "...Дaлю был всего тридцaть один год. Внешне не изменился со-
вершенно. Ровность в поведении что и в двaдцaть три годa. Он кaк
будто не знaл эволюции. Он не менялся с приходом зимы или летa.
Дaже пиджaк носил тот же, в крaсно-черную шaшечку с белым плaтком
нa груди. У меня дaже зaселa мысль: a может, у него тaких
пиджaков несколько? И это его стиль?"
  "Мне приходилось слышaть и читaть рaзличные воспоминaния о Дaле.
В них пишущие и говорящие отмечaли Олегa кaк aктерa, мягко
говоря, кaпризного. Соглaсился снимaться, a утром звонит: 'Нет, я
передумaл'. Соглaсился рaботaть, a потом подaл зaявление об уходе
из теaтрa. Откaзaлся от глaвной роли - подумaйте только?! Чего
мечется, чего хочет, чего кaпризничaет?! Тaк удивлялись
мемуaристы. Тaк удивлялись и обижaлись режиссеры."
  "Олег никогдa ни нa кого не орaл, не кричaл. Никогдa не позволял
себе оскорбить человекa. Все шуткой, шуткой - и уход. И только
Бог знaет, кaкие крушения совершaлись у него внутри."
  Да-да, дежурной в гостинице (см. далее) Даль нагрубил шутливо,
тихо и вежливо, а потом вместо того, чтобы извиниться, ушёл пере-
живать своё очередное внутреннее крушение, а в милиции этого не
поняли и посадили страдальца на пятнадцать суток.

  Олег Даль не только пил, но и курил тоже. Вот показания
И. Н. Моргачева:
  "Мы работали, а Даль ходил в сторонке из угла в угол, курил и
молчал. Он вообще больше молчал. Раз только попросил закурить - и
все."

  Ольга Эйхенбаум "Горькая память (Из записных книжек тещи)":
  "Я как-то никогда его не спрашивала о том, когда он начал, но,
кажется, со своей 'люблинской шпаной' он дымил еще со школьных
лет, и очень много. Во всяком случае, он так же, как и Лиза,
начинал себя лихорадочно вести, когда кончались сигареты или если
их совсем не оказывалось под рукой - в общем, это два самых
настоящих прожженных курильщика.

  Дома они курили всегда. Правда, я не припоминаю, чтобы Олег
курил, например, сидя на кухне. Не почему-нибудь, а просто
потому, что на кухне он бывал, когда ел. И никогда не застревал
там, как мы сейчас, во время своих 'посиделок'.

  Зато Олег обязательно курил вечером перед сном, уже лежа в
постели. Когда я заходила пожелать доброй ночи, у него обычно
торчала сигарета в зубах.

  Единственное, что у ребят было заведено абсолютно строго, - это
не курить натощак. Выпить хотя бы чаю или кофе, съесть хотя бы
кусочек хлеба, но никак не курить на голодный желудок."

  "Что касается здоровья, то если уж он принимал такое количество
вреднейшего для него алкоголя, что даже сам находил эти дозы
дикими, так что ему было на этом фоне курение? Так: Как слону
дробина. Лиза, правда, в первые годы пыталась на него как-то
воздействовать личным примером (попытки бросания), словесными
увещеваниями и всякими дурацкими фитюльками вроде антиникотиново-
го мундштука, но особых последствий все это не возымело. Максимум
чего она добилась - это снижения суточной нормы никотина."
  Думаю, изящный мальчик со слабоватым сердцем в конце концов
докурился и допился до импотенции. А какая радость от жизни, если
перестало тянуть на женщин? Да и стыдно ведь перед ними...

  Ольга Эйхенбаум "Горькая память (Из записных книжек тещи)":
  "Есть короткое и точное определение, даваемое таким людям, как
Олег: человек без кожи. У него были настолько обнажены нервы, что
обидеть его не составляло никакого труда - элементарно просто.
Разъезжая по городу в транспорте, он весь как-то сжимался, потому
что ему все время казалось, что его сейчас обязательно кто-то
толкнет, заденет и это будет весьма противно. И только когда он
входил в салон, где было много свободных мест и ехали одни
старушки и дети, напряжение покидало его."
  У меня, наоборот, одно уже наличие детей вызывает жуткое пред-
чувствие громких разговоров, криков и бренчания игрушками, а
наличие старушек -- кошмарное предвидение сморканий, вздыханий,
актов энергетического вампиризма и распыления опасных бактерий.
Наверное, раньше детишки потише были, а старушки -- поздоровее.

  Гaлинa Фигловскaя "Один половой партнер - и вся жизнь":
  "...мы столкнулись нa съемкaх 'Принцa Флоризеля'. Я увиделa че-
ловекa с совершенно погaсшими глaзaми, не хотевшего жить. Я былa
потрясенa. Позже в рaзговоре с ним это ощущение стaло проходить,
и я приписaлa его состояние рaботе, съемкaм, устaлости, плохому
сaмочувствию. Но первое впечaтление все-тaки остaлось. У него
было утрaчено желaние чего-либо хотеть. Он устaл биться, докaзы-
вaть."
  Ну и что он там такое доказывал, за что бился? Осталось за
кадром...
  Фигловская далее:
  "... это нaше российское неумение беречь, хрaнить, любить, обе-
регaть, помогaть тaлaнтливым людям. Человек с открытым сердцем,
открытыми глaзaми, облaдaющий ярким дaровaнием, солнечным и
одновременно трaгическим - что же нaдо было сделaть, чтобы у него
погaсли глaзa, ушлa жизнь в сорок лет?!"
  Дама не понимает, что заласканные, закормленные таланты -- это
ещё хуже, чем страдающие. Обычно человек творит интенсивно и
вызывающе, когда посредством продукта своего творчества надеется
решить какие-то острые личные проблемы.

                *  *  *

  Олег Даль и Юрий Богатырёв. Вспоминает Александр Адабашьян:
  "...первое мое впечатление в момент посещения квартиры Елизаве-
ты Алексеевны Даль - это несколько чрезвычайно интересных рисун-
ков, висевших в холле квартиры ее мужа, актера Олега Даля. На них
был изображен сам Олег Даль, но в разных актерских образах. Кар-
тины поражали своей изобразительной палитрой, художественным со-
единением реального Олега и его придуманного образа. Естественно,
одним из первых вопросов Лизе:
- Скажите, кто автор этих замечательных рисунков?
- Юра Богатырёв."
  Хотя позже отношения Даля и Богатырёва не сложились. Елизавета
Даль рассказывала: 'Во время съемок "Отпуска в сентябре" Богаты-
рев был частым гостем в семье Олега Даля. Он любил посидеть,
послушать музыку, поговорить, поесть - Юра ведь жил холостяком, а
у нас был налаженный быт, - вспоминает Елизавета Даль. - Моя мама
любила покормить, и Юра с удовольствием поглощал цыплят табака.
Тогда, в 1979-м, он был в хорошей форме - мощный, большой. Очень
веселый, легкий в общении. Хотя бывал ироничным, мог съязвить.
Все вместе мы ходили слушать "Арсенал", Лешу Козлова. Охлаждение
произошло, когда Олег увидел Богатырева в юмористической
программе по телевизору. На экране он, рыдая, читал "Я вас любил"
Пушкина. Потом камера опустилась, и оказалось, что Богатырев
режет лук. Олегу это не понравилось - у него было святое
отношение к пушкинской поэзии.'
  Помню, много позже я спросил, почему у Богатырёва не было
детей? Лиза как-то немного задумалась. Потом сказала, что Юрий
Георгиевич предпочитал жить с женщинами несколько старше его. В
подробности мы не углублялись."
  Я считаю, что гомосексуалистом женоподобный Олег Даль всё же не
был (в его время это извращение ещё не вошло в богемную моду, а
то бы -- как знать) и что к Богатырёву он охладел как раз потому,
что тот стал слишком уж жаться и тереться, тогда как Далю хоте-
лось всего лишь выпить, покурить и поговорить о том, что вокруг
по большей части быдло в нечищеной обуви.
 
Олег Даль Юрий Богатырёв
Юрий Богатырёв нападает на Олега Даля сзади.


  Вaлентин Гaфт "Уходит Даль":
  "Он был удивительно породистый человек. В нем было что-то от
aмерикaнцa - сильные, хлесткие, тонкие чaсти телa. Он был сложен
кaк чудное животное, выдержaнное в хорошей породе, - очень  лов-
кое, много бегaло, много прыгaло. Все это было очень вырaзитель-
ное, не мельтешaщее."
  Скажу честно: после такого заявления я стал проверять в интер-
нете, нет ли чего насчёт гомосексуализма у Гафта.
  Страдалец Даль:
                И ломать меня ломали,
                И терзать меня терзали,
                Гнули, гнули до земли,
                А я выпрямился...

  И кто ж там его особо нагибал помимо Юрия Богатырёва?

  У Владимира Мотыля о гафтовом "удивительно породистом челове-
ке":
   "... его худой и сутулой фигуре..."
  Наверное, это всего лишь порода была такая. Если, скажем, у
спаниеля уши волочатся по земле, это ведь не значит, что спани-
ель не уродился.

  Из воспоминаний Михаила Кокшенова о времени работы над фильмом
"Женя, Женечка и 'катюша'":
  "Мы с Олегом во время съемок стали настоящими друзьями. Я от-
правлялся качаться в спортзал, он шел со мной за компанию. Сидел
и просто смотрел."
  ...на могучее тело Кокшёнова. И вот где же Гафт сподобился под-
метить, как слабое на сердце животное Даль "много бегaло, много
прыгaло", если даже в спортзале оно предпочитало сидеть?

  Михaил Козaков "Вот так, пожалуй":
  "Все его рaссуждения тяготеют к стилистике Тaрковского, Бергмaнa."
  "Его переходы от веселья к зaмкнутости, от беззaщитности к
высокомерию кaк к зaщитной мaске. Его взгляд внутрь себя,
приподнятый воротник, кaкой-то нaхохлившийся вид. Иногдa прямо в
диaлоге он вдруг зaкрывaлся. У некоторых этот переход происходит
незaметно для окружaющих, деликaтно, мягко. Он же, кaк прaвило,
уходил резко, неожидaнно. Чaсто многие говорили - мaния величия."

  "Чaсто он любил повторять: 'Дaвaй оргaнизуем лесной теaтр'. - 'А
что это тaкое?' - 'Будем в лесу игрaть, кaк джaзмены'. - 'А кому
мы тaм будем игрaть - птичкaм, что ли?!' - 'Ну вроде того'.
Сиречь - для себя. Творить для себя, незaвисимо, творчески."
  Абсурдист, однако. Для себя можно творить, скажем, ремонт в
собственной квартире. Ещё для себя можно детей делать.

  Из дневника Олега Даля:
  "Я - суть абстрактный мечтатель. Таким родился, таким был всегда
и, видимо, таким останусь. Отсюда мой выбор занятий. Не конкретен
вообще, но конкретен в частности. Это та еще фигня!" (1971)
  Другими словами, Даль признаётся в неспособности заниматься
каким-либо сложным практическим делом. Даже кино снимать.

                *  *  *

  О размахе популярности Олега Даля. К 23.07.20014 (день, когда
я занялся этим вопросом) о Дале было снято 13 (!) документальных
фильмов.

я не автор               


Рецензии